Консультация для родителей на тему: «Как помочь детям и их родителям справиться с потерей близкого человека»
консультация (подготовительная группа)

Каким образом, возможно, помочь ребенку, когда умирает кто-то близкий? Что делать, если вы тоже переживаете боль утраты? Страдают ли дети так же, как и взрослые? Как это происходит у самых маленьких детей? Каков в норме процесс переживания потери у детей и о чем надо волноваться? Это вопросы, которые волнуют многих родителей и специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа 1161 корпус 6

Консультация для родителей на тему:    

«Как помочь детям и их родителям

справиться с потерей близкого человека»

Провела:

Пед.выс.кв.кат.

Борзёнкова С.А.

2019 уч.год

Как помочь детям и их родителям

справиться с потерей близкого человека

Каким образом, возможно, помочь ребенку, когда умирает кто-то близкий? Что делать, если вы тоже переживаете боль утраты? Страдают ли дети так же, как и взрослые? Как это происходит у самых маленьких детей? Каков в норме процесс переживания потери у детей и о чем надо волноваться? Это вопросы, которые волнуют многих родителей и специалистов.

Даже если ребенок никогда не терял близкого человека, все равно у него есть представления о смерти. Они являются составляющей здорового любопытства по отношению к вопросам жизни - так же, как и вопросы о теле, сексе, рождении. Хотя взрослые находят разговоры о смерти достаточно затруднительными из-за опасений за свое моральное состояние и нежелания расстроить других, все же очень важно признать, что дети испытывают потребность и готовы говорить о своих страхах, которые у них вызывают вопросы жизни и смерти. На самом деле беседы на эти темы могут быть самым полезным способом, при помощи которого родители и другие значимые взрослые смогут помочь детям: они должны быть готовы выслушать мысли, страхи и идеи ребенка. Это позволит ребенку осознать, что рядом с ним находятся взрослые, достаточно сильные для того, чтобы помочь ему перебороть свои страхи.

Способ выражения чувств и эмоций, испытываемых ребенком, зависит от его возраста и от реакций родителей.

На разных стадиях роста дети по-разному переживают потерю близкого человека, и это является частью их нормального развития. Взрослые должны знать, что дети незаметно для других входят в состояние переживания горя и так же незаметно из него выходят, это является нормой, и не должно расстраивать и шокировать родителей.

Известие о смерти

Известить ребенка о смерти родителя, близкого родственника, брата, сестры или друга бывает очень сложно. Зачастую взрослые, ощущая потребность защитить ребенка, не говорят правду, но ему необходимо знать о случившемся. Таким образом, дети смогут начать преодолевать проблему и сохранят доверие к вам, как к человеку, к которому можно обратиться.

Если смерть была внезапной, ее всегда тяжелее пережить. Если в течение некоторого времени, например, нескольких месяцев смерть ожидали, то ребенку легче ее принять. Но это не означает, что процесс переживания горя будет менее болезненным. Смерть часто вызывает шок.

Объясняя ребенку, смерть близкого человека используйте прямые слова, такие как «умер», «умирает». Если вы пытаетесь объяснить смерть маленькому ребенку, используйте сравнения с уже пережитыми потерями, как, например, смерть любимого животного (но в этом случае переживание боли утраты может оказаться более острым, чем можно было ожидать).

Избегайте фраз типа «он заснул», «она покинула нас», «мы потеряли бабушку», т. к. эти фразы могут быть перепутаны с повседневными событиями, и вызвать страх засыпания. Ваш ребенок должен осознать, что умерший никуда не ушел, и единственное место, куда он может отправиться, это кладбище или крематорий.

Разъясните детям, что означает, когда тело умершего человека больше не функционирует и не чувствует боли. Тщательно разберите эту тему, т. к. у ребенка может возникнуть масса вопросов по поводу того, что происходит с телом. В некоторых культурах и семьях ребенку специально показывают тело умершего, что является полезным для его понимания вопросов жизни и смерти. Будьте готовы отвечать на бесчисленные вопросы и повторять и пересказывать свой рассказ много раз с тем, чтобы ребенок его усвоили. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок неоднократно испытает чувство неловкости.

