Как правильно общаться с детьми
консультация (младшая группа)
Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как правильно общаться с детьми»
Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).
Как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.
Развитие умения вступать в диалог
• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки - это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией - это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.
Умение требовать:
• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.
• Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.
• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.
Умение отказываться:
• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».
• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.
V • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».
Умение здороваться и прощаться:
11 • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.
Умение делиться информацией:
• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется
к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.
• Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.
Умение давать:
• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.
• Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.
Простые правила для совместной игры:
• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.
• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.
• Не бойтесь шумной игры - шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.
• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.
• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.
• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений - конец игре!
Гуляя с ребёнком больше с ним разговаривать рассказывать (небо голубое светит солнышко, вот красивые цветы, мы их рвать не будем, полюбуемся и понюхаем; едет грузовая машина - везёт кирпичи, чтобы строить дом; на улице светло - день, мамы и папы идут на работу; на улице темно - ночь, все ложатся отдыхать, спать). Самое главное с ребёнком не молчать, и по возможности отвечать на все детские «почему? и зачем?». Ранние годы - очень важное время для развития эмоциональной сферы ребёнка. Она формируется в общении с близкими людьми сверстниками живой природой. Очень важно чтобы малыш рос не только думающим, но и чувствующим человеком. В различных видах деятельности развиваются память, внимание, мышление, воображение, координация движений и простейшее интонирование (подражание голосам животных, звукам природы). В работе с детьми использую тактильный (телесный контакт, приветствие, к каждому ребёнку, нахожу свой «ключик», одному необходимо ласковое слово, другому достаточно высказать четкое требование. Во время занятий и в течение всего дня я использую пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики (вкладыши, матрешки, пуговицы, шнуровки, строитель, что способствует развитию речи, общению. Интерес ребёнка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но это он сможет сделать, только овладевая речевым общением. Многое здесь зависит от взрослых, как они организуют общение с ребёнком. Если с детьми общаются мало, то дети резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые пытаются ловить каждое желание ребёнка, каждый жест, то ребёнку нет необходимости говорить, родители и так исполняют все его «указки по пальцу». Другое дело, когда взрослые вынуждают ребёнка говорить четко, внятно, выражать словами свои желания, и только в этом случае исполняют их.
В заключении хочу сказать, что общение с ребёнком в раннем возрасте имеет основополагающее значение для дальнейшего развития мышления, восприятия и памяти ребёнка, а также обеспечивают ему дальнейшую успешность в жизни (эмоциональное благополучие на протяжении всего пребывания его в детском саду, положительные результаты при обучении в школе, а, следовательно, дальнейшее его становление как гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно общаться с детьми
консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492105-1412499658.jpg)
Как правильно общаться с детьми?
Помните, когда ваш ребёнок только научился говорить, он надоедал, утомлял, преследовал вас своими вопросами? Как же вдруг случается так, что мы сами становимся "почемучками", стоит только нашим детям ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/04/picture-640180-1433415070.jpg)
Как правильно общаться с детьми?
Помните, когда ваш ребёнок только научился говорить, он надоедал, утомлял, преследовал вас своими вопросами? Как же вдруг случается так, что мы сами становимся "почемучками", стоит только нашим детям ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-610529-1444327766.jpg)
Памятка для родителей " Как правильно общаться с детьми "
Описание основных правил общения с ребенком...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-467560-1445291292.jpg)
Консультация для родителей на тему: " Как правильно общаться с детьми"
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/03/picture-376512-1430675083.jpg)
Как правильно общаться с детьми
В консультиции идёт речь о том, как правильно общаться с детьми. Приведены примеры общения....
Консультация "Как правильно общаться с детьми"
Информация для родителей...