Программа работы с родителями 2018-2019 гг. (младшая группа)
рабочая программа (младшая группа)

Грицкан Юлия Юрьевна

В программе представлены формы, спомобы, методы и приемы работы  родителями дошкольников, с целью создания общего педагогического пространства детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_18-19gg.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с родителями 2018-2019 г.г.

(младшая группа)

Название программы: Воспитаем вместе

Пояснительная записка

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

        Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

       Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям.

      Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

       Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Цели и задачи программы

Ведущими целями программы являются — установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с  родителями; формирование единого педагогического пространства, необходимого для становления гармонично развитой личности каждого ребенка.

Задачи:

• Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

• Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

• Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

• Формировать позитивные формы общения

• Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

• Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей.

        Совместная работа с семьями воспитанников ДОУ строиться на основных положениях, которые определяют её содержание, организацию и методику. К ним относятся:

- единство, которое достигается, если цели и задачи развития ребёнка хорошо поняты не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;

- систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;

- индивидуальный подход к каждой семье на основе учёта её интереса взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а авторитете родителей – в детском саду.

Система работы с семьёй обязательно включает:

- Ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребёнка;

- Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

- Ознакомление родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально – эмоциональное развитие ребёнка;

- Обучение конкретным приёмам и методам развития  ребёнка в разных видах детской деятельности.    

Формы организации работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания,

- консультации,

- устные журналы,

- семинары – практикумы,

- деловые игры и тренинги,

- дни открытых дверей,

- вернисажи,

- совместные досуги и праздники и т.д.

Основные методы изучения семьи:

- анкетирование;

- наблюдение за ребёнком;

- посещение семьи ребёнка;

- беседы с ребёнком;

- беседы с родителями.

Принципы взаимодействия с родителями:

1.        Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».

2.        Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ - признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3.        Открытость по отношению к семье воспитанника.

4.        Индивидуальный подход - учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

5.        Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.

6.        Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

7.        Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

8.        Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

9.        Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Перспективный план работы с родителями

2018-2019 учебный год

Месяц проведения

Формы работы с родителями

коллективные

индивидуальные

участие в иных мероприятиях

Сентябрь

Лекция-беседа «Знаете ли вы своего ребенка?»

Конспект: «Бойкая речь»;  

«Что такое пальчиковые игры?»

«Умные пальчики»

Папка-передвижка «Внимание, дорога!»

Консультации-шпаргалки для родителей: «Если ребенок все время льнет к вам…»;

«Если дети балуются…»;

«Если ребенок плохо ест…»;

«Если ребенок дерется…»

Выставка в уголке природы «Дары осень»

Сбор материалов к выставке.

Октябрь

Родительское собрание «Культура еды и гигиенические навыки за столом».

Анкета для родителей «Качество питания в детском саду».

Анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

Привлечение родителей к сбору дидактического материала: кубиков, счетных палочек, головоломок и др.

Семейные газеты «Столовый этикет дома»

Фото-выставка семейных газет «Добрые дела-украшение человека»

Ноябрь

Ток-шоу на тему «Почему ребенку нужна игра?»

Родительское собрание «Сюжетно-ролевая игра в младшем возрасте, значение игры для ребенка»

Консультация для родителей «Какие игры нужны вашим детям»

Старт тематического конкурса для родителей «Рождественский вертеп»  

Декабрь

Участие в украшении группы к Новому году.

Консультация «Как отвечать на детские вопросы?»

Помощь в подготовке к новогоднему утреннику

Январь

Проведение опросника "Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку?

Выставки газет, фотографий и альбомов на тему: «Семейные ценности и традиции»

Февраль

Родительское собрание «ФЭМП с учетом ФГОС»

Педагогический калейдоскоп «Детский сад и семья»

Анкетирование «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»

Март

Папка-передвижка «Как знакомить детей с изобразительным искусством?»

Анкетирование родителей «Удовлетворенность работы ДОУ»

Участие в праздничном утреннике, посвященном 8 марта.

Апрель

Папка-передвижка «Веселая математика»

Письменный опрос «Ваши пожелания и ожидания»

Май

Ток-шоу «Можно ли обойтись без наказаний»

Родительское собрание «Подготовка к летнему оздоровительному периоду».

Выставка коллажа из весенних цветов.

15 мая – Международный день семьи. Участие в развлечении с детьми.

Мониторинг

Анкета для родителей «Качество питания в детском саду».

1.  Если ваш ребенок не ест в ДОУ, то почему?  

 - потому, что готовят нелюбимую пищу  

- другие причины

- не знаю

2.Удовлетворены ли вы и Ваш ребенок меню, по которому организовано питание в ДОУ?

-  в целом удовлетворены  

 - в основном удовлетворены   

 - не удовлетворены   

3.Удовлетворены ли Вы и Ваш ребенок формами организации питания в ДОУ?

- в целом удовлетворены

- в основном удовлетворены, есть отдельные замечания

 - не удовлетворены

4.Соответствует ли установленным требованиям режим питания в ДОУ?

- Соответствует

- частично не соответствует

- не знаю

5.Наличие в вашем ДОУ меню и подробной информации об услугах по организации питания детей на сайте ДОУ?

- Имеется  

 - не знаю

  6.Соответствие фактического меню в ДОУ утвержденному меню и рациону питания ?

 - Соответствует

 - не знаю

- питания в детском саду?

7.Удовлетворены ли вы и Ваш ребенок меню, по которому организовано питание в ДОУ?

