«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста» консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Антонова Валентина Сергеена

Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей.

Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста» 

        Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей.

Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие собственной инициативы. Соответственно, и развитие самостоятельности в этом возрасте подразумевает именно воздействие на эти сферы.  Если говорить об инициативе, то нужно учитывать, что дети инициативны по природе. У них всегда есть свои “задумки”, предпочтения, выбор; они всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача родителей – не погасить эту инициативу, а учиться ей следовать  (когда возможно), поддерживать идеи ребенка.  Погасить инициативу может как грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам),  так и гиперопека (например, когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений; еще один пример гиперопеки – стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он еще мал, неловок, что ему тяжело, что “я справлюсь быстрее и лучше”). Поэтому самый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в том случае, если он просит вас о помощи или если его попытки сделать что-то самостоятельно могут оказаться опасными. Кстати, другой крайностью по сравнению с гиперопекой является желание родителей как можно быстрее “развить и повзрослить” своего ребенка. Для этого родители побуждают ребенка делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому желания, интереса, не обладает достаточными навыками. Самостоятельность как бы развивается из- под палки. Но нужно учитывать, что в таком случае те действия, к которым мы приучаем (самостоятельно одеваться, кушать ложкой, выливать за собой горшок и т.п.), в сознании ребенка соединяются с эмоционально- негативными переживаниями. То есть ребенок может научиться делать то, чему вы его обучаете, но вряд ли будет это любить. Оптимальный вариант – следовать за инициативой ребенка. Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребенка есть реальная мотивация – научиться, попробовать, справиться. Эту инициативу (взять ложку, развязать шнурки и т.п.) следует подмечать – и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую веревочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. Наверняка вы замечали, что многие навыки, над которыми вы бились долгие месяцы, ребенок может ухватить буквально за один день, если вы поддержали его инициативу в этом. В раннем возрасте именно эти простые приемы способствуют развитию самостоятельности. Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования. Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью.

 Что дети к концу младшего дошкольного возраста должны научиться делать самостоятельно:

 - мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;

- не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать,

- вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать;

- замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

 - своевременно пользоваться носовым платком, туалетом

- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

 - правильно пользоваться ложкой;

 - убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.         

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка всамообслуживании:

В одевании:

- вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;

 - индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);

 - постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы

- удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы;

- шнурки для обуви с твердыми наконечниками;

- достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки;

В умывании:

 - устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерно 55см, а до крана - 65-70см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка);

-постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика для нее

- отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

-удобное место для полотенца  (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи.  Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту полотенца.

Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50см в ширину, 50-70см в длину).

При приеме пищи:

- стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19 см, под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула - 25-28см);

 -небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; - на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками.

        В дошкольном возрасте детский сад, безусловно, внесет свой вклад в развитие самостоятельности. Но до этого этапа основная задача лежит на родительских плечах. Как фундамент, родители закладывают навыки будущей зрелости. И будет ли этот фундамент прочным, зависит именно от вас.

«Если ребенок не убирает игрушки»

Когда в доме появляется ребенок, то рано или поздно мама с папой начинают хвататься за голову "кругом игрушки". Убирать самим - не вариант, если Вы не собираетесь делать это всю жизнь. Кроме того, человеку в жизни  необходим  навык аккуратного обращения с вещами и организации пространства и рабочего места, а мама с папой уже не смогут быть всегда рядом.

Сталкиваясь с тем, что ребенок не хочет убирать игрушки, родители понимают, что время было упущено. Но можно исправить ситуацию и найти способ, как научить ребенка убирать игрушки.

Рано или поздно каждого родителя начинают раздражать разбросанные по дому игрушки, ведь их сбор начинается лишь после того, как чадо уже уснуло. Но все хотят вырастить ответственного человека, приспособленного к жизни в обществе. Не стоит думать, что элементарный навык по сбору игрушек никак не пригодится в будущем. Если после двухлетнего ребенка родители безропотно еще убирают устроенным им в течение дня разгром в квартире, то на пятилетнего ребенка уже начинают просто кричать. Но глупо требовать даже от пятилетки, чтобы он взял и собрал свои игрушки, если родители не начали его учить этому, как только он стал понимать речь и мог выполнять малейшие просьбы.

Ограждая ребенка от элементарной работы по дому и выполнения простейших обязанностей, взрослые оказывают ему «медвежью услугу». Ведь уже даже в детском саду этот навык будет необходим.

Что же делать, если ребенок не хочет убирать игрушки? Сразу стоит заметить, что учить ребенка убирать игрушки надо уже тогда, когда он начинает их активно разбрасывать самостоятельно. То есть детей в возрасте 1-1,5 года не стоит считать слишком маленькими для этого, ведь закрепить этот полезный навык можно где-то до 3 лет.

