Консультация для педагогов
статья

Консультация для педагогов

 «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dobrozhelatelnosti.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке всё человеческое, воспитание добрых взаимоотношений приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти.

На протяжении всей работы по формированию доброжелательных отношений среди дошкольников нужно постоянно держать в поле зрения конфликтующих детей из-за неумения управлять своим поведением и недостаточного владения игровыми навыками. Их нужно чаще включать в общественно-полезную деятельность: привлекать к изготовлению игрового оборудования и, таким образом, привлекать к жизни детского коллектива; предлагать такие роли, которые требуют аккуратности, дисциплинированности (начальник строительства, директор магазина, заведующий библиотекой).

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками у детей формируется умение действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Важно познакомить воспитанников с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:

- хочешь играть, попроси разрешения;

- если начал игру с другом, не бросай её без его согласия;

- играя, думай, чем помочь товарищам;

- если предложение товарища интереснее, поддержи его;

- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;

- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это вежливо;

- внимательно выслушивай всех участников;

- не требуй для себя всё время главных ролей;

- будь справедливым в игре;

- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.

Сначала важно выяснить характер понимания ребенком правил детских взаимоотношений и того, почему эти правила необходимо выполнять, а затем помочь воспитанникам увидеть взаимосвязь представлений о правилах с реальным поведением ребенка в детском коллективе. Не лишнее ввести в словарь детей не только всем привычные «спасибо», «пожалуйста», но и «будьте добры», «благодарю», «разрешите».

У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними.

Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение воспитанников общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Воспитатели обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.

Необходимо систематически вести работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений педагоги используют все доступные формы и методы работы:

• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и народные игры;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, прибауток;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов и др.

Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми.

Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать ещё легче, чем просто в обычной жизни.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Примером может служить игра «Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам. На первом этапе этой игры, как правило, выясняется, что дети плохо знакомы с правилами вежливости, не умеют считаться с другими людьми, не знают, в какую дверь лучше войти, или выйти и почему так надо поступать. Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость. Одновременно в группе воспитатель может читать книги соответствующего содержания, вести беседы.

На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре. Правила культурного поведения педагогически направленной игровой деятельности вводятся в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент. Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому.

Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания («Семья», «Больница», «Скорая помощь»), а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций («Капитаны», «Строители» и др.).

Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач по формированию дружеских взаимоотношений нужно проводить предварительную работу:

1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;

2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду;

3) игры-упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.

Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети. В игры внедряются специальные игровые ситуации, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от воспитанников проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам.

В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель не навязывает свои решения, а дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Воспитатель только помогает, если возникают затруднения, обращает внимание воспитанников на результаты их совместных действий, предупреждает отрицательное проявление в поведении детей, привлекая мнения самих детей.

Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.

Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.

Эффективными являются беседы с рассматриванием картин.

Например:

  • "Нечаянная оплошность".  На картинке изображен мальчик, который разбил чашку. Вся его внешность (фигура, лицо) отражает большой испуг. На полу разбитая чашка. К этой картине прилагается еще несколько картинок, отражающих положительное и отрицательное отношение ребят к оплошности мальчика.

- Девочка собирает осколки в совок, как бы обращается со словами утешения к мальчику;

- Мальчик сочувственно смотрит на пострадавшего;

- Девочка ведет к месту происшествия воспитателя, у обеих на лицах сочувствие к герою;

- Два мальчика смеются.

Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться того, чтобы дети осознали суть ситуации и эмоциональное состояние "героя". Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребенку в трудной ситуации.

  • «Отправляемся в плавание». На картине: в группе построен морской корабль из стульев, все матросы (дети в матросских бескозырках и воротничках) заняли свои места (сидят на стульях), но оказалось, что одному из мальчиков не хватило бескозырки и он не может отправиться в плавание, и стоит очень грустный. Дети в полной растерянности. Воспитатель обращает внимание детей на состояние мальчика, что он огорчен и расстроен и предлагает детям найти выход из ситуации. Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет тех, кто предложил совместно изготовить для мальчика атрибуты и взять его с собой в "плавание". Воспитатель делает детям намек на то, что если взяться за дело всем вместе, дружно, его можно завершить быстро и легко.

