Консультация для родителей. «Послушание, поощрение и наказание детей в семье».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
обсуждение с родителями способов - воспитания послушания, наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в коем случае не применять физические наказания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Послушание, поощрение и наказание детей в семье».
Цель: обсуждение с родителями способов - воспитания послушания, наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в коем случае не применять физические наказания.
Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т. к. без умения слушаться невозможна ни какая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребёнок станет понимать требования окружающих.
Есть родители. Которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не готовность подчиняться чужой воле. Да, самостоятельность и инициатива необходимы, но только тогда, когда они направлены на достижение разумных целей, как с точки зрения ребёнка, так и с точки зрения окружающих. Инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. И если ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования, то значит эти нормы успешно усваиваются. Послушание не противоречит так же и воспитанию воли. Сила воли в том и заключается, чтобы уметь подчинять свои желания определённым требованиям.
Ребёнку недоступно понимание многих моральных принципов, и если в своём поведении он не находит опоры в твёрдой воле старших, он вырастает своевольным человеком.
Выдающийся советский педагог А. С.Макаренко, писал: «Ребёнок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание с 6 до 8 лет». Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.
Но и слепое послушание нам не нужно. Мы должны видеть, что ребёнок признаёт справедливость предъявляемых к нему требований и с желанием их выполняет.
Воспитание послушания требует от родителей спокойствия и терпения.
При воспитании послушания нужно считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушивать вопросы и умело на них отвечать. Н. К.Крупская говорила: «Самое важное – это не смотреть на ребёнка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребёнка как на раба, обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребёнка, как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите… но всё же на человека, притом человека будущего».
Любовь и уважение должны сочетаться с требовательностью к нему. Заметим, что отрицательную реакцию нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребёнка надо требовать только то, что ему под силу: содержать в порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и др.
Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет.
В группе воспитатели всегда едины в своих требованиях, особенно к тем, кто непослушен. Ребёнку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей. Беседы с ребёнком помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.
Иногда послушный ребёнок не выполняет того, что вы потребовали, это зависит от того как вы потребовали, будь то приказ или тон раздражения. Он думает, что вы его не любите, и он переживает отчуждение.
Недопустимо требовательность упрашиванием и так же по мере возможности избегать распоряжений.
Дети, как правило, выражают много желаний, и в этом проявляется их стремление к самостоятельности, активности. Хорошие желания надо поощрять. Это такие желания, как помочь маме в уборке квартиры, сделать что - нибудь приятное. Но у детей бывает много желаний, которые по разным причинам невыполнимы. Такие желания, запрещая мы должны быть твёрдыми, настойчивы и не поддаваться жалости – ребёнок должен научиться слову «нельзя».
Но и чем больше мы запрещаем, тем больше ребёнок желает нам противодействовать. Иногда следует отказаться от применения простых запретов. Порой ребёнку даже полезно разрешить то, на чём он настаивает: например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Этот метод позволяет выработать доверие к советам старших и самому разобраться, что получится из задуманного.
Дети по своей природе активны, деятельны. Покажите своему ребёнку, как из спичечных коробков можно сделать полезную вещицу в подарок, кому-нибудь и вы будете приятно удивлены какой у вас послушный ребёнок.
Жизненный опыт детей ещё незначительный, они многого не знают, не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей. Но недостаточно сказать ребёнку «молодец», нужно оценивать конкретные действия (что хорошо, что плохо).
Ни в коем случае нельзя делать за послушание подарки. Подарки дарятся к празднику, ко дню рождения. При выборе мер поощрения надо учитывать возраст ребёнка. Не следует хвалить ребёнка за то, что он убрал свои игрушки, но стоит его похвалить за то, что он кому-нибудь помог.
Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей – имеет большое значение. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства.
Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать. Старайтесь всегда описывать достойные поступки своего ребёнка с позитивной точки зрения, заостряя внимание на его правильных действиях.
Памятка о поощрении.
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда он что - то делает, и когда общается с вами. 2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время каких – то хороших дел, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку. 3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению. 4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать. 6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д. 7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. 8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи. 9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. 10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно. 11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним. 12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. 13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. 14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Наказание - метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков, вредных привычек поведения.
Во многих семьях мерой воздействия на поведение детей является наказание.
Оно всегда должно исходить из мотива поступка, а не из его результатов. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: неряшливое отношение к вещам, грубость со старшими… наказания не должны быть частыми, т. к. ребёнок к ним привыкает и становится равнодушным к воздействию родителей. Совершенно недопустимы физические наказания. Дети перестают уважать родителей, они начинают их бояться.
Какие вы будете использовать методы и приёмы воспитания, во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы собственным поведением не будете подтверждать того, что вы требуете от ребёнка.
Вы должны помнить, что, насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания своё мнение. Так, в отношении детей и родителей приходит отчуждённость. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.
Постоянно объясняйте ребёнку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.
И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в детском саду, и в обществе.
Памятка о наказании.
Наказывая необходимо помнить:
-наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
-если есть сомнение: наказывать или не наказывать; не наказывайте.
-за один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Предупреждение: Что бы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного.
-недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание.
-ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых случаях, наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, а огорчения взрослых.
-не унижайте ребёнка.
-если ребёнок наказан, значит он уже прощён. О прежних проступках больше не слова.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Послушание, поощрение и наказание детей в семье».
Цель: обсуждение с родителями способов - воспитания послушания, наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в коем случае не применять физические наказания.
Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т. к. без умения слушаться невозможна ни какая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребёнок станет понимать требования окружающих.
