ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. НУЖЕН ЛИ РЕБЕНКУ РЕЖИМ?(Анна Быкова)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
На мое утверждение «Уставший ребенок уснет сам» всегда находятся возражения: «А как же режим дня?» Отвечаю, что это не исключает соблюдение режима дня, а подтверждает. Организм ребенка привыкает засыпать в одно и то же время. Нужно только создать для этого условия.
У меня был кот. Этот кот засыпал в одно и то же время, просыпался и требовал корм – в одно и то же время. Кот соблюдал свой режим дня. Причем, вряд ли он имел то представление о времени, как его представляю я. Кот ориентировался не по часам, а по своим внутренним ощущениям. И кот понимал, что режим для его организма — благо.
По моим внутренним ощущениям мне комфортно просыпаться в 9-10 утра. Но постоянно, в течение всей жизни, нужно вставать то в 7, то в 6 утра. Потому что детский сад, школа, институт, а потом снова школа, колледж, детский сад – но уже в роли педагога. И даже сейчас, когда моя профессиональная деятельность уже не связана с этими учреждениями, все равно тот же ранний подъем. Потому что нужно успеть вовремя привести в детский сад ребенка. И я, соскребаю себя с кровати и иду варить кофе, вспоминая известное изречение Фаины Раевской: «О, самое трудное я делаю до завтрака… Встаю с постели!»
Парадокс в том, что если я вдруг выбиваюсь из этого режима и встаю существенно позже, то я не чувствую себя счастливей или бодрее. Наоборот, какая-то «вареная», «разбитая», и весь день меня не покидает ощущение, что я что-то упустила, что-то не успела. Все-таки режим рулит…
Есть режим дня естественный, навеянный потребностью организма. И есть режим дня организационный — подстройка под социум. В детском саду неукоснительное соблюдение режима дня – потребность не столько организма, сколько системы. Без соблюдения режима невозможно управиться одному воспитателю с таким количеством детей.
Это когда один ребенок, завтрак может случиться то в 8, то 9, то в 11 утра и скользящий до вечера «дневной сон».
А когда 25 детей, то завтрак в 8:30 и никак не позже, а в час дня все должны быть по кроваткам.
И ведь капризов при таком подходе у детей гораздо меньше, чем дома с мамой. «Она не ложится дома днем спать, вы ее спать не заставляйте! Пусть в группе тихонечко поиграет» — некоторые мамы так себе представляют индивидуальный подход к ребенку. «Нет. Если я ей разрешу посидеть в группе, то у меня все остальные дети тоже захотят посидеть и поиграть в группе.
А в группе в это время нянечка будет мыть пол с «Део-хлором», устраивать сквозное проветривание и включать бактерицидные лампы.»
И ведь удивительное дело: ребенок, который не спит днем дома, спокойно засыпает в садике. Режим определенно дисциплинирует, организует всех участников процесса.
Задача взрослого помочь ребенку адаптироваться к режиму. Если до садика ребенок просыпался в 9 утра, то начинать будить его в 7 часов нужно не в первый день посещения детского сада, а за несколько недель, чтобы стресс адаптации к учреждению не совпал со стрессом адаптации к новому режиму. И переводить на новый режим желательно мягко, постепенно.
Я за режим дня. Но режим дня должен быть помощником, а не диктатором.
Я против любых правил режима дня, претендующих на абсолютность, не привязанных к конкретным условиям. Например, магическое число «шесть» в правиле «Не есть после шести вечера». Если в девять вечера вы собираетесь лечь спать, то конечно, не стоит есть после шести. Но если вам на завод в ночную смену, то поесть не только можно, но и нужно. Я смело ужинаю в 10 вечера, намереваясь до часу ночи поработать за компьютером – мозговая деятельность требует калорий. И сколько бы мне не советовали журналы, что «два часа сна до полуночи укрепляют и освежают лучше, чем 8 часов сна после полуночи» лично для меня ночь – время повышенной работоспособности мозга. Справочник по уходу за ребенком рекомендует укладывать двухлетнего ребенка в 20:30. А если именно в это время папа с работы приходит? Что же теперь, ребенку папу не видеть? В итоге в семье вырабатывается свой режим дня, который, возможно, сильно отличается от «справочного», но соответствует потребностям конкретной семьи.
Моя позиция: придерживаться режима, учитывая текущую ситуацию. Если когда-то приходится отступать от режима, я не воспринимаю это, как трагедию.
Но совсем без режима, пожалуй, я бы не смогла. Режим структурирует и успокаивает. При отсутствии режима чаще приходится сталкиваться с детскими капризами. По детям в детском саду хорошо заметны последствия нарушенного режима. Если ребенок приходит в детский сад не к завтраку, как обычно, а во время прогулки, то он сложнее расстается с родителями, демонстрирует слабый аппетит за обедом, дольше засыпает в тихий час. Только уснул – всех уже поднимают к полднику – и невыспавшийся малыш капризничает. Чем меньше ребенок по возрасту, тем нужнее для него режим. С возрастом адаптационные возможности будут увеличиваться.
Режим — благо не только для ребенка, но и для мамы. Если ребенок приучен к режиму, то мама примерно представляет, когда у нее будет возможность заняться своими делами. Режим дня ребенка – это своего рода тайм-менеджмент для мамы. Мама может спланировать свой день, зная наиболее подходящее время для поездок и встреч. Только не стоит ожидать, что фактическое поведение ребенка совпадет с расписанием минута в минуту. Ребенок ведь не «тамагочи», его не запрограммировать на сон по часам. Поэтому стоит учитывать при планировании получасовой «люфт», чтобы режим дня из помощника не превратился в дополнительный источник стресса для мамы. Пожалуйста, без фанатизма.
Как научиться жить по режиму? Составить расписание, повесить на видное место и почаще смотреть на часы. Недели через три вырабатывается привычка. Недели через четыре приходит удивление: «Как же я раньше жила без режима?» Режим дня – это не занудные правила, мешающие свободной жизни. Режим дня — это эффективное управление временем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....

Информация для родителей "Нужен ли ребенку домашний любимец?!"
Из этой статьи вы узнаете, какую роль для вашего малыша играет наличие в доме маленького друга....

Информация для родителей "Нужен ли ребёнку отдых от детского сада"
информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей, о необходимых условиях для полноценного развития каждого ребёнка. ...

Консультация для родителей "Нужен ли отдых ребенку от детского сада"
Консультация для родителей "Ндых ребенку от детского сада"...

Консультация для родителей "Нужен ли отдых ребенку от детского сада"
Консультация для родителей "Нужен ли отдых ребенку от детского сада"...

Консультация для родителей "Нужен ли отдых ребенку от детского сада"
Психологи в один голос утверждают, что отдых дошкольникам нужен....