С учетом того, что дети любят все повторять за взрослыми, в первую очередь необходимо следить, чтобы в доме был порядок. Трудно привить любовь к чистоте, если ее нет. Родителям стоит начать с себя: не разбрасывать вещи, не оставлять чашки по всей квартире. Уборку игрушек лучше начинать тогда, когда ребенок уже наигрался, но еще не устал.

Годовалых малышей можно попросить поставить 1-2 игрушки на место, обязательно напомнив, где именно оно находится. Обычно детки воспринимают это как продолжение игры и с удовольствием выполняют такую просьбу. Со временем объем убираемых игрушек малышом увеличится, и мама обязательно дождется того дня, когда он сам их все уберет.

Методы воздействия, связанные с ограничением, запугиванием, указанием не целесообразны, так как рано или поздно они потеряют силу. А в некоторых ситуациях могут нанести вред психическому здоровью ребенка и помочь выработке комплексов и страхов.

Выделяется несколько принципов, которые наиболее важны в процессе приучения ребенка к уборке игрушек.

-Во-первых, пример. Навряд ли Вы сможете объяснить малышу, что содержать свои вещи в порядке удобно и нужно, если Ваши вещи разбросаны по всему дому.

-Во-вторых, игра. Да-да, любой даже самый упрямый малыш не останется равнодушен к искреннему желанию взрослого поиграть или посоревноваться. Дети с удовольствием сортируют предметы по цветам и назначению, ищут дом потерявшегося зайчика или едут на машине в гараж.  

-В-третьих, понимание. Ребенок обязательно должен понять "для чего это нужно". Когда дети понимают смысл наших требований, понимают для чего им нужно выполнить данное действие, они делают правильные выводы и в будущем принимают это как нужный естественный процесс. Для чего это нужно? Попробуйте объяснить это сначала себе, а потом уже ребенку.

         Если игрушки мешают Вам, но находятся в игровой зоне, это ещё не повод их убирать. А вот если у Вас на столе, то это все равно, что Вы заняли бы его место для игр своими вещами - объясните ему это.

Разбросанные игрушки   должны мешать ребенку, чтобы он это осознал. Не убирайте их раньше этого момента.

Не ищите за него потерянные вещи, объясните, если класть их на место такого происходить не будет.

Если он наступил и сломал игрушку, объясните, почему это произошло, но не спешите покупать новую или чинить, так он может не успеть испытать чувство сожаления и осознать ситуацию. Вместо этого он может подумать, что таким способом удобно добиваться покупки новой игрушки.

-В-четвертых, введите правила. Ограничьте место беспорядка, например, доставать игрушек не более, чем поместится на каком- то пространстве. Или доставать только по 1 коробке, убрал коробку достал следующую. Распределить игрушки по коробкам, так чтобы они представляли собой полноценные наборы для игры лучше вместе с ребенком, а также подобрать картинки к коробкам для создания условия развития самостоятельности (он сам будет выбирать какую коробку взять, потому что знает, что внутри).

-И в-пятых, поощрение. Не забывайте хвалить ребенка, даже если он убрал всего одну вещь. Он такой помощник. Помогайте ему, возможно так ему будет легче и веселее, в этом нет ничего плохого. Это не Ваша слабость, это естественное желание помогать близкому, а он потом пусть поможет Вам убрать свои  вещи, и вы вместе отправитесь, например, пить чай.

Я надеюсь, что эти несложные пять принципов помогут вам воспитать в ребенке естественное желание соблюдать порядок и прибираться после игры.

Главное в обучении – системность: убирать игрушки надо каждый день, а не в зависимости от настроения родителя или ребенка, исключение составляют лишь дни болезни.

Одним из вариантов является наличие стимула: можно пообещать малышу почитать сказку или разрешить посмотреть мультик лишь после того, как он уберет все игрушки. Если уборка происходит вечером, перед сном, то игрушки тоже можно уложить отдыхать.

Для детей, которые категорически отказываются собирать игрушки, можно завести специальную коробку, в которую отправятся все разбросанные вещи. Мама их собирает сама, но игрушки из этой коробки не отдаются ребенку на протяжении нескольких дней.

Я учусь у мамы.

Я учусь у мамы
Доброте и ласке.
Расскажу игрушкам
Я сегодня сказки.
Куклу укачаю.
С песней колыбельной.
В доме уберу все.
Стану я примерной.
Мама улыбнется,
Скажет мне: - Малышка,
У тебя смотри – ка.
Засыпает мишка.
В носик поцелует.
Нежно приголубит.
Спать меня уложит,
Песни петь мне будит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоций у детей раннего возраста" консультация для родителей

Материал будет полезен воспитателям для организации работы с родителями....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. (консультация для родителей)

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей)

В консультации описаны методы развития  сеносорноых способностей у  детей раннего возраста...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. (консультация для родителей)

                     консультация для родителей Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. (консультация для родителей)

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. (консультация для родителей)

Значение серсорного развития в ранеем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее блпгоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мир...