Дети в возрасте до четырех лет часто думают, что сон и смерть это одно и то же. Иногда так думают и более старшие дети. Необходимо объяснить разницу: «когда мы спим, наше тело работает как всегда».

Реакции детей на смерть и процесс ухода человека из жизни очень различны и зависят от личного опыта и возраста.

В отношении процесса переживания горя невозможно выделить четкие стадии, определить длительность или порядок, так что здесь нельзя говорить о какой-либо норме, однако есть моменты, которые наблюдаются у многих людей.

Очень маленькие дети и младенцы. 

В этом возрасте, в случае потери значимого человека, у ребенка еще нет достаточного словарного запаса, чтобы выразить свое отношение к потере. Однако даже у очень маленьких детей и младенцев уже имеется предчувствие того, что умерший человек больше не вернется, и что смерть - это нечто постоянное. Всем известно, как отчаянно плачет ребенок, если не чувствует себя в безопасности или если родитель выходит из комнаты и оставляет его одного надолго. Для тех детей, кто еще не умеет говорить, смерть может быть описана как нечто, что можно назвать ужасным. Обычно таких детей могут успокоить те взрослые, которые не так сильно переживают эту потерю сами. Старайтесь минимизировать эмоциональные срывы и перемены в укладе жизни. Со временем, при условии наличия атмосферы любви и доверия, боль потери может быть облегчена. Смерть влияет и на других членов семьи, что может несколько изменить привычные ребенку способы заботы о нем, оставив, таким образом, след в его жизни. Со временем, когда ребенок вырастет и научится говорить, появится больше возможностей обсудить то, что он чувствовал в детстве. Как для детей, так и для взрослых очень важно сохранить память об умершем человеке.

Дети младшего возраста. 

Дети в возрасте с двух до пяти лет понимают, что смерть - это окончательно, и что умерший человек больше не вернется, хотя еще слабо осознают, что смерть близкого может нарушить их привычное существование в безопасном мире. Дети начинают понимать, что любая долгая разлука заставляет их беспокоиться о своем дальнейшем существовании.

Ребенок может молчать и испытывать чувство недоверия. В этом случае надо постараться успокоить его. Не старайтесь заставлять ребенка говорить на эту тему. Может быть, в данный момент он испуган. Будьте терпеливы и постарайтесь утешить его.

Если ребенок испытал шок и не может нормально спать, опять же он нуждается в утешении и терпеливом отношении.

Дети могут отрицать происшедшее. Отрицание это необходимое «обезболивающее». Позднее реальность возобладает над самозащитой. Это не обязательно произойдет сразу. Присутствие на похоронах, посещение кладбища могут стать полезными для осознания реальности происшедшего. Похороны не должны быть чем-то трагичным или неприятным. Постарайтесь объяснить детям заранее, что происходит на похоронах, сделайте это на доступном им языке. Например: «тело положат в ящик, который захоронят в яму, которая находится в земле» или «его положат в огонь, а пепел, оставшийся от тела, поместят в специальную урну…».

Дети старшего возраста и подростки 

могут выражать протест против происходящего, например, следующими словами: «как он мог нас покинуть!», «почему врачи не сделали всего возможного!». Постарайтесь понять их раздражение. Это нормальная человеческая реакция - чувствовать злость и ощущать покинутость. Это может быть особенно тяжело, если и вы ощущаете злость и отчаяние. Успокойтесь и ответьте на все вопросы. Дайте ребенку возможность выплакаться.

Будет очень хорошо, если вы хотя бы частично согласитесь с мыслями своего ребенка и дадите ему понять, что он не одинок, и вы ощущаете то же самое.

