мастер-классы для родителей
консультация (подготовительная группа)

Воронцова Елена Анатольевна

мастер-классы для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Воронцова Е.А. музыкальный руководитель

 Мастер - класс для родителей по развитию музыкальных способностей дошкольников

«Развитие  музыкального слуха  с  помощью   модели «Имя признака – значение имени признака»

            Учитывая включение педагогического коллектива в инновационную деятельность по формированию ключевых компетентностей  средствами ОТСМ-ТРИЗ технологии, пересмотрены методы и приёмы музыкального  развития детей 4-7 лет.                                      

              Основной идеей педагогического опыта является использование методов ОТСМ -ТРИЗ в развитии  музыкальных способностей детей, так как они  способствуют развитию слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению  музыкального словаря детей.

              Теоретической основой опыта являются педагогические труды известных педагогов и психологов Теплова Б.М., Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна,   положения о музыкальном развитии дошкольников; В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, Дж. Смитта, Б.Н. Никитина; технология ОТСМ-ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, Кононова Н.Г.

              Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному  развитию детей 4-7 лет  подбором  методов  ОТСМ-ТРИЗ игровых заданий и упражнений интегрированного характера НОД.

           Совершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков музыкального произведения (характера, динамики, темпа, высоты, авторства, жанра, части и других), выделять их в музыкальных произведениях, в музыкальных играх, в литературных произведениях, на картинках.

            Цель: «Развитие  музыкального слуха  с  помощью   модели «Имя признака – значение имени признака»

 Задачи: формировать музыкально – слуховые  представления детей,

               развивать  художественное воображение,

               музыкальную память,

               ассоциативное мышление.

             На музыкальных занятиях  воспитанники старшего дошкольного возраста осваивают различные виды  музыкальной деятельности, такие как:  певческое творчество, слушание музыки, танцевальное творчество, музыкально – подвижные  игры, игра на музыкальных инструментах.

           Дети  придумывают  символы - карточки  для всех  видов музыкальной деятельности:

Пения: открытый рот

Танцев: ноги или следы ног

Слушания: ухо

Музыкальных игр: руки  или  ладошки

Музыкальных инструментов: труба или скрипка.

             С помощью средств ТРИЗ   начали  вводить понятие признака. Ввели такие признаки  музыкальных понятий  как «Авторство», «Жанр», «Части», «Место» и придумали к ним рисунки – карточки.

Признак «Авторство» - авторская,  народная.

Признак «Жанр» - песня, танец, марш, колыбельная.

Признак «Части» - вступление, куплет, проигрыш,  припев, заключение.

Признак