Консультация для родителей "Поговорим об игрушках"
консультация

Котова Наталия Сергеевна

игрушки и их роль в жизни ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_ob_igrushkah.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поговорим об игрушках

Наверняка у вашего малыша огромный арсенал ярких, привлекательных игрушек. На сегодняшний день их не так сложно найти, но вот что найти гораздо сложнее,- это игрушки, которые минимально реалистичны.  Максимальная реалистичность в игрушках мешает детям развивать фантазию (зачем придумывать, если есть «почти настоящий чайник, который кипит»?).  Игрушки, «полностью готовые к употреблению», не будят у ребенка воображение. А вот палки, камешки, сломанные машинки и т.д., отлично справляются с этой задачей! Установите себе правило: не выбрасывать вещи ребенка, не спросив его разрешения. Совершенно случайно может оказаться так, что машинка с отломанными дверцами и без колес давно уже превратилась в «космический аппарат».

Фантазиям быть! Предоставляйте ребёнку возможность свободно фантазировать, спокойно и без критики: ведь это здорово нарисовать два солнца, раскрасить траву в синий цвет, а его любимый мышонок вполне может стать суперменом.

К сожалению, современные наблюдения таковы, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры, и тому есть множество причин. Однако мне бы хотелось ещё раз напомнить о важности подобной игры для развития ребенка:

  • играя, ребёнок стремится подчиняться тем или иным правилам, причём их выполнение доставляет массу эмоций.
  • это в свою очередь делает поведение ребёнка более осмысленным и осознанным.
  • в игре ребёнок учится контролировать, оценивать себя (понимать, что он делает, как он это делает) и хотеть действовать правильно.

И не забывайте. Игра – это пространство свободных действий!

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно принимать  решения в повседневной жизни - чаще играйте (это могут быть любые игры, в которых есть правила: сюжетно-ролевые, настольные игры).  В дошкольном  возрасте игра выступает в качестве пространства для свободных действий, ведь только в игре можно опробовать самые разнообразные варианты того или  иного поведения. Предоставляйте возможность ребенку чаще играть в  подобные игры! Только так он сможет обогатить свой опыт самостоятельных  действий, тем самым ему легче будет научиться действовать самостоятельно в реальной жизни!

Виды игрушек

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

  1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
  • Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
  • а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавалные; ж) технические.
  • Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
  • а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.
  • Спортивные игрушки.
  • Игрушки — забавы
  1. Игрушки по степени готовности:
  • Готовые.
  • Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
  • Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
  • Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
  1. Игрушки по виду применяемого сырья:
  • Деревянные.
  • Пластмассовые.
  • Металлические.
  • Из тканей, в том числе набивные игрушки.
  • Резиновые.
  • Из бумаги и картона.
  • Из керамики, фарфора и фаянса.
  • Из древесных материалов, папье-маше.
  • Из новых синтетических материалов.
  1. Игрушки по величине:
  • Мелкие (размером от 3 до 10 см).
  • Средние (размером от 10 до 50 см).
  • Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
  1. По функциональным свойствам:
  • Пневматические.
  • Магнитные.
  • Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
  • Электронные (на компьютерной основе).
  • Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
  • Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
  1. Игрушки по художественно-образному решению:
  • Реалистические.
  • Условные.
  • Конструктивные.

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

 Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам.

 Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Заключение

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"

консультация для родителей. даны рекомендации по выбору игрушек для детей; рекомендованы игрушки в зависимости от возраста....

Консультация для родителей " Какие игрушки нужны вашим детям?".

Какие игрушки нужны вашим детям? Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говор...

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"

Данная консультация поможет родителям сделать правильный выбор при покупке игрушек своим детям....

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"

Консультации для родителей«Какие игрушки необходимы детям»...

Консультация для родителей "Как игрушки лечат"

Игрушка это любой предмет, используемый ребенком в игре. И от нас с вами зависит чем станет этот предмет в руках ребенка и как это отразится на его психике....

Консультация для родителей «Детская игрушка»

Детская игрушка… В чем ее ценность? Будут ли рядом с малышом любимые игрушки, которые станут самыми настоящими друзьями, помогут сформировать доброе и деятельное отношение к окружающему миру, зав...