Очень трудно помочь ребенку в состоянии отчаяния, если вы сами испытываете такие же чувства и эмоции. В этом случае будет полезным признаться ему, что вы также испытываете схожие чувства и стараетесь с ними бороться. Дети могут бояться выражать свои чувства, т. к. это может расстроить родителей. Вам также нужна поддержка, которая и вашему ребенку поможет разделить печаль с вами. Нет простого способа справиться с болью, хотя, конечно, всем этого хотелось бы. Боль это цена, которую мы платим за то, что у нас был любимый человек, и будет лучше, если найдется еще один взрослый человек, который поможет успокоить вашего ребенка.

В норме, в процессе развития у ребенка складывается четкий образ людей, которых он любит, т. е. внутренний образ папы или мамы, который всегда остается с ребенком и позволяет ему обрести спокойствие во время разлуки. Если умер человек, не являющийся близким родственником, то этот факт также окажет влияние на ребенка, который в дальнейшем, возможно, отыграет эту ситуацию в игре или в повседневных видах деятельности. Если ушел из жизни близкий человек, то переживание боли утраты будет происходить так же как у взрослых.

Дети в возрасте 6-12 лет. Большая часть того, что было сказано в отношении младших детей, можно отнести и к этой возрастной группе. Однако в этом возрасте дети начинают серьезно задумываться над вопросами жизни и смерти, а также осознавать, что все люди, включая их самих, смертны. Потеря значимого человека вызывает у них любопытство и способствует более глубокому осознанию проблем жизни и смерти, другим вариантом может стать самоудаление из ситуации и желание оставаться в неведении. Если ребенок не может пережить боль утраты, то ему понадобится профессиональная помощь специалиста, который поможет ему выйти из тупика.

Ребенок может винить себя за какой-то поступок или слово, сказанное ушедшему из жизни, и считать, что это стало одной из причин смерти. Вам необходимо убедить ребенка в том, что он не сделал ничего такого, что могло бы стать причиной смерти, и что многие люди испытывают чувство вины при потере любимого человека.

Некоторые дети убеждены, что умерший вернется, чтобы встретиться с ними, или им кажется, что они видели его на улице. Это может быть симптомом беспокойства и невозможности приспособиться к реальности, но, в, то, же время, это адекватная реакция, которая присутствует у многих людей так же, как необходимый процесс, предшествующий осознанию того, что смерть неизбежна. Взрослые должны в ненавязчивой форме объяснить ребенку, что смерть носит фатальный характер, и быть готовыми к тому, что осознание этого займет много времени. Религиозные ритуалы и культурные традиции могут оказаться полезными в решении этого вопроса в том случае, если они являются частью семейного уклада.

В конечном итоге дети признают факт смерти, ощущая одиночество и отверженность. Признание того факта, что человека больше не существует, является - очевидной необходимостью: «отпуская» умершего человека, мы начинаем жить памятью о нем. Взрослый должен делиться болью утраты с ребенком, однако нельзя полностью перекладывать на него это тяжелое бремя. Чрезмерные разговоры с маленькими детьми о переживании утраты могут привести к ощущению ими отсутствия места для их собственных эмоций. Родители и люди, заботящиеся о ребенке, не должны ограждать его от приобретения собственного жизненного опыта, говоря, например, «я знаю, что ты чувствуешь», т. к. в действительности не могут этого знать. В этом возрасте дети ощущают мир как нечто упорядоченное, режим дня и его структура являются очень важными для ребенка. Постепенно они начинают отделяться от семьи, строить отношения с другими детьми, с учителями. Смерть близкого человека может повлиять на ребенка ощущением опасности, и, следовательно, привести его к большей зависимости. Дети могут испытывать эмоциональное беспокойство и вернуться на ту ступень развития, когда эмоции носят полярный характер. Они могут больше интересоваться причиной смерти: «Почему человек умер от рака! Почему он окончил свою жизнь!».

Подростки. Подростковый период - возраст, в котором интересуются вопросами смерти и смысла жизни больше всего. Смерть значимого человека может настолько повлиять на подростка, что его поступки могут противоречить его представлениям о будущем. Он теряет ощущение безопасности, когда начинает отделяться от семьи.

