Консультации для родителей
консультация

Полякова Наталья Викторовна

Консультации.

  • "Ребёнок на даче".
  • "Театральная деятельность в детском саду".
  • "Игры в домашних условиях".
  • "Ножницы в руках ребёнка".
  • "Как провести время на улице с пользой".
  • "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка".
  • "Значение театра в жизни ребёнка".
  • "Формирование основ безопасного паоведения в быту, социуме, природе".
  • "Здоровый образ жизни ваших детей"
  • "Солнце,воздух и вода друзья здоровья".
  • "Профилактика гриппа и ОРВИ у детей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Ребёнок на даче»

 Наблюдая из окошка городской квартиры с какого-нибудь этажа за тем, как по асфальту шуршат машины, пробегают мимо люди, а из низкого серого неба капает монотонный дождь, мы мечтаем о лете, о ярком солнышке, о зелёной травке, о шуме листвы деревьев и аромате луговых цветов. Все эти прелести жизни даёт нам лето, проведённое вне города, на даче. Оно даёт нам необыкновенный заряд бодрости, сил и здоровья: ходьба босиком по траве и земле закаливает организм на целый год; постоянное пребывание на свежем воздухе позволяет очистить организм, наполняя кислородом каждую его клеточку; употребление в пищу овощей и фруктов "прямо с грядки" наполняет организм витаминами. Поэтому значение пребывания на даче и взрослых, и детей трудно переоценить.

Возраст малыша

С какого же возраста можно вывозить ребёнка на дачу? Всё зависит от удобств, которые есть в вашем доме, от удалённости от города и возможности вернуться домой в любой момент, от состояния здоровья малыша, от того, насколько быстро (при необходимости) вы сможете обеспечить ему квалифицированную помощь. Сам по себе, возраст не является противопоказанием для вывоза ребёнка за город. Это возможно с самого раннего возраста (приблизительно с 1 месяца). Но прежде, чем решиться на такой переезд, вы должны хорошенько всё обдумать.

Дача как дача...

Достаточно ли тёплый дом у вас за городом? Дело в том, что в самом начале и в конце лета ночи бывают достаточно прохладными, поэтому вы заранее должны продумать, каким образом вы сможете нагреть его. Если нет камина или печки, советую захватить с собой обогреватель, чтобы согреть комнату, в которой малыш будет спать и, обязательно, грелку (рекомендую класть её в постель за полчаса до укладывания ребёнка? и его засыпание будет приятным).

Есть ли в доме водопровод и канализация? Дети любого возраста на даче часто пачкаются, поэтому приходится много стирать и часто купать их. Если же малыш грудного возраста, то необходимо большое количество воды, чтобы стирать бесконечные пелёнки и ползунки, поэтому с маленькими детьми желательно иметь дом с водопроводом и канализацией, чтобы не пришлось бесконечно выливать "отработанную" воду из тазика или ведра куда-нибудь в огород.

Заранее подумайте о том, где и как вы будете готовить еду. Хорошо, если есть стационарная плита. Если же нет, то необходимо привезти с собой электрическую, но её неприятное отличие от газовой заключается в том, что, во-первых, она дольше нагревается, а во-вторых, еда готовится несколько дольше. Поэтому, если в городе вы пользовались газовой плитой, то первое время вам надо будет привыкать к этому.

Обязательно возьмите с собой достаточный набор тёплых вещей и резиновые сапоги, если ваш малыш уже бегает, они пригодятся после дождя, так как трава бывает очень мокрой и достаточно высокой, ботинки не защитят так хорошо ножки ребёнка от влаги. К тому же, если вы соберётесь на прогулку в лес в той местности, где водятся змеи, резиновые сапоги станут самой надёжной защитой при встрече с этой "хозяйкой" леса.

Медицинская аптечка

Особое внимание стоит уделить аптечке, которую вы берете с собой на дачу. Прежде всего, убедитесь, что ваш ребёнок совершенно здоров, и пребывание на природе ему не повредит. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом, готов ли малыш к поездке на дачу и как долго вы можете там пребывать. Советую вам взять с собой сведения обо всех прививках, сделанных ребёнку - это может иметь огромное значение, если вам придётся обращаться за медицинской помощью в случае травмы, ссадин, укусов животных или ожогов, что, к сожалению, бывает часто. Кроме того, если ваш ребёнок имеет лекарственную аллергию на какие-либо препараты, выпишите их на отдельный листок и старайтесь иметь при себе.

Какие же лекарства надо иметь в аптечке?

