Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи»
консультация

Царева Диана Сергеевна

  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль пальчиковых игр в развитии речи»

  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».    

              В. А. Сухомлинский

     Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

     Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

     Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

     Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

     Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

     Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

   

 Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

     Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

     Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – ребёнок  изображает действия, затем читаете следующую строчку – ребёнок изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

     Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите детей даже за самые маленькие успехи.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

      Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

     Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

    Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

     При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

     Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

     Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

     Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

     Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка:

1) Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи.

2) Развивается умение подражать взрослому, вслушиваться, повторять действия.

3) Достигается понимание смысла речи.

4) Повышается речевая активность.

5) Развивается память ребенка, внимание, мышление, воображение.

6) Развиваются творческие способности, фантазия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....

Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей"

Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей". Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Главная ценность пальчиковых ...

Консультация для родителей : "Роль пальчиковых игр в развитии речи"

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию....

Консультация для родителей: "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста".

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ре...

Консультация для родителей "Роль пальчиковых игр в развитие речи"

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...