ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ (консультация для родителей)
консультация (подготовительная группа)

Мальцева Оксана Валерьевна

Родителям детей, которые готовятся стать первоклассниками, необходимы знания о том, что такое психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Так как часто родители имеют смутное представление об этом вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

(консультация для родителей)

     Ребёнок окончил детский сад. Закончился очень важный и ответственный период – дошкольное детство. Многие родители считают, что в этом возрасте вопрос о готовности ребёнка к школьному обучению уже решился сам собой. И зачастую бываю очень разочарованы, когда слышат от специалистов, что их ребёнок не подготовлен к школе. Ведь, как правило, под готовностью к школе они понимают умение ребёнка читать, считать. И это, безусловно, очень важно.

     Но есть ещё одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической готовностью ребёнка к школьному обучению. Но, к сожалению не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с психологической готовностью ребёнка к школе.

     Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Что же такое психологическая готовность? По каким признакам определить психологическую готовность ребёнка к школе?

     Психологическая готовность ребенка к школьному обучению  представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций.

     Психологи выделяют несколько основных составляющих психологической готовности ребёнка к школьному обучению:

1. Личностно - социальная

2. Эмоционально – волевая

3. Интеллектуальная

4. Мотивационная

     Рассмотрим каждую подробнее.

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками, умеет контролировать себя и ставить какие-то ограничения.

     Многие современные дети, к сожалению, оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Им трудно построить диалог с учителем, с одноклассниками. Они не могут сосредоточиться на выполнении домашнего задания, если  их сверстники и друзья в это время играют за окном.

Очень часто отсутствие данного компонента психологической готовности ребёнка к школе влияет на способность работать в паре. Особенно это ярко выражено у детей «домашних», не посещавших дошкольные учреждения, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта урегулирования конфликтных ситуаций и принятия совместных решений.

     У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо давать ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. «Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что ребёнку предстоит жить в коллективе, и поэтому необходимо  иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

     Для формирования социально-личностной готовности ребёнка к школе очень важно формировать у него адекватную самооценку. Ребёнок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других. И то, и другое возможно создаст ему проблемы при обучении в школе.

Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения.

Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.

      Часто бывает так, что ребенок, до школы успешно занимавшийся с педагогом подготовительными занятиями, в школу ходить отказывается и уроки учить тоже. В чем же дело? Дело все в разных формах занятий в школе и дома. Если дошкольные занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной.

     Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родителям не надо сидеть сложа руки, ожидая, что эмоционально-волевая готовность ребенка к школе придет сама. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.

     Необходимо заранее подготавливать ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

Интеллектуальная готовность это определённый уровень развития психических  функций, облегчающих процесс обучения ребёнка в школе. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать.

     Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе, можно подумать, что это то самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем.

     К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого он  должен уметь не просто задавать бесконечные «почему?» взрослым, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

     Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.

     Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру – он развивает свое аналитическое мышление.

     Чтобы проверить уровень развития памяти у дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.

     Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанные на карте клад.

     Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.

Мотивационная готовность это наличие правильно сформированной мотивации к обучению в школе.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.

     Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить ребёнка на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

     Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

     Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, необходимо давать ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

     Получается, что психологическая готовность к школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребёнка в детском саду и в семье. Это  итог   всей  дошкольной  жизни ребёнка. И поэтому готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

"В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе" Консультация для родителей

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать ...

Речевая готовность ребёнка к школе консультация для родителей

Речевая готовность ребёнка к школеконсультация для родителей...

Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка....

Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей

Речевая готовность ребёнка к школе  — консультация для родителей...