Есть родители. Которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не готовность подчиняться чужой воле. Да, самостоятельность и инициатива необходимы, но только тогда, когда они направлены на достижение разумных целей, как с точки зрения ребёнка, так и с точки зрения окружающих. Инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. И если ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования, то значит эти нормы успешно усваиваются. Послушание не противоречит так же и воспитанию воли. Сила воли в том и заключается, чтобы уметь подчинять свои желания определённым требованиям.
Ребёнку недоступно понимание многих моральных принципов, и если в своём поведении он не находит опоры в твёрдой воле старших, он вырастает своевольным человеком.
Выдающийся советский педагог А. С.Макаренко, писал: «Ребёнок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание с 6 до 8 лет». Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.
Но и слепое послушание нам не нужно. Мы должны видеть, что ребёнок признаёт справедливость предъявляемых к нему требований и с желанием их выполняет.
Воспитание послушания требует от родителей спокойствия и терпения.
При воспитании послушания нужно считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушивать вопросы и умело на них отвечать. Н. К.Крупская говорила: «Самое важное – это не смотреть на ребёнка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребёнка как на раба, обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребёнка, как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите… но всё же на человека, притом человека будущего».
Любовь и уважение должны сочетаться с требовательностью к нему. Заметим, что отрицательную реакцию нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребёнка надо требовать только то, что ему под силу: содержать в порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и др.
Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет.
В группе воспитатели всегда едины в своих требованиях, особенно к тем, кто непослушен. Ребёнку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей. Беседы с ребёнком помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.
Иногда послушный ребёнок не выполняет того, что вы потребовали, это зависит от того как вы потребовали, будь то приказ или тон раздражения. Он думает, что вы его не любите, и он переживает отчуждение.
Недопустимо требовательность упрашиванием и так же по мере возможности избегать распоряжений.
Дети, как правило, выражают много желаний, и в этом проявляется их стремление к самостоятельности, активности. Хорошие желания надо поощрять. Это такие желания, как помочь маме в уборке квартиры, сделать что - нибудь приятное. Но у детей бывает много желаний, которые по разным причинам невыполнимы. Такие желания, запрещая мы должны быть твёрдыми, настойчивы и не поддаваться жалости – ребёнок должен научиться слову «нельзя».
Но и чем больше мы запрещаем, тем больше ребёнок желает нам противодействовать. Иногда следует отказаться от применения простых запретов. Порой ребёнку даже полезно разрешить то, на чём он настаивает: например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Этот метод позволяет выработать доверие к советам старших и самому разобраться, что получится из задуманного.
Дети по своей природе активны, деятельны. Покажите своему ребёнку, как из спичечных коробков можно сделать полезную вещицу в подарок, кому-нибудь и вы будете приятно удивлены какой у вас послушный ребёнок.
Жизненный опыт детей ещё незначительный, они многого не знают, не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей. Но недостаточно сказать ребёнку «молодец», нужно оценивать конкретные действия (что хорошо, что плохо).
Ни в коем случае нельзя делать за послушание подарки. Подарки дарятся к празднику, ко дню рождения. При выборе мер поощрения надо учитывать возраст ребёнка. Не следует хвалить ребёнка за то, что он убрал свои игрушки, но стоит его похвалить за то, что он кому-нибудь помог.
Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей – имеет большое значение. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства.
Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать. Старайтесь всегда описывать достойные поступки своего ребёнка с позитивной точки зрения, заостряя внимание на его правильных действиях.
Памятка о поощрении.
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда он что - то делает, и когда общается с вами. 2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время каких – то хороших дел, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку. 3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению. 4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать. 6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д. 7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. 8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи. 9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. 10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно. 11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним. 12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. 13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. 14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Наказание - метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков, вредных привычек поведения.
Во многих семьях мерой воздействия на поведение детей является наказание.
Оно всегда должно исходить из мотива поступка, а не из его результатов. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: неряшливое отношение к вещам, грубость со старшими… наказания не должны быть частыми, т. к. ребёнок к ним привыкает и становится равнодушным к воздействию родителей. Совершенно недопустимы физические наказания. Дети перестают уважать родителей, они начинают их бояться.
Какие вы будете использовать методы и приёмы воспитания, во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы собственным поведением не будете подтверждать того, что вы требуете от ребёнка.
Вы должны помнить, что, насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания своё мнение. Так, в отношении детей и родителей приходит отчуждённость. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.
Постоянно объясняйте ребёнку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.
И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в детском саду, и в обществе.
Памятка о наказании.
Наказывая необходимо помнить:
-наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
-если есть сомнение: наказывать или не наказывать; не наказывайте.
-за один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Предупреждение: Что бы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного.
-недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание.
-ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых случаях, наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, а огорчения взрослых.
-не унижайте ребёнка.
-если ребёнок наказан, значит он уже прощён. О прежних проступках больше не слова.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация на тему "Поощрение и наказание детей в семье" для родителей
"Плоощрение и наказание детей в семье" консультация для родителей...
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».
Цели: Донести до сознания родителей, что наказание и поощрение не должны идти во вред ребенку. Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо...
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье»....
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье»
Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак. члены семьи связан...
Консультация для родителей Поощрение и наказание детей в семье.
Консультация для родителей Поощрение и наказание детей в семье....
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье»
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье»...
Консультация для родителей "Поощрение и наказание детей в семье"
Показать родителям как, как услышать и понять своего ребенка.Познакомить родителей с педагогическими формами и методами наказания и поощрения....