Синдром дефицита внимания. как быть?
статья

Зейналова Гюльнара Алиевна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется выраженной невнимательностью и (или) гиперактивностью с импульсивностью. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Самостоятельно диагностировать расстройство невозможно. Родители могут только заподозрить, что ребенок страдает гиперактивностью. Похожие признаки бывают при аномалиях развития головного мозга, тревожных расстройствах, нарушениях поведения или психологического развития. Может быть нарушена память, внимание, расстроена концентрация. Наконец, у ребенка может быть хроническое заболевание внутренних органов или инфекция, которая нарушает его развитие и снижает возможности социальной адаптации. Кратковременные расстройства внимания или редкая импульсивность – это не гиперактивность. Симптомы гиперактивности – это стойкие нарушения, которые длятся не менее полугода и затрудняют возрастное развитие. Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу - детскому неврологу для проведения обследования, так как причиной гиперактивного поведения ребенка могут являться психические заболевания, заболевания нервной системы, последствия травм головы; у 80 % детей причина в наследственной предрасположенности; преждевременные роды, родовые травмы и применение химических препаратов при беременности также могут вызвать СДВГ. Диагностические критерии гиперактивности несколько отличаются в разных странах. В нашей стране используется и обязательна к применению Международная классификация болезней (МКБ) 10-го пересмотра. Согласно этой классификации, гиперактивность отнесена в раздел «Гиперкинетические расстройства». Родители должны обращать внимание на поведение ребенка, чтобы вовремя диагностировать расстройство. По мнению медицинского психолога Хуснутдиновой Г.З, диагностические критерии DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) включают 9 признаков невнимательности и гиперактивности и импульсивности. Диагностика требует задействования минимально ≥ 6 симптомов и признаков минимум из одной группы: Кроме того, симптомы должны:

 • Часто проявляться в течение ≥ 6 мес.

 • Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка

 • Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе)

 • Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы)

 • Мешать функционированию дома, в школе или на работе.

  Симптомы невнимательности:

• Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности

• Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры

• Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются

• Не следует инструкциям или конечным задачам

• Имеет трудность в организации задач и мероприятий

• Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени

• Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности

• Легко отвлекаем

• Забывчив в повседневной деятельности.

 Симптомы гиперактивности и импульсивности:

• Часто двигает руками или ногами, или ерзает

• Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации

• Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна

• Не способен играть спокойно

• Часто при ходьбе действует, как будто управляется двигателем

• Часто говорит чрезмерно

• Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены

• Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди

• Часто прерывает или вмешивается к другим.

 По данным различных исследований, гиперактивностью страдают до 18 % детей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Она серьезно мешает их адаптации в обществе. Проявления гиперактивности. Общие признаки:

• раннее начало (до 5 лет);

• отсутствует упорство в занятиях, при которых нужна умственная сосредоточенность;

• повышенная отвлекаемость: ребенок перескакивает с одного занятия на другое, и никакое не завершает (не доводит до конца);

 • присутствует хаотичная (нерегулируемая) активность.

 Это основные критерии, но возможны (не у всех детей) дополнительные признаки:

 • импульсивность поведения, когда ребенок действует под влиянием сиюминутных потребностей (например, прекращает обед и выбегает, потому что увидел за окном кошку), эмоциональная нестабильность, плаксивость;

 • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей

• постоянно получает дисциплинарные взыскания (педагоги и воспитатели ругают, потому что постоянно нарушает порядок);

 • не осознает собственного неорганизованного поведения (несмотря на замечания педагогов, продолжает нарушать дисциплину, делает одно и то же)

• ведет себя со взрослыми, воспитателями и преподавателями без всякого чувства дистанции и малейшего уважения (не понимает, что в большинстве ситуаций нужно быть сдержанным и предусмотрительным);

• в детском коллективе находится в изоляции, поскольку сверстники избегают общения.

У многих детей гиперактивность сопровождается- нарушением развития речи, - проблемами со сном, - нарушением аппетита, - головной болью, - тиками (моторными, вокальными и др.) - депрессией и агрессивностью, - энурезом. Если ребенком не заниматься, через некоторое время у него формируется низкая самооценка, а поведение становится близким к асоциальному. Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость. Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой. Психологические особенности детей с СДВГ

1. Вспыльчивость, раздражительность, быстрая смена настроения.

2. Конфликтность, прямолинейность, агрессивность.

 3. Обостренное чувство справедливости, обидчивость

4. Роль клоуна для привлечения внимания.

5. Ощущение покинутости родителями.

6. Усиление симптоматики в связи с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками (в возрасте 7 лет, в период подготовки к школе).