С другой стороны, подростки слишком заняты своей собственной жизнью, которую хотят прожить наиболее полно, и редко останавливаются для глубоких переживаний.

Вы можете наблюдать у подростков следующее:

  • стремление к независимому существованию;
  • более примитивные формы поведения;
  • обеспокоенность эмоциями;
  • проявление агрессии или протеста.

Поскольку эти тенденции являются частью нормального развития подростка, вам будет очень сложно определить, где стоит настаивать на оказании помощи. Очень важной может оказаться поддержка ровесников, референтной группы. Если подросток ведет нормальный образ жизни, учится в школе и общается вне ее, нормально питается и спит, то можно ожидать, что переживание боли утраты будет соответствовать описанному выше процессу. Подросток может выразить желание поделиться своими чувствами с чужими людьми, которые не будут так сильно переживать, как родители и члены семьи, однако не стоит полагать, что такое желание возникнет обязательно.

Постепенно дети осознают, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается, и ушедший человек навсегда останется в памяти. Постепенное восстановление начинается по прошествии нескольких месяцев после ухода близкого человека, но в том случае, если смерть была внезапной, процесс восстановления будет более длительным. Для ребенка очень важно поделиться чувствами, которые он испытывает к человеку, которого он любит. Мы вспоминаем покойного, пока существуем сами. Эффективным методом является сбор фотографий и составление рассказа о жизни покойного.

Под влиянием сильного стресса ребенок может регрессировать на более ранние стадии своего развития, то же происходит и со взрослыми, которые нуждаются в успокоении и заботе. И, хотя родителей может волновать подобный регресс, важно помнить, что такая реакция есть выражение потребности в заботе и возможности восстановления атмосферы безопасности в семье.

Смерть в результате травмы

Дети, ставшие свидетелями гибели человека в результате катастрофы, аварии, войны, разрушения дома могут нуждаться в специализированном подходе. То же необходимо и в случае, если гибель любимого человека произошла при драматических обстоятельствах. Если трагедия произошла в школе, родителям нужно быть готовыми к тройному эффекту травмы, даже если события не оказали прямого воздействия на ребенка. Помощь может понадобиться как родителям, так и тем, кто связан со школой. В подобных ситуациях следует обращаться за профессиональной помощью.

Главные вопросы работы с детьми:

Дети испытывают такие же эмоции, как и взрослые.

Часто бывает, что дети не могут выразить эмоции словами и выражают свои чувства через поведение.

У детей разных возрастов и степеней развития различные уровни понимания и реакций.

Дети в возрасте до двух лет испытывают потерю, но не

могут осознать.

Дети в возрасте от двух. до пяти лет имеют больше понимания концепции смерти, но объяснения легко смущают их.

Дети в возрасте от пяти до девяти лет более интересуются вопросами смерти и ритуалами, связанными с ней.

Дети в возрасте от девяти до 12 лет понимают конечность жизни и они боятся возможности своей смерти.

Подростки горюют уже гораздо больше, чем дети младших возрастов, у них сильные эмоции, которые на них очень воздействуют.

Взрослые должны узнать горе детей.

Дети могут попробовать охранять взрослых от своего горя.

Дети могут приостановить процесс своего горя, даже отложить горе.

Объясните смерть как можно проще, на доступном ребенку уровне.

Обращайтесь с детьми как обычно, насколько это возможно, но будьте готовы к появлению проблем в поведении.

Включайте детей в процесс переживания горя и позволяйте им участвовать в ритуалах, если они хотят подключаться.

Вспоминайте об умершем, особенно в годовщины.

Программа психологической помощи

Рекомендации:

Консультация психолога. Предложить приемной матери взять из Светиного дома побольше вещей, связанных с матерью, попросить прежних соседей иногда писать письма девочке, уделять больше внимания своему сыну, не ждать от девочки обращения "мама", а главное - не сомневаться в Светиной "нормальности", не переживать так сильно, а просто помогать ей и терпеливо ждать, когда девочка справится с горем.

