РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ
консультация (младшая группа)

 Бочкарёва Надежда Викторовна

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ.  ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_na_zametku_rech_detey_3-4_goda.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                          РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ.

                                 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Малыш 3-4 лет «имеет право» своевольничать со звуками речи, потому что и фонематическое  восприятие и органы артикуляции находятся в стадии формирования. Нормальным считается отсутствие или искажение звуков: Ш, Ж,Щ,Ч,Л,Р,РЬ. Вполне нормальны проблемы, связанные со смешением сходных звуков, таких как С-Ш, Л-Р, Ч-ТЬ и др. («Пусыштая кошка», «Чечение реки»). Однако речь в целом должна быть внятной.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарный запас детей 4 лет достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребенка за счет наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро и т. д. Трехлетние дети уже называют некоторые числительные, часто по порядку от одного до десяти.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука». После трех лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный возраст. Возникают слова, не существующие в языке. Настораживать должно не наличие ошибок (это как раз говорит о том, что идет процесс усвоения морфемной системы), а их отсутствие при малом словарном запасе.
Слоговая структура слова.

У трехлеток слова, конечно же, пестрят перестановками и усечением слогов: «висипед» (велосипед), «рагуда» (радуга), «атобус» (автобус), чесьтыре (четыре). Но это, заметьте, относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным, и особенно, новым словам.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4—5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его высказываниях нет той развернутости, которая характерна для связной речи. Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя. Часто он пользуется местоимениями он, она в самом начале рассказа, так что непонятно, о ком ребенок собирается рассказывать.

Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Словарный запас достигает 2000 слов.

Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие Р, Р'.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...

Статья для родителей на тему: «Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...