  1. Перекись водорода 3% - при любой ссадине, порезе, уколе о шипы растений необходимо обязательно обработать рану, чтобы избежать инфицирования.
  2. Зелёнка - для обработки открытой раны после перекиси водорода.
  3. Йод - для обработки места ушиба, гематомы, если нет повреждений кожи.
  4. Жаропонижающее - обычное средство, которым вы пользуетесь и в домашних условиях (может быть сироп парацетамола, таблетки или свечи ректальные). Лучше иметь и сироп, и свечи (они помогу в случае, если у ребёнка при высокой температуре возникнет рвота, и малыш просто не сможет пить лекарство). Не забывайте так же и о физических методах снижения температуры тела: обтирание водкой, раствором уксуса с водой.
  5. Антигистаминные препараты (супрастин, тавегил, кларитин, фенкарол и т.д.) - они помогут в случае аллергической сыпи, например, если малыш переест клубники, земляники, малины или ещё чего-нибудь вкусненького. Так же эти препараты помогут уменьшить отёк и снять зуд при укусах ос, комаров и других насекомых.
  6. Обезболивающее - в педиатрии применяется, в основном, парацетамол в сиропе, таблетках или свечах; он поможет, если у малыша режутся зубки, болит голова или ухо.
  7. Борный спирт - если вдруг заболело ухо, закапайте 1-2 капли тёплого раствора, пока не доберётесь до врача.
  8. Активированный уголь - в случае отравления или поноса.
  9. Смекта (или регидрон) - при рвоте, поносе, высокой температуре
  10. Иммодиум или лоперамид - при поносе, пока не доберётесь до врача.
  11. Спирт медицинский или водка - для обработки ран, при укусах насекомых, для компрессов, при высокой температуре для обтираний.
  12. Стерильный бинт - в случае ожога или при перевязке ран.
  13. Вата.
  14. Марганцево-кислый калий (марганцовка) - для промывания желудка при отравлении; при рвоте можно давать пить внутрь слабо-розовый раствор; при поносе - можно использовать для клизмы.
  15. Резиновая груша - для постановки клизмы.
  16. Градусник.
  17. Грелка.
  18. Газоотводная трубочка - для грудных детей.

Вот минимальный перечень содержимого вашей аптечки, если вы собираетесь за город с ребёнком. Хочу подчеркнуть, что в случае заболевания ребёнка следует как можно быстрее показаться врачу, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Что делать, если вдруг...

И ещё несколько полезных советов о том, как вести себя в экстренных случаях, например, если:

  • малыша укусила оса - постарайтесь как можно быстрее вытащить жало (пинцетом или руками), место укуса нужно протереть водкой или спиртом и охладить это место льдом или холодной водой, затем потереть лимоном. Если выражен отёк или очень сильное покраснение - возможно это аллергическая реакция, обратитесь к врачу.
  • малыш перегрелся на солнце - ребёнок становится вялым, капризным, более старшие дети жалуются на головокружение, головную боль. Немедленно унесите ребёнка в тень, осторожно охладите его тело и голову слегка тёплой водой. Если ребёнка лихорадит или у него судороги - быстрее к врачу.
  • впился клещ - после прогулок в лесу тщательно осмотрите тело и, особенно, голову. Впившегося клеща вытаскивайте осторожно, не крутите. Клещ состоит из двух частей: головки и брюшка. Брюшко обычно снаружи, а головка - внутри, под кожей. Постарайтесь вытащить обе части, место укуса обработайте водкой или спиртом.
  • ребёнка укусило дикое животное - желательно рану промыть мыльным раствором и обратиться к врачу для решения вопроса о прививке от бешенства.
  • купание маленьких детей (до 3-х лет) - желательно купать в бассейнах около дома (сейчас много различных вариантов от самых маленьких до огромных), где вы сможете регулировать температуру воды и глубину. Если же ребёнок купается в естественном водоёме, следите, чтобы он не переохладился. Если же малыш замёрз, его знобит - тогда его необходимо растереть хорошенько полотенцем и дать выпить горячего питья.
  • при ссадинах порезах, царапинах - рану необходимо обильно промыть 3% раствором перекиси водорода, затем обработать зелёнкой. Если у вашего ребёнка ещё нет прививок от столбняка (АКДС) или от последней прививки прошло более 3-х лет, а рана очень загрязнена землёй, песком или очень большая, обратитесь в ближайших медпункт для решения вопроса о прививке от столбняка.

                                          j0403983

   

 Не забывайте мыть все фрукты, ягоды, овощи, которые попадают в рот ребёнку, тем самым вы обережёте себя и детей от кишечных инфекций и массы неприятностей, с этим связанных.

                           фрукты1

                                 

                   Уроки труда на грядке

    Рано или поздно вы, уважаемые родители, начнете задумываться над тем, как научить малыша трудиться и пробудить в нем желание делать что-то не только для себя, но и для других. Возможно, стоит воспользоваться любопытством ребенка, изучающего природу, и однажды просто попросить его помочь вам полить цветы, нарвать зелени к обеду или выдернуть «лишнюю морковку».

     С началом дачного сезона для вас открывается прекрасная возможность приобщить ребенка к труду – ненавязчиво и в форме игры. Включаясь в трудовой процесс уже с самого раннего возраста, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире.

    Под влиянием  успехов радикальным образом меняется самооценка, развивается чувство ответственности, новые способности, умения и навыки, развивается интерес к различным явлениям природы. Один из лучших способов приобщить ребенка к садоводству – это позволить ему иметь свой собственный огород. Для начала обсудите с ребенком, какие именно растения он хотел бы вырастить на своем огородике. Выберите вместе лучшие семена из ваших запасов.

