Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте» старший дошкольный возраст
консультация (старшая группа)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:
· Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
· Выделение ее элементов.
· Прослушивание стихотворения о букве.
· Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
· Раскрашивание буквы.
· Лепка буквы из пластилина, солёного теста.
· Выкладывание из палочек, крупы.
· Прорисовывание буквы на листке по образцу.
· Печатание буквы.
· Чтение слогов с изучаемой буквой.
Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем. При назывании буквы детям дошкольного возраста рекомендуется называть букву – звуком, а не алфавитным названием (не «эм», а «М»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 889.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте»
старший дошкольный возраст
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:
· Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
· Выделение ее элементов.
· Прослушивание стихотворения о букве.
· Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
· Раскрашивание буквы.
· Лепка буквы из пластилина, солёного теста.
· Выкладывание из палочек, крупы.
· Прорисовывание буквы на листке по образцу.
· Печатание буквы.
· Чтение слогов с изучаемой буквой.
Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем. При назывании буквы детям дошкольного возраста рекомендуется называть букву – звуком, а не алфавитным названием (не «эм», а «М»)
Игры с буквами
Мозаика
Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.
Дирижер
Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок
попробует сделать это самостоятельно.
Архитектор
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
Узнай букву
Узнавание и обводка букв, написанных точками.
Что неправильно
Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
Прятки
Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.
Путаница
Узнавание букв, написанных с наложением.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
Предложение — это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше — ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего возраста.
Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:
Услышишь — хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
Внимательный слушатель
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (начало, середина или конец слова).
Нужное слово
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
сложи звук
Сложи слово
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] – нос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"
В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте...
Просветительская деятельность для родителей и детей и старшего дошкольного возраста «Цветик - Семицветик».
Цель мероприятия: оптимизация детско-родительских отношений через игровую деятельность....
Рекомендации к коррекционно-развивающему обучению детей в старшем дошкольном возрасте
Исследование детей старшего возраста показывает, что показателями нормального развития являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы вы...
конспект занятия по обучению детей пересказу старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по обучению детей пересказу старшего дошкольного возрастаТема: Пересказ сказки Сергея Георгиева «Сон».воспитывать доброе отношение к сверстникам и взрослым, развивать моно...
Конспект занятия по обучению детей пересказу старшего дошкольного возраста
- воспитывать доброе отношение к сверстникам и взрослымОбразовательные и развивающие:- развивать монологическую речь детей;- обучать последовательности пересказа коротких произведений;- учить осмыслен...
Методическая разработка на тему: «Развитие и систематизация приёмов чистого интонирования в процессе обучения детей пению (старший дошкольный возраст)»
Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала и в моей практике. Как научить детей дошкольного возраста интонировать правильно и чисто, ведь чистое инто...