 Задача родителей как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию. Со своей стороны родители детей с СДВГ могут правильно реагировать на особенности своего ребенка и выбрать: - адекватную учебную нагрузку и постановку реальных целей и задач- позитивную модель воспитания (подчеркивание успехов, частая похвала, избегание жестких запретов и критики) - индивидуальную работу и контроль выполнения заданий- снижение требований к аккуратности на первых порах- занятия спортом без переутомления, статических силовых нагрузок и соревновательного компонента (рекомендуются бег, лыжи, плавание, велосипед, туризм) - диета без пищевых красителей с продуктами богатыми омега 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_defitsita_vnimaniya._kak_byt.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется выраженной невнимательностью и (или) гиперактивностью с импульсивностью. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Самостоятельно диагностировать расстройство невозможно. Родители могут только заподозрить, что ребенок страдает гиперактивностью. Похожие признаки бывают при аномалиях развития головного мозга, тревожных расстройствах, нарушениях поведения или психологического развития. Может быть нарушена память, внимание, расстроена концентрация. Наконец, у ребенка может быть хроническое заболевание внутренних органов или инфекция, которая нарушает его развитие и снижает возможности социальной адаптации. Кратковременные расстройства внимания или редкая импульсивность – это не гиперактивность. Симптомы гиперактивности – это стойкие нарушения, которые длятся не менее полугода и затрудняют возрастное развитие. Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу - детскому неврологу для проведения обследования, так как причиной гиперактивного поведения ребенка могут являться психические заболевания, заболевания нервной системы, последствия травм головы; у 80 % детей причина в наследственной предрасположенности; преждевременные роды, родовые травмы и применение химических препаратов при беременности также могут вызвать СДВГ. Диагностические критерии гиперактивности несколько отличаются в разных странах. В нашей стране используется и обязательна к применению Международная классификация болезней (МКБ) 10-го пересмотра. Согласно этой классификации, гиперактивность отнесена в раздел «Гиперкинетические расстройства». Родители должны обращать внимание на поведение ребенка, чтобы вовремя диагностировать расстройство. По мнению медицинского психолога Хуснутдиновой Г.З, диагностические критерии DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) включают 9 признаков невнимательности и гиперактивности и импульсивности. Диагностика требует задействования минимально ≥ 6 симптомов и признаков минимум из одной группы: Кроме того, симптомы должны:

 • Часто проявляться в течение ≥ 6 мес.

 • Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка

 • Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе)

 • Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы)

 • Мешать функционированию дома, в школе или на работе.

  Симптомы невнимательности:

• Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности

• Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры

• Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются

• Не следует инструкциям или конечным задачам

• Имеет трудность в организации задач и мероприятий

• Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени

• Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности

• Легко отвлекаем

• Забывчив в повседневной деятельности.

 Симптомы гиперактивности и импульсивности:

• Часто двигает руками или ногами, или ерзает

• Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации

• Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна

• Не способен играть спокойно

• Часто при ходьбе действует, как будто управляется двигателем

• Часто говорит чрезмерно

• Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены

• Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди

• Часто прерывает или вмешивается к другим.

 По данным различных исследований, гиперактивностью страдают до 18 % детей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Она серьезно мешает их адаптации в обществе. Проявления гиперактивности. Общие признаки:

• раннее начало (до 5 лет);

• отсутствует упорство в занятиях, при которых нужна умственная сосредоточенность;

• повышенная отвлекаемость: ребенок перескакивает с одного занятия на другое, и никакое не завершает (не доводит до конца);

 • присутствует хаотичная (нерегулируемая) активность.

 Это основные критерии, но возможны (не у всех детей) дополнительные признаки:

 • импульсивность поведения, когда ребенок действует под влиянием сиюминутных потребностей (например, прекращает обед и выбегает, потому что увидел за окном кошку), эмоциональная нестабильность, плаксивость;

 • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей

• постоянно получает дисциплинарные взыскания (педагоги и воспитатели ругают, потому что постоянно нарушает порядок);

 • не осознает собственного неорганизованного поведения (несмотря на замечания педагогов, продолжает нарушать дисциплину, делает одно и то же)

• ведет себя со взрослыми, воспитателями и преподавателями без всякого чувства дистанции и малейшего уважения (не понимает, что в большинстве ситуаций нужно быть сдержанным и предусмотрительным);

• в детском коллективе находится в изоляции, поскольку сверстники избегают общения.

У многих детей гиперактивность сопровождается- нарушением развития речи, - проблемами со сном, - нарушением аппетита, - головной болью, - тиками (моторными, вокальными и др.) - депрессией и агрессивностью, - энурезом. Если ребенком не заниматься, через некоторое время у него формируется низкая самооценка, а поведение становится близким к асоциальному. Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость. Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой. Психологические особенности детей с СДВГ

1. Вспыльчивость, раздражительность, быстрая смена настроения.

2. Конфликтность, прямолинейность, агрессивность.

 3. Обостренное чувство справедливости, обидчивость

4. Роль клоуна для привлечения внимания.

5. Ощущение покинутости родителями.

6. Усиление симптоматики в связи с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками (в возрасте 7 лет, в период подготовки к школе).

 Задача родителей как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию. Со своей стороны родители детей с СДВГ могут правильно реагировать на особенности своего ребенка и выбрать: - адекватную учебную нагрузку и постановку реальных целей и задач- позитивную модель воспитания (подчеркивание успехов, частая похвала, избегание жестких запретов и критики) - индивидуальную работу и контроль выполнения заданий- снижение требований к аккуратности на первых порах- занятия спортом без переутомления, статических силовых нагрузок и соревновательного компонента (рекомендуются бег, лыжи, плавание, велосипед, туризм) - диета без пищевых красителей с продуктами богатыми омега 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Синдром дефицита внимания

Материалы консультации для родителей«СИНДРОМ  ДЕФИЦИТА  ВНИМАНИЯС ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»

В статье описаны причины, симптомы СДВГ и даны рекомендации для родителей....

"Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей."

Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью - тревожный, а перспективы довольно мрачные. Нельзя надеяться на то, что дети "перерастут" свое состояние....