     Следующий этап – выбор собственного места на общем участке. Помогите ребенку выбрать лучшее место для его будущего сада, принимая во внимание освещенность, качество почвы и дренажа. Желательно огородить участок или выложить его по периметру камешками, чтобы ребенок четко представлял его границы.

     В зависимости от возраста ребенка, лучше всего сначала выращивать те растения, которые растут быстро и за которыми легко ухаживать. Дети ведь очень нетерпеливы, им хочется сразу увидеть результаты своего труда. Кроме того, лучше, если растение будет иметь какую-либо практическую пользу, попросту говоря, его можно будет

съесть. И если ваш  ребенок не очень любит овощи, не исключено, что на овощи, выращенные собственными руками, он будет глядеть более благосклонно.

     Два растения, вырастить которые для ребенка будет особенно легко – это редис и подсолнечник.

     Редис – одно из самых быстрорастущих и нетребовательных огородных растений. Сделайте в земле борозду и посадите семена редиса на глубину 1 см на расстоянии 7-10 см друг от друга. Засыпьте землей и как следует полейте. Всходы можно будет увидеть уже через 3-4 дня. Для того, чтобы  поддерживать огород все лето, сажайте очередную порцию редиса каждую неделю. Первый урожай редиса можно съесть прямо «с грядки», посыпав овощи солью и обмакнув в растительное масло.

     Выращивать подсолнечник тоже, несомненно, понравится вашему ребенку. Он растет очень быстро, вырастает очень высоким и цветет практически все лето. Для лучшей всхожести семена подсолнечника надо сначала прорастить на подоконнике: положите несколько семян на блюдце и накройте влажной тряпкой. Через несколько дней, когда появятся ростки, подсолнечник следует посадить в землю. Сделать это можно, как только минует угроза заморозков, выбрав для растения самое солнечное и безветренное место на участке. Сделайте в земле борозду и посадите семена подсолнечника на глубину 1 см на расстоянии 10-15 см друг от друга. Засыпьте землей и как следует полейте. Как только растения вырастут достаточно большими, их следует привязать к колышкам для устойчивости. А для того, чтобы семена не осыпались, или их не склевали птицы, головки взрослых растений  завязывают марлей.

Если ребёнок хочет выращивать цветы, то лучше начать с самых неприхотливых видов: ноготков, ромашки, бархатцев, душистого горошка. Эти цветы хороши тем, что цветут в течение почти всего лета. А осенью не забудьте собрать семена, положить их в отдельный пакетик и надписать названия растений.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Театральная деятельность в детском саду»

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

    Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, мы  формируем интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребенок  не хочет, есть или спать).

    Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.  Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

    Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем. Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.

    Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг). Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам. Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст из сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем. Когда сценарий театра подобран, подумайте, какой вид театра подойдет вашему ребенку?

    Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.    

    Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

    Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

    Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно  взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

    В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.

    Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

    Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.




Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры в домашних условиях»

 «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятии об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра — это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок — это, без сомнения, играющий ребенок. Игра — определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему. Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она — желанная и незаменимая в детском возрасте. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей — взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности. Семья — это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни. Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени — родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью.

Игра и игровое общение с ребёнком в семье — это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье — большое упущение. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности.

Игры на кухне

Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

«Съедобное-несъедобное».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

Отгадываем «Вкусные» загадки

В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
Ответ: Сахар

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.

Ответ: Бублик

Дедушка смеется,
на нем шубонька трясется.
Ответ: Кисель
Холодок в пакете

Едят и взрослые и дети
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Ответ: Мороженое

В воде родится, а воды боится.

Ответ: Соль

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ: Огурцы

«Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь — морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.

«Обзывалки»

Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.

Правила игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко!, А ты – ананас! А ты – банан! И т.п.)

Задания на развитие мелкой моторики:

  1. рассортировать белую и красную фасоль;
  2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;
  3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;
  4. посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Игры с кастрюльками и тазиками

Поставьте две кастрюли на некотором расстоянии друг от друга. В одну кастрюлю положите разные предметы (мягкую игрушку, кубик, пластмассовую баночку из-под лекарства, маленький мячик и т. д.).

Дайте ребенку поварешку, шумовку, ложку или щипцы.

Его задача — переложить предметы из кастрюли в кастрюлю, не прикасаясь к ним руками и ничего не уронив.

Можно ввести элемент соревнования и засечь время. Так можно проверить, насколько быстро малыш справляется с заданием.

Ощущения

Положите в кастрюлю разные овощи, фрукты (все, что попадется под руку) и накройте кастрюлю полотенцем.

Ребенок должен на ощупь определить содержимое кастрюли.

Эйфелева башня

Необходимый инвентарь: пластиковые стаканчики, баночки из-под йогурта.

Предложите ребенку построить из стаканчиков башню, а затем посчитать, из скольких блоков-стаканчиков она получилась. А в следующий раз?

Роспись посуды

Необходимый инвентарь: набор одноразовой посуды, несмываемые маркеры.