-  в целом удовлетворены   

-  есть отдельные замечания

8.Наличие в вашем ДОУ меню и подробной информации об услугах по организации питания детей в месте, доступном для всех родителей ?

 - Имеется

 - отсутствует (не видел)

   9.Наличие наглядной информации по вопросам здорового питания на стендах

Имеется

 Не знаю

10.Организован ли в ДОУ питьевой режим? обеспечение детей в достаточном количестве доброкачественной питьевой водой

 - Имеется с использованием кипяченной водопроводной воды  

 - не знаю

 Что лично Вам нравится в меню, рационе питания ребенка в ДОУ?

Что лично Вам не нравится в меню, предлагаемом ребенком в ДОУ, в организации питания? Ваши замечания и предложения по вопросам питания воспитанников в ДОУ?

 Какие продукты, блюда, полученные в ДОУ ребенок не съедает? оставляет не съеденными - со слов ребенка

 

Анкета для родителей

«Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

Уважаемые родители! Просим ответить на следующие вопросы.

1. Каким вы считаете своего ребенка(нужное подчеркнуть.) Уверенный, решительный, активный, спокойный, общительный, мало эмоциональный или очень эмоциональный, замкнутый, агрессивный, обидчивый, любознательный, другое_____________________________________

2. Какими факторами определяются индивидуальные особенности детей(нужное подчеркнуть.) Темперамент, физическое здоровье, условия жизни, принципы воспитания в семье, все ответы верны, другое____________________________________________________

3. Темперамент – одна из ярких индивидуальных особенностей. К какому типу темперамента относится ваш ребенок(нужное подчеркнуть) Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

4. Какие черты характера ребенка вам нравятся? ______________

5. Какие черты характера ребенка беспокоят Вас(нужное подчеркнуть) Агрессивность, страхи, чрезмерная возбудимость, замкнутость, тревожность, обидчивость, другое____________________________

Как вы думаете, почему возникли эти черты? ___________________

6. Как вы оцениваете речь вашего ребенка в целом(нужное подчеркнуть). Имеются незначительные отклонения, ребенок владеет речью в соответствии с возрастом, другое_________________________________________

7. Какие способности, на Ваш взгляд, есть у ребенка? ___________

8. В чем, по вашему мнению, ребенок может и должен быть самостоятельным? __________________________________________

9. На что нужно обратить внимание воспитателям?_______________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребёнку?»

  Эта анкета поможет родителям оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Достаточно ли они уделяют внимания своему ребенку.

1.Всё ли вам нравится в своём ребёнке?

2.Слушаете ли вы, что ребёнок говорит?

3.Смотрите ли на малыша, когда он говорит?

4.Стараетесь ли создать у ребёнка ощущение значимости того , о чём он говорит?

5.Поправляете ли вы речь малыша?

6.Позволяете ли вы ребёнку совершать ошибки?

7.Хвалите ли вы малыша?

8.Смеётесь ли вместе с ним?

9.Отводите ли вы каждый день время для чтения ребёнку?

10.Часто ли обнимаете ребёнка?

11.Играете ли вместе?

12.Есть ли у вашего ребёнка собственные книги?

13.Есть ли у вашего ребёнка в доме место, которое отведено только ему?

14.Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?

15.Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребёнком?

16.Ограничиваете ли возможность ребёнка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?

17.Беседуете ли с ребёнком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?

18.Стараетесь ли вы сказать всё за ребёнка на приёме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?

19.Стараетесь ли ходить с ребёнком на прогулки?

20.Есть ли у вашего ребёнка возможность играть в шумные, подвижные игры?

 

Ключ:

«Да, почти всегда»- 4 балла.

«Иногда», «может быть»- 2 балла.

«Нет. Почти никогда»- 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

От 80 до 60 баллов – вы достаточно хорошо знаете своего ребёнка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно.

От 60 до 30 баллов – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы всё же умудряетесь выкроить немного времени для своего малыша.

Меньше 30 баллов – стоит задуматься и уделять больше внимания ребёнку.  Это сделает его и вас счастливее, а жизнь интереснее.                                                                                                                                                                                        

АНКЕТА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемый родитель!

Отметьте, пожалуйста, высказывания знаком «V», если Вы с ними согласны.

1. Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы.

2. Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.

3. В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный совет тактично и ненавязчиво.

4. При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.

5. Я имею возможность в любое время  по присутствовать в группе.

6. Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.

7. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М.: "Учитель", 2010. - 111 с.
  2. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 2010. - 207 с.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  4. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87-91.
  5. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.
  6. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011. - 100 с.
  7. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М.: "Логос", 2011. - 487 с.
  8. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. - М.: "Просвещение", 2011. - 348 с.
  9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2018-2019 гг для младшей группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательных компонентов группы раннего возраста от 2 до 3 лет общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год группы "Сказка"Срок реализации – 1 год...

Итоговые результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной Программы ДОУ 2018 – 2019 учебный год. Младшая группа. Второе полугодие.

Итоговые результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной Программы ДОУ 2018 – 2019 учебный год....

Перспективный план работы с родителями на 2018– 2019 год (первая младшая группа)

Сроки выполненияТемаФормыСентябрь1. « Развитие детей трех лет».Родительское собрание2. «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе» (знакомство родител...

Перспективный план работы с родителями 2018-2019 учебный год средняя группа

Перспективный план взаимодействия с родителями в средней группе "Радуга"....

Программа работы с родителями 2018-2019 гг. (младшая группа)

В данной программе расмотрены основные способы и методы работы с родителями дошкольников....