Ребенку, потерявшему близкого человека, от окружающих нужны прежде всего забота, терпение и ровная поддержка.

Воспользоваться советом учительницы, водить девочку в кружок рисования.

Индивидуальные занятия с психологом, использование арт- терапевтических техник.

Терапия ДПДГ (EMDR)- "Десенсибилизация и переработка движениями глаз" на сегодняшний день считается терапией первой линии при ПТСР.

Очень полезной может быть семейная психотерапия. В связи с эмоциональной отчужденностью у детей с ПТСР возникают проблемы в общении с их близкими. Другим членам семьи может быть трудно общаться сребенком с ПТСР - могут возникать протест, гнев, страх и отчужденность, и другие трудности. Иногда нарушения сна и злоупотребление спиртным может возникнуть у членов семьи.

Гештальт-терапия идеально подходит для работы с детьми, переживающими горе, поскольку она ставит во главу угла директивность и фокусировку.

При работе с детьми также полезно привлекать к помощи воспитателей, учителей и социальных работников.

Рекомендации педагогам при общении с ребенком, потерявшим близкого человека

1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. Относитесь с терпением к проявлениям агрессивности, гневливости, нервозности, замкнутости, невнимательности, которые могут наблюдаться в первые недели, никогда не показывайте своего удивления.

2. Если ребенок хочет поговорить, обязательно найдите время выслушать его, проявите заинтересованность в разговоре, выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Это позволит ему почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь, ведь прикосновение имеет огромное значение для ребенка, потерявшего тепло любящего родителя. Поддержите его желание говорить об ушедшем родном человеке, делайте это сами.

3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Объясните им, что, когда умирает кто-то, кого очень любили, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.

4. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Будьте готовы к вопросам и всегда старайтесь быть честными в ответах. Педагог не должен бояться признавать, что чего-то не знает.

Узнайте, в какой семье живет ребенок, ее традиции, религиозные взгляды. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами оставшегося из родителей или смущать ребенка.

5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. "Ты очень любил маму (папу, брата, сестру и т. д., и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла". В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. "Мама любила клоунов, правда?" – такая фраза может стать началом разговора о цирке, а на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.

6. Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти кого-то из родителей, он действительно так думает. Дети честны в высказывании своих чувств. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо доверять, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа"Скоро тебе будет лучше". Уместнее будет сказать:"Я знаю, что ты чувствуешь, знаю, что твой отец (мама, брат, сестра и т. тебя, и ты никогда не забудешь его".

7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках.

8. Особое внимание требуется в праздничные дни – трудные для ребенка – когда остальные дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, можно предложить приготовить поздравление бабушке или тете.

АРТ-Терапевтическая программа

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ТРАВМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ»

ЦЕЛЬ: Помочь ребёнку начать осознавать себя и своё существование в мире.

Количество занятий: 12 встреч

Время работы: 35-40 минут

Интервал: 1 раз в неделю

Схема проведения занятия:

Вступительная беседа

Тема.

Рисование.

Обсуждение нарисованной картины.

Дополнительно: можно подготовить дополнительные задания на развитие интеллекта и познавательных функций, посильных для ребёнка, чтобы он уходил успешным, укрепляя уверенность в себе, повышая самооценку.

Для работы используются: листы плотной альбомной бумаги цветными карандашами. (Дети любят фломастеры, краски, но в данной технологии лучше использовать мягкие цветные карандаши шести основных цветов: красного, черного, синего, зелёного, коричневого). В наборе нет простого карандаша, но если ребёнок попросит – ему можно дать его.

ЭТАПЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

Прояснение отношения ребёнка к процессу рисования, к самой работе.

Предпринимаются действия, чтобы ребёнок делился своими ощущениями, чувствами, по отношению к работе. В результате ребёнок начинает лучше себя осознавать, то что он делает.

Описание рисунка с точки зрения ребёнка. Ребёнок делится впечатлениями о самом рисунке, описывает его так, как ему хочется.

Обсуждение содержания рисунка. Его части, детали, появившиеся образы людей, предметов, животных. Проговариваются чувства, вызванные изображённой ситуацией.

