Психологическая поддержка ребенка
консультация (подготовительная группа)

Гавряева Светлана Александровна

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

         Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_podderzhka_rebenka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

        Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки; который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; который помогает ребенку избежать ошибок; который поддерживает ребенка при неудачах.

        Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

        Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая ее, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!». Как правило, негативные замечания не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я  никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

        Завышенные требования взрослых к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование.

Как поддержать ребенка?

        Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравиться взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность»

        Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я-концепции и чувство адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

        Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем – то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

  • Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим;
  • Даже если что – то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком;
  • Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. Это подобно прививке ребенку от неудач и несчастья.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

        Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справиться с данной задачей;
  • Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способности достичь успеха;
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка
  2. избегать подчеркивания промахов ребенка
  3. показывать, что вы удовлетворены ребенком
  4. уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку
  5. уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться
  6. проводить больше времени с ребенком
  7. внести юмор во взаимоотношения с ребенком
  8. знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием
  9. уметь взаимодействовать с ребенком
  10. позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно
  11. избегать дисциплинарных поощрений и наказаний
  12. принимать индивидуальность ребенка
  13. проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему
  14. демонстрировать оптимизм

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

  • зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше
  • Ты мог бы сделать это намного лучше
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

        Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что – то хорошо, или за какие – то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказаться при любой попытке или небольшом прогрессе.

        Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

        Поддерживать можно посредством:

  • Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
  • Высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравиться, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты  в этом участвовал». «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
  • Прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
  • Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
  • Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая поддержка ребенка"

Консультация для родителей "Психологическая поддержка ребенка"...

Психологическая поддержка ребенка, столкнувшегося со смертью близкого родственника.

Не избегайте разговоров об умершем, иначе ребенок не сможет проживать горе....

Психологическая поддержка ребенка 6-7 лет в период адаптации к начальной школе

В каждой семье, где ребенок пошел в первый класс, начинается новый наполненный жизненными радостями и сложностями период. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переж...

«Психологическая поддержка ребенка»

Психологическая поддержка – один из факторов, способных улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребёнок испытывает разочарование и ...

Три способа оказать психологическую поддержку ребенку

Психолого-педагогическая поддержка дошкольника...