Обыденные одноразовые наборы посуды можно сделать уникальными, если дать юному художнику порисовать на них несмываемым маркером.

Пусть он сделает набор для себя, для мамы, папы, других родственников; придумает сюжет или узор, который подходит именно тому или иному члену семьи.

Конструктор из губок для посуды

Необходимый инвентарь: 5-10 упаковок губок для мытья посуды разного размера и цвета.

Губки — это отличный дидактический материал: оригинальный, легкий и экономичный.

Из них можно строить башни, домики, дороги, города — все для развития способностей юного архитектора!

Логика в кастрюлях

Процесс приготовления любого блюда начинается с выбора кастрюли. Разложите перед ребенком несколько кастрюль и попросите найти нужную. Задания могут быть самыми разными.

Например, нужная кастрюля по размеру меньше зеленой, но больше самой маленькой; или нужная кастрюля посередине, слева от синей; или нужная кастрюля не белая, без цветочков, но и не красная. Вариантов заданий может быть великое множество. После выбора кастрюли необходимо подобрать крышку.

Ну, а если в вашем доме нет такого богатого ассортимента кастрюль, используйте вместо них тазики, кружки, тарелки и т. п.

Съедобные фигурки

Необходимый инвентарь: овощи, фрукты, зубочистки.

Попросите ребенка сделать из овощей (например, очищенного картофеля) фигурку снеговика. Детали можно скреплять между собой с помощью зубочисток.

Затем из груши сделать Дядюшку Грушу, из помидора — Сеньора Помидора и т. д.

Из нарезанных овощных кружочков можно выложить фигурки зверушек, машинок или человечков.

Овощная геометрия

Необходимый инвентарь: овощи, фрукты.

Попросите ребенка разложить нарезанные овощные кружочки в порядке возрастания или убывания их величины.

Закрой глаза — открой рот

Ребенок с закрытыми глазами на вкус определяет, что вы ему предложили. Это может быть кусочек яблока или банана, огурца, лимона и даже чеснока. К полному маминому удовольствию, даже нелюбимые овощи в качестве тестируемых образцов проходят на «ура».

Потом обязательно поменяйтесь ролями. Допустите пару ошибок, и бурный восторг ребенка вам точно гарантирован.

Красная печать

Необходимый инвентарь: долька свеклы, шероховатая бумага.

Покажите ребенку, какой красивый и заметный след на бумаге оставляет после себя свекла.

Если выжать свекольный сок, то можно порисовать им пальцем, с помощью кисточки или веточки укропа.

Тихоход

Необходимый инвентарь: жестяная кружка, бусины (или горох).

Положите в жестяную кружку три крупных бусины.

Попросите ребенка пройти по кухне как можно более осторожно, чтобы бусины не загремели.

Дизайн готового блюда

На уже приготовленном и разложенном по тарелкам гарнире ребенок может потренировать свои оформительские способности: украсить его веточками зелени, дольками помидоров и огурцов, слегка оттенить кетчупом, присыпать сыром и т. д.

Рисуем крупой

Необходимый инвентарь: манка, поднос (не белый).

Зажатую в кулачок манку ребенок высыпает на поднос тонкой струйкой в виде узоров.

Золушка

Необходимый инвентарь: фасоль, горох, контейнер для яиц или стаканчики из-под йогурта, щипчики.

Щипчиками (или пинцетом) ребенок должен рассортировать фасоль и горох по ячейкам (или стаканчикам).

Картина из крупы и макарон

Необходимый инвентарь: разные крупы, макароны, картон, пластилин.

Намажьте лист картона тонким слоем пластилина. На эту основу ребенок разными крупами и макаронами может наносить любой придуманный им рисунок.

Это может быть ваза с цветами, машина с грузом, дерево, поезд и т. д.

Можно заранее обозначить контур рисунка, чтобы ребенку было проще выложить, например, загадочный подводный или космический мир.

Макаронные бусы

Необходимый инвентарь: шерстяная или капроновая нитка (шнурки), крупные макароны.

Пусть ваш ребенок начнет с нанизывания крупных макарон на нитку или шнурки от ботинок.

Приобретя опыт, можно будет перейти к нанизыванию макарон меньшего размера.

В нашем современном, скоростном мире все меньше места остается для живого общение. Все постоянно куда-то спешат, в том числе и родители малышей, девчонок и мальчишек, которые так нуждаются в простом общении со своими все время занятыми родителями. А ведь порой, чтобы позаниматься с ребенком, поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно.

Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.

Очень большой плюс таких словесных игр в том, что никаких игровых атрибутов они не требуют, а развивающий эффект от них большой. А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!

Игры по дороге домой

«Придумай рифму»

Игроки по очереди задают друг другу по одному слову, к которому необходимо придумать рифму. Можно придумывать сразу несколько таких слов и объединять затем их в несложные стишки-рифмовки. Получается в итоге очень весело.

Например, заданное слово «цветок». Придумываем: листок, платок, венок.

Рифмовки:

Сорву я душистый цветок.
Добавлю к нему я листок.
Сплету я красивый венок.
И одену его на платок.