Также используются беседы по серии картин, сопровождающих развитие сюжета.

Например: Воспитатель показывает 1 картинку: "Наступила весна. Подсохли участки земли. Воспитатель предлагает детям скакалки. Она знает, что все дети обрадуются, будут прыгать". Дети рассматривают картину. Воспитатель обращает внимание на радостное состояние детей, которые очень хотят видеть прыгалки.

Показывает 2 картинку.

Воспитатель: "Девочки прыгают, улыбаются, веселятся. Но у одной из них ничего не получается. Она "запуталась" в скакалке. Заметят ли это подружки? Помогут ли они девочке?"

Показывает 3 картинку.

Воспитатель: "Да, заметили! Посмотрите, что думает одна девочка? (Учит подружку прыгать!), а другая? (Предлагает свои скакалки, думая, что у нее не сломанная скакалка)".

Воспитатель поддерживает высказывания детей, радость их от того, что подружки помогают девочке.

Показывает 4 картинку. Посмотрите, что происходит?

Воспитатель: "Оказывается, не все дети поступили так, как ее подружки! Смотрите, две девочки стоят в стороне и смеются над бедой! Ребята, вам понравились все подружки? А почему?".

Воспитатель выслушивает детей, подчеркивает, что в поступках проявляется внимание к сверстнику, желание помочь. Выражает сожаление по поводу поступка девочек, которые посмеялись над бедой сверстницы. Предлагает подумать, в каких ситуациях и как необходимо оказать помощь?

Полезны практические тренинги для разрешения ситуаций:

- помоги другу,

- как нужно обращаться с просьбой,

- как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая  у другого ребенка,

- как нужно здороваться (прощаться),

- как надо просить прощение.

Для усвоения вежливых форм общения проводятся разные игровые задания, среди которых: 

- «Помоги зайчишке придумать вежливое слово»,

- «Колобок» – детям предлагают перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький».

- «Назови ласково героев сказки «Теремок». Формируется умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно.

После таких игр дети понимают, что после вежливого обращения людям становиться радостнее.

В старшем дошкольном возрасте используются игры и упражнения с пиктограммами и графическими, схематическими изображениями основных эмоций.

 Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктивная деятельность детей – решение проблемных ситуаций

Задачи:

1)   воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;

2)   активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;

3)   формировать умение находить разные способы решения.

  • Воспитатель: "Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?". Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына…), помогает наладить диалог с уставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения.

- Ребята, а как еще можно порадовать маму?

- Кто предложит что-то новое?

Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смог своими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадовать маму.

  • Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" - спрашивает девочка.

Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.

  • Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: "Что случилось?". Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты. Если они затрудняются, то воспитатель помогает: "Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!" Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением "героев", оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.
  • Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки. Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.  Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.

Еще несколько вариантов таких ситуаций:

  • Ситуация «Настоящая помощь». Цель: формировать умение понимать состояние сверстника или взрослого, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.
  • Ситуация поможем малышам. Цель: формировать отзывчивость и умение детей объединяться со сверстниками для выполнения социально значимой задачи:

- нарисуем театр,

- поможем построить снежную горку,

- поможем убрать листву…

  • Ситуации в продуктивной деятельности. Цель: формировать воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других людей, развивать отзывчивость и умение детей объединяться со сверстниками для выполнения социально значимой задачи:

- рисунки на Дни рождения друзьям,

- подарки близким к праздникам (День мамы, 23 февраля, 8 Марта),

- рисунки  веселых и радостных человечков (+ с опорой на схемы эмоций),

- разные портреты людей.

Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.

Зададим себе вопрос: А сами то мы всегда поступаем нравственно? Не подглядел ли ребенок наши поступки, не взял ли для себя модель неадекватного поведения.

Необходима высокая требовательность к себе как образцу проявления гуманистического стиля отношений.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....