Описание рисунка с использованием слова «Я». Психотерапевт просит ребёнка описать рисунок так, как будто картинкой является он сам. Что он чувствует?

Идентификация. Выбираются важные предметы на рисунке, для того, чтобы он идентифицировал их с чем-то или кем-то.

Работа с героями рисунка. Ребёнку предлагается вести диалог между двумя героями его рисунка или противоположными сторонами образа или предмета (например, добро-зло, любовь-ненависть, горе-радость, либо печальная и счастливая сторона образа).

Обсуждение цветовой гаммы рисунка. Психолог просит обратить внимание на цвет: что он означает, о чём говорит.

Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка или возникающие в ходе беседы.

В процессе работы осуществляется наблюдение за внешними проявлениями: особенностями оттенка голоса, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием.

МОЛЧАНИЕ может означать контроль, обдумывание, припоминание, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

Кто это? Сколько ему лет? Где он живёт? Что делает? Как себя чувствует?

Кто этим пользуется? Кто тебе ближе всех? Что заставило его так переживать?

Как завершилась ситуация?

Что происходит сейчас?

Что нужно сделать, чтобы побороть страх? Снизить тревогу?

Представь, что это делаешь ты. Как это? Что будет потом?

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ:

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА: Установление контакта. Свободное рисование (Ребёнок рисует то, что хочет)

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА: Мой дом, моя семья

ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА: Автопортрет в полный рост.

ЧЕТВЁРТАЯ ВСТРЕЧА: Несуществующее животное.

ПЯТАЯ ВСТРЕЧА: Я переживаю. Моя боль. То, что меня волнует.

ШЕСТАЯ ВСТРЕЧА: Я боюсь. Мой страх. Это меня испугало.

СЕДЬМАЯ ВСТРЕЧА: Сон, который меня взволновал.

ВОСЬМАЯ ВСТРЕЧА: Я и мои друзья. Я в классе. Мой лучший друг.

ДЕВЯТАЯ ВСТРЕЧА: То, о чём я мечтаю. Три желания. Золотая рыбка. Ромашка желаний. Цветик – семицветик.

ДЕСЯТАЯ ВСТРЕЧА: Я такой счастливый, я такой довольный. Счастье. Самый счастливый день. Моя радость. Что заставляет моё сердце петь.

ОДИННАДЦАТАЯ ВСТРЕЧА: Если бы у меня была волшебная палочка, я превратился бы…

Это я… Автопортрет в лучах солнца.

ДВЕННАДЦАТАЯ ВСТРЕЧА: Моё будущее.

Завершение работы. Подведение итогов.

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Зимние игры детей с участием родителей"

 Консультация для родителей по теме: "Зимние игры детей с участием родителей"   Прогулка — это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с ма...

Консультация для родителей по теме: «Зимние игры детей с участием родителей»

Консультация для родителей по теме: «Зимние игры  детей с участием родителей»...

Как помочь детям и их родителям справиться с потерей близкого человека

Как помочь детям и их родителямсправиться с потерей близкого человекаКак помочь ребенку, когда умирает кто-то близкий? Что делать, если вы тоже переживаете боль утраты? Страдают ли дети так же, как и ...

Консультация для родителей на тему: «Праздник для детей и их родителей».

Праздник – серьезное событие, структурирующее всю жизнь сообщества в детском саду, основная форма совместной деятельности взрослых и детей. Именно такая форма позволяет объединить музыкальное, ф...

Консультация для родителей на тему: «Как помочь детям стать здоровыми».

Консультация для родителей на тему:«Как помочь детям стать здоровыми»....

Консультация для родителей на тему «Как помочь детям овладеть правилами дорожного движения»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, вместе с этим увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей...

Консультация для родителей "Как говорить с ребенком о потере близкого человека: важные шаги и советы"

Советы и рекомендация, которые помогут Вам поговорить с ребенком на столь тяжелые, но такие важные разговоры, касательно потери близкого человека...