Или еще варианты: Повешу его на крючок. Положу его на пенек. Уберу его я в кулек.

Вы сами, уважаемые читатели, можете убедиться, что возможности для усложнения и семейного творчества безграничны.

Словесная игра «Отгадай число»

Одним игроком задумывается число от 1 до 10 (20, 100), что зависит от уровня подготовки ребенка, а второй его угадывает. Когда называется неверный вариант числа, нужно сказать «нет — больше» или «нет — меньше». Чем быстрее будет угадано задуманное число, тем «круче» результат. Числа загадываются игроками поочередно.

Игра в дорогу «Сосчитай машины»

Если ваш путь домой или куда-либо проходит вдоль или недалеко от дороги, можно посчитать машины, которые вы увидите. Если машин не очень много, можно считать, называя их марки и цвет. Если машин очень много, можно вести подсчет по заданным параметрам. Например, «сегодня будем считать, сколько увидим черных автомобилей» или «сколько навстречу проедет грузовых машин».

«Узнай, что (кого) я задумал»

Один игрок задумывает слово (существительное): предмет, живое существо, явление и пр. Другой или другие игроки должны отгадать задуманное слово. Можно задавать любые вопросы, на которые будут получены односложные ответы: «да», «нет» или «и да, и нет». Чем меньшее количество вопросов понадобится для угадывания нужного слова, тем «продвинутей» игрок. Если отгадывают сразу несколько игроков, побеждает тот, который задаст итоговый вопрос. Потом победитель и ведущий меняется местами.

Эта игра способствует развитию умения классифицировать, ориентироваться в различных понятиях, предметах и их признаках, развивает логическое мышление.

Задумано слово «вода».

Вопросы: Это предмет? (Нет)

Это живое? (И да, и нет)

Это есть дома? (Да)

Это есть на кухне? (Да)

Это нужно для приготовления пищи? (Да)

Это жидкое? (Да)

Это вода? (Да! Угадал!)

Игра «Назови 3 (5) предметов»

Эта игра также помогает развить умение классифицировать. Она расширяет словарный запас и кругозор ребенка.

Игроки по очереди задают друг другу задания: «Назови 3 (5) видов фруктов, названий сказок, видов воздушного транспорта, головных уборов, предметов мебели и т. д.». Список заданий практически не имеет конца, а их количество и сложность зависит от возраста и кругозора играющих.

Игра «Ты поедешь на бал?»

Эту игру из детства (или ее вариации) многие взрослые смогут вспомнить. Основное правило игры – «да» и «нет» не говори, черное и белое не носи. Ведущий начинает с вопроса: «Ты поедешь на бал?». А потом можно задавать разнообразные вопросы: На машине? На карете? На чем? Какого цвета платье? А туфли черные? И т. д. Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры или меняется местом с ведущим.

«Скажи какой»

Предлагается слово (существительное), к которому нужно придумать как можно больше признаков. Кто назовет больше прилагательных, тот и выиграл. Делать это можно по очереди. Тогда победителем будет тот, кто придумает и назовет признак последним. Например, «цветок» (садовый, полевой, душистый, ранний, весенний, любимый, желтый, пестрый, большой, махровый, долгожданный, капризный, комнатный и т. д. Одних цветовых оттенков можно назвать бесчисленное множество).

Словесная игра «Из предмета – признак»

Эта игра немного похожа на предыдущую, но здесь нужно не только придумывать слова, но и изменять их. Сейчас приведу пример, и сразу станет понятно.

Пример. 1-й игрок предлагает словосочетание: садовая ромашка, 2-й игрок: ромашковое поле, 1-й: полевой цветок, 2-й: цветочный узор и т. д.

Подобные игры хорошо пополняют словарный запас ребенка, расширяют кругозор.

«Дорожки»

Данная игра поможет развить у ребенка наблюдательность, математические представления. Предложите малышу выбрать дорожку, по которой вы пойдёте домой. Сегодня вы пойдёте по длинной и узкой дорожке или по короткой и широкой? Пусть малыш сам выбирает и ведёт вас, ваша задача проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. «Маленькие ножки идут по узенькой дорожке», или «А большие ноги идут по широкой дороге».

«Ниже — выше»

Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.

«Маленький фантазёр»

Предложите ребенку посмотреть на облака и придумать, на что они похожи. Возможно, это будет собачка или кошечка, а может жираф с длинной шеей. Только важно помнить, что и вы должны активно принимать участие в этой игре. Фантазируйте вместе с малышом.

«Что это за звук?»

Прислушайтесь. Кто это поёт? Птичка? Какая? А может это дятел стучит? А вдруг это дождик стучит по зонтику? А вы слушали, как шуршат листья под ногами? Как здорово идти и загребать ногой листву осенью, слушать, как шуршит листва.

«Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Летом падает снег. Человек выше собаки. Воробей – это не птица. Кошка умеет летать. В такую веселую игру можно играть и на прогулке, и по дороге домой из детского сада, и в транспорте. Она развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

Игра «Обезьянки танцуют»

Предложите ребенку копировать все ваши движения так же, как это делают обезьянки. И показывайте разные движения: поднимайте руки, хлопайте, приседайте и так далее. Движения чередуйте и постепенно скорость смены движений увеличивайте. Ребёнок должен успевать повторять все движения за Вами.

