Как правильно общаться с детьми
консультация (младшая группа)

Васильева Ксения Александровна

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_obshchatsya_s_detmi.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как правильно общаться с детьми»

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).

Как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.

Развитие умения вступать в диалог

• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.

• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.

• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.

• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки - это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.

• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией - это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

Умение требовать:

• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.

• Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос«Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.

• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

Умение отказываться:

• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет»«не надо».

• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.

V • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».

Умение здороваться и прощаться:

11 • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.

Умение делиться информацией:

• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется

к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

• Вопросы «Что это?»«Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.

Умение давать:

• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.

• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.

• Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Простые правила для совместной игры:

• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.

• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.

• Не бойтесь шумной игры - шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.

• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.

• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.

• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений - конец игре!

Гуляя с ребёнком больше с ним разговаривать рассказывать (небо голубое светит солнышко, вот красивые цветы, мы их рвать не будем, полюбуемся и понюхаем; едет грузовая машина - везёт кирпичи, чтобы строить дом; на улице светло - день, мамы и папы идут на работу; на улице темно - ночь, все ложатся отдыхать, спать). Самое главное с ребёнком не молчать, и по возможности отвечать на все детские «почему? и зачем?»Ранние годы - очень важное время для развития эмоциональной сферы ребёнка. Она формируется в общении с близкими людьми сверстниками живой природой. Очень важно чтобы малыш рос не только думающим, но и чувствующим человеком. В различных видах деятельности развиваются память, внимание, мышление, воображение, координация движений и простейшее интонирование (подражание голосам животных, звукам природы). В работе с детьми использую тактильный (телесный контакт, приветствие, к каждому ребёнку, нахожу свой «ключик», одному необходимо ласковое слово, другому достаточно высказать четкое требование. Во время занятий и в течение всего дня я использую пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики (вкладыши, матрешки, пуговицы, шнуровки, строитель, что способствует развитию речи, общению. Интерес ребёнка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но это он сможет сделать, только овладевая речевым общением. Многое здесь зависит от взрослых, как они организуют общение с ребёнком. Если с детьми общаются мало, то дети резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые пытаются ловить каждое желание ребёнка, каждый жест, то ребёнку нет необходимости говорить, родители и так исполняют все его «указки по пальцу». Другое дело, когда взрослые вынуждают ребёнка говорить четко, внятно, выражать словами свои желания, и только в этом случае исполняют их.

В заключении хочу сказать, что общение с ребёнком в раннем возрасте имеет основополагающее значение для дальнейшего развития мышления, восприятия и памяти ребёнка, а также обеспечивают ему дальнейшую успешность в жизни (эмоциональное благополучие на протяжении всего пребывания его в детском саду, положительные результаты при обучении в школе, а, следовательно, дальнейшее его становление как гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно общаться с детьми

консультация для родителей...

Как правильно общаться с детьми?

Помните, когда ваш ребёнок только научился говорить, он надоедал, утомлял, преследовал вас своими вопросами? Как же вдруг случается так, что мы сами становимся "почемучками", стоит только нашим детям ...

Как правильно общаться с детьми?

Помните, когда ваш ребёнок только научился говорить, он надоедал, утомлял, преследовал вас своими вопросами? Как же вдруг случается так, что мы сами становимся "почемучками", стоит только нашим детям ...

Памятка для родителей " Как правильно общаться с детьми "

Описание основных правил общения с ребенком...

Консультация для родителей на тему: " Как правильно общаться с детьми"

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе....

Как правильно общаться с детьми

В консультиции идёт речь о том, как правильно общаться с детьми. Приведены примеры общения....