Методическая разработка "Семейные конфликты: родители и дети"
методическая разработка

В данной разработке представлены материалы по причинам возникновения конфликтных ситуаций между родителями и детьми, профилактике и конструктивным способам решения конфликтных ситуаций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района

Методическая разработка на тему

«Семейные конфликты: родители и дети».

                                             

                                                                Составитель:

педагог-психолог

                                                        Деменцова Е.С.

                         

Санкт – Петербург

2021г

Конфликт - явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.

Конфликты между родителями и детьми – явление частое, неизбежное даже в самой идеальной семье, сопровождающее взросление ребенка и формирование его личности.

А значит, паниковать и обвинять себя не стоит, это закономерное явление. Нужно попытаться понять причины и рассмотреть способы их решения, чтобы минимизировать отрицательные последствия.

Рассмотрим возможные причины возникновения конфликтов между родителями и детьми.

  • Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений – негативный характер супружеских взаимоотношений, конфликтное взаимодействие. Для такой семьи характерны постоянно нарастающий уровень психологического напряжения, невротические реакции членов семьи, постоянное беспокойство у детей.
  • Деструктивные стили семейного воспитания: разногласия старших членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность требований; чрезмерная опека; запреты во многих сферах жизни детей; завышенные требования; частое применение угроз и осуждений.
  • Возрастные кризисы являются фактором повышенной конфликтности:

- кризис первого года жизни (переход от младенчества к раннему детству);

-  кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту)

- кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту)

- кризис 12-14 лет, кризис полового созревания (переход от младшего школьного возраста к подростковому)

- подростковый кризис 15-17 лет.

  • Личностный фактор. Личностные особенности родителей (например, консервативный способ мышления, авторитарность, приверженность вредным привычкам) и детей (например, упрямство, эгоцентризм, самоуверенность) могут стать причиной частых конфликтов. В таких случаях необходима работа над собой, постоянный самоанализ.
  • Психологическая незрелость родителей.
  • Различие интересов. Оба интереса одновременно не могут быть удовлетворены, а значит нужно сделать выбор в пользу одного из них. Удовлетворение потребностей одной стороны без учета желаний другой неминуемо ведет к конфликту.
  • Бытовые и социальные проблемы, груз которых родители невольно переносят в общение с детьми.

Зная причины возникновения конфликтов, можно попытаться их избежать. Профилактикой возникновения конфликтных ситуаций может стать:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, что позволит учитывать эмоциональные, психологические особенности детей каждого возрастного периода;
  • Наличие в семье общих планов, перспектив, трудовых обязанностей, традиций, увлечений;
  • Соответствие устных требований действиям каждого члена семьи;
  • Искренний интерес к внутреннему миру детей, их переживаниям и увлечениям;
  • Контроль собственных эмоциональных состояний;
  • Осознание, что каждая новая ситуация требует нового решения, а для перемен нужно время.

Тем не менее, как отмечалось выше, конфликты – вполне закономерный процесс. Можно снизить их частоту и эмоциональную насыщенность, но избежать их полностью не удастся. Известный итальянский педагог, автор книги «Не кричите на детей», Даниэле Новара видит в конфликтах обучающую ценность. При конструктивном решении конфликтных ситуаций с родителями ребенок учится саморегуляции, аргументации в пользу своей точки зрения, восприятию мира с различных позиций, что несомненно поможет ему в будущем.

Для того чтобы конфликт протекал в конструктивном русле, можно воспользоваться несколькими правилами.

  • Не каждая проблема может решиться незамедлительно. Анализируйте и задавайте вопросы. В каждом конфликте есть скрытая часть, поэтому первая реакция часто ошибочна. Нужно время для понимания истинных причин.
  • Досчитайте до десяти… Часто конструктивному выходу из ситуации мешают эмоции. Для того чтобы справиться с ними, необходимо взять паузу.
  • Концентрируйтесь на сути разногласия, не переходя на личности. Мы склонны воспринимать оппонента в качестве отрицательного персонажа. Надо научиться отделять человека от ситуации: человек не перестает быть хорошим, ситуация – неприятная.
  • Не ищите виноватых. Определение виновного не поможет в решении конфликта, а лишь вызовет разочарование, недоверие и нежелание взаимодействовать.
  • Найдите общую выгоду.

Следуя данным правилам, можно создать условия для конструктивного выхода из конфликта.

Общие принципы конструктивного разрешения конфликтной ситуации предполагают:

  • Осознать истинную причину своих негативных эмоциональных переживаний (раздражения, гнева, обиды), взять эмоции под контроль;
  • Понять цели ребенка, вступающего в конфликт;
  • Объяснить ребенку причины своего недовольства, проанализировав краткосрочные и долгосрочные последствия ситуации;
  • Дать возможность ребенку высказаться, внимательно выслушав его точку зрения;
  • Разобрать конфликт, не пытаясь переубедить ребенка;
  • Выслушать предложения ребенка по решению конфликта и высказать свои;
  • Выбрать наиболее приемлемый вариант, который устроил бы обе стороны конфликта.

Продолжайте любить и безусловно принимать своего ребенка в любой ситуации, что поможет найти выход из любого затруднительного положения.

Список литературы:

  1. https://roditeliz.ru/family/konflikty-mezhdu-roditelyami-i-detmi-beskonfliktnoe-obshhenie.html
  2. https://zen.yandex.ru/media/ya_roditel/konflikty-mejdu-roditeliami-i-detmi-osnovnye-prichiny-5deecb889c944600ade70775
  3. https://mbou140.edusite.ru/p867aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей "Права детей"

Главным  правом наш ребенокНаделяется с пеленок.Ты родился и живи,Маму с папою люби.Год тебе всего один.Но уже ты гражданин.За тобой стоит закон,Защищает всех нас он.Каждый маленький ребенок,Выра...

Статья на тему: "Конфликты родителей и детей"

Как и  почему возникают  конфликты между родителями и детьми, как этого избежать....

Методическая консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Методическая консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ...

Методическая разработка - Рекомендации родителям "Почитаем детям о дружбе"

В памятке рассказывается о значении художественной литературы в формировании дружеских отношений у детей. Предлагается список художественной литературы для чтения детям....

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019 г.

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019г....

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...