Игра «Наблюдатель»

На прогулке можно попросить малыша называть всё подряд, что он видит на улице, а уже потом давать задания называть предметы по каким-либо признакам. Для трёхлетних малышей признаки, по которым ему надо называть предметы, должны быть совсем простыми, например, только по цвету или форме. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть признаки. Пятилетним детям уже можно давать задания назвать все гладкие предметы, все шершавые, все деревянные, все пластмассовые.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

  • Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
  • Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
  • Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
  • Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
  • Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
  • Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

Фантазируйте и играйте на здоровье!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ножницы в руках ребёнка»

Уважаемые родители!

Ножницы – нужный и полезный инструмент. Откуда они появились? Ножницы пришли в нашу жизнь из глубокой древности. Первые ножницы были созданы более трех с половиной тысяч лет назад, причем служили они не для парикмахерских нужд, их предназначение было в необходимости стричь овец. Один из ремесленников, живший на Ближнем Востоке, решил соединить два ножа с помощью гвоздя, а ручки загнул кольцами, чтобы было удобно держать. Данная конструкция оказалась удобной и прижилась. О них нехитрая детская загадка: “Два кольца, два конца, а посередине гвоздик”.

Вырезание очень полезное занятие. Оно представляет нагрузку для укрепления пальчиков, что в свою очередь развивает мелкую моторику – улучшается координация движений пальцев, а это в свою очередь, способствует образованию новых нейронных связей, то есть развитию мышления ребёнка. Ножницы учат ориентировке на листе бумаги, развивают внимательность, а кроме того, гармонизируют работу обоих полушарий головного мозга. Особенно вырезание ножницами полезно для переключения внимания гиперактивного ребёнка. И несомненно, вырезание представляет расширенный функционал для творчества.

Какие выбрать ножницы?

Ножницы как инструмент для творчества бывают как для детей праворуких, так и леворуких. Детские ножницы отличаются повышенными мерами безопасности – они имеют тупые и скруглённые концы. У них по-другому заточено лезвие, чтобы малыш не порезался.

Чтобы избавить детские пальчики от мозолей и натертостей, после долгой работы ножницами, кольца должны быть прорезиненными. Отправляться за покупкой инструмента необходимо вместе с ребенком, взяв с собой кусок бумаги, чтобы ребёнок мог опробовать будущее приобретение. И очень важно: необходимы ножницы, длина лезвий которых не превышает 12 сантиметров.

Если ребёнок левша, для него нужно покупать ножницы для леворуких. А если ребёнок одинаково хорошо справляется с едой и рисованием двумя руками (амбидекстр), то ему необходимо купить оба варианта – и обычные ножницы, и для левшей. А он сам выберет, какими ему удобно работать.

Перед тем, как дать ребёнку в руки ножницы, с ним необходимо провести беседу и объяснить, что: «Ножницы — это не игрушка, это инструмент. Они острые и опасные. Если неправильно ими пользоваться, можно пораниться»

Правила безопасности:

  1. Во время вырезания ребёнок должен быть сосредоточенным и очень внимательным.
  2. Одновременно вырезать и смотреть мультфильмы нельзя, ведь это может привести к травме.
  3. Передавать ножницы другому необходимо правильно: держать их за закрытые лезвия и никак иначе.
  4. С ножницами работают только в положении сидя за столом. С ножницами в руках не ходят, не бегают, не играют и не балуются.
  5. Рабочее пространство необходимо организовать так, чтобы он не ронял ножницы на пол – от частых падений инструмент может выйти из строя.
  6. Ребёнок ни в коем случае не должен оставаться с ножницами один на один. Малыш должен всегда спрашивать разрешения родителей, чтобы воспользоваться инструментом.
  7. После окончания вырезания необходимо сразу же убрать ножницы в недоступное место для ребёнка.

Перед обучением желательно убедиться, что ручки малыша довольно сильные, чтобы справиться с ножницами. Для этого необходимо дать ему кусок бумаги и попросить порвать на мелкие кусочки.

Объясните ребёнку, как правильно держать ножницы. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц. Далее ребенок проденет кончик среднего пальца в другое колечко. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи). Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.

После того, как ваш малыш научится брать в руки и держать ножнички правильно, покажите ему, какие способы резки существуют. Сначала ребёнок режет лист бумаги на полосочки, затем можно переходить к простым геометрическим фигурам – квадрату, прямоугольнику, треугольнику. Круг и овал – это самые сложные в вырезании, за них берутся в последнюю очередь. Вырезание – это не то умение, с которым люди рождаются, этому надо обучить. И помните: «Где нет терпения, там нет и умения!»

Успехов Вам в воспитании своих малышей!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Как провести на улице время с пользой»

Многие родители жалуются, что у них нет времени для занятий с ребенком. Но это не так… 5-10 минут найдутся всегда! Ведь дорога от детского сада домой и обратно занимает определенное количество времени. И это время можно провести увлекательно и с пользой для ребёнка. А на прогулке еще больше возможностей: никто не отвлекает маму от ребенка разговорами, не надо бежать на кухню, к стиральной машине... С помощью простых игр можно превратить прогулку и дорогу домой из садика в полезное и увлекательное для малыша мероприятие! Я хочу предложить вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры для детей в возрасте 5-6 лет.

Эти игры будут способствовать развитию речи ребенка, памяти, внимания, воображения, восприятия. Играя, ребёнок научится мыслить, рассуждать, анализировать, делать умозаключения. классифицировать, обобщать предметы. В процессе игры у ребенка обогатится словарный запас и закрепится программный материал.

Такие «уличные» занятия способствуют сближению детей и родителей. Дети чувствуют внимание и любовь родителей. А самое главное — ребёнок и не догадывается, что это не просто игра, это игра-занятие. У многих детей слово занятие вызывает негатив, страх, отвращение, а подобный вид занятий не является для ребёнка чем-то неприятным и страшным.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно. Желаю удачи в ваших начинаниях!

Речевые игры по дороге домой:

1. Игра «Назови лишнее слово».

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  • Шуба, кепка, шарф, ботинки, шляпа.
  • Слива, яблоко, огурец, абрикос, груша.
  • Медведь, кошка, выдра, лиса, хорек.
  • Матрешка, песок, пирамидка, ведро, кубик.
  • Кровать, шкаф, ковёр, кресло, тумбочка.

2. «Наблюдаем за транспортом».

  • Посчитайте, сколько машин, автобусов встретилось вам по дороге.
  • Расскажите, какими они бывают?
  • Как их можно назвать одним словом? (транспорт). Вспомните сколько дверей, колёс у троллейбуса.
  • Какой вид транспорта вы ещё знаете? (водный – теплоход, лодка…, воздушный – вертолет…)

3. «Какие бывают дома?

  • Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают?
  • Панельные, кирпичные, одноэтажные, десятиэтажные …, высокие, низкие, новые …
  • Вспомните, на каком этаже живёте вы?
  • Сколько этажей под вами, над вами?
  • Посчитай сколько окон на вашем этаже, в доме?

4. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у лисы – лисий (лисья, лисье, лисьи), а у зайца, у курицы, у слона, у медведя и т.д.

5. Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Палуба, корма, каюта, якорь, нос (корабль).
Подъезд, квартиры, этаж, лестница, чердак
(дом).
Крылья, хвост, кабина, мотор
(самолет).
Глаза, рот, брови, лоб, нос, щеки
(лицо).

Кузов, руль, фары, кабина, колеса, дверцы (грузовик).
Ствол, листья, кора, ветки, сучья, корни
(дерево).
Дно, крышка, стенки, ручка, носик
(чайник).

6. Игра «Что это? Отгадай.»

Отгадывание обобщающего слова по признакам, ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (ягоды).
Растут на грядке в огороде, используются в пищу
(овощи).

Движется по воздуху, по дорогам, по воде. (транспорт).

7. Игра "Кто, что делает?"

Придумать как можно больше слов к слову (собака, голубь, машина, цветок...). Собака — гавкает, бежит, ходит, рычит..., цветок — растет, цветет, пахнет... и т.д.

8. Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: кукла – арбуз – замок – кукуруза — …

9. Игра «Из чего какое?»: Сок из слив – сливовый, а из груш? Яблок? Дом из дерева – какой? Книга из бумаги, свитер из шерсти и т.д.

10. Игра «Большой-маленький»: Шкаф – шкафчик, нога —?.. (ножка), мяч —?..

11. «Что бывает?»

Начните игру словами: "Мягким может быть диван, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант.

Или так:

Что бывает жидким? Что бывает твердым? Что бывает круглым? Что бывает ароматным?

Что бывает острым? Что бывает длинным? Что бывает пушистым? Что бывает квадратным?

12. «Бывает – не бывает».

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».

Чашка жарится на сковороде.
Лиса спит в норе.
Человек выше кошки.
Голубь – это рыба и т.п.

Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

13. «Закончи предложение»

Оля не пошла сегодня в садик, потому что... (заболела).
Я не хочу гулять, потому что...
(идет дождь).
Мы поедем завтра в парк, если...
(будет хорошая погода).
Кошка забралась на дерево, чтобы...
(спастись то собаки).
Мама пошла в магазин, чтобы...
(купить продукты).

14. «Отгадай, что я вижу».

Отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:

Низкий, деревянный, одноэтажный (дом).

Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).

Едет по дороге, возит пассажиров, сигналит (автобус).

15. Развивайте ориентацию в собственном теле:

«Покажи левую ногу, правую руку, правый локоть. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, Левой рукой прикрой правый глаз и т.д.»

16. Развивайте ребенку ориентацию в пространстве:

«Назови, что находиться слева от тебя, справа, дальше, выше,.. и т.д.»,

17. Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов.

Обучение грамоте (5-6 лет)

  1. Придумай 10 слов на заданный звук.
  2. Назови гласный звук. Мама произносит слово, а ребёнок выделяет гласный звук. Пример: дом – звук о.
  3. Доскажи словечко. (ко…т)
  4. Договори слово. (ма.. шина, мамонт, малина).
  5. Сосчитай звуки в слове.
  6. Придумай слово из трёх звуков. (из четырех, из пяти).
  7. Какой звук встречается в каждом слове (шуба, шалаш, машина).
  8. Назови последний звук в слове. Придумай слова, где заданный звук стоит в середине (в начале, в конце слова).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

 

"Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

         Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры.

     Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

        Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

         Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

 Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу.

 Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                Консультации для родителей

                 "Здоровый образ жизни ваших детей"

 Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание,

привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно

 начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это во - первых:    соблюдение режима дня.

 В детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда,  нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.

Во – вторых: это культурно - гигиенические навыки.

 Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.

. Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живёт.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.

Постой- ка, у тебя горячий лоб.

Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом,

вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.

В - третьих: это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

В - четвёртых: культура питания. Обыгрывание ситуаций "В гости к Мишутке" и "Вини - Пух в гостях у Кролика", рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!". Рассказать детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Чёрный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Помогают в формировании культуры здорового образа жизни игры по Основам Безопасной Жизни и по Правилам Дорожного Движения.

Только говорить о значимости здоровья - это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! «Движение - основа здоровья»

Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых.

Очень простые, нескучные советы родителям по проблеме: «Движение и здоровье»

Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается

впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим

бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.

Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Только говорить о значимости здоровья – это мало.

Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.

Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни.

Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск.

Командовать может любой – мама, папа, дедушка, бабушка, сын или дочь, тетя, дядя и т.д.Можно «периоды» разделить и тогда каждый отвечает за свое «мероприятие» свой отрезок времени.

Утром, еще в постели сделайте несколько упражнений по растяжке мышц:

- Лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом;

- Напрячь стопы ног, носочки;

- Отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть;

- Затем расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть.

Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!»

- Из того же исходного положения подложив руки согнутых в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло), сделать несколько полуподъемов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати.

- Лежа на спине, прямые руки вдоль туловища, или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол».

- Продолжая лежать на спине выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону.

- Из положения, лежа на спине, вытянув руки и ноги перевернуться на один бок, на спину, на другой бок, на живот.

- Из исходного положения, лежа на животе, вытянув руки и ноги сделать «лодочку», прогнувшись в спине, приподнять голову, верхнюю часть туловища, ноги.

Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать.

Повторять упражнения стоит от двух дог четырех раз с улыбкой и хорошим настроением.

Общий подъем команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют всю семью общей идеей, общим действием общим веселым настроением насыщают всех положительными эмоциями.

«Всем – здравствуйте! Здравствуйте все!»

Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.

Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.

Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.

Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры. Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Квач», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри», «Краски».

Из дома – на улицу, на природу.

Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.

Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и интересно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей.

Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т.п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху.

Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.

Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойнее игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но не долго – детям вредно.

Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю

жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.

                                                              Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Беседа с родителями

«Солнце, воздух и вода друзья здоровья»

Ребенок должен знать, что главные факторы, которые помогают сохранить и укрепить здоровье, - это солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой организм, т.е. сделать  его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливающим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых порах, пока они не стали привычкой.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце, которое способствует уничтожению микробов, повышает сопротивляемость и устойчивость организма против болезней, закаляет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бывает солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, должны знать, как «обращаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной ной убор, причем лучше светлый.

Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную воду» В течение дня следует выпивать до двух литров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой кой: она не утоляет жажды.

Ежедневные ножные ванночки, душ, обтирание, купание - это прекрасные средства закаливания. Приступить к водному закаливанию легче всего, конечно, летом. Начните с обтирания влажным полотенцем (температура воды 18-20°С) в течение 2-3 минут. Приучив ребенка к этой процедуре, переходите к обливанию водой комнатной температуры с постепенным понижением до 15°С и ниже. Длительность процедуры - от 30 секунд до 2 минут (через каждые 3-4 дня прибавляйте по 5-10 секунд). После 2-3 месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу - душу. Лучше всего принимать душ по утрам, а вечером делать прохладные ножные ванночки, понижая температуру воды постепенно до холодной (2-10°С).

Самое доступное средство закаливания летом - купание в море, реке, озере. Особенно полезно морское купание, когда на организм совместно воздействуют морская вода с ее солями, солнечные лучи и целебный морской воздух.

Еще один друг здоровья - свежий воздух. Объясните ребенку, почему нужно проветривать помещение , привыкать спать при открытой форточке (свежий воздух улучшает сон и способствует хорошему глубокому дыханию).

Свежий воздух, как вода и солнце, - средство закаливания. Ребенок должен проводить на воздухе не менее двух часов в день. Подберите комплексы физических упражнений, подвижных игр ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться. И принимайте участие в детских играх и соревнованиях. Если вы будете хорошим партнером, то ваш ребенок не только получит массу положительных эмоций, но и научится преодолевать конфликтные ситуации, управлять своими чувствами, поведет акциями в общении с другими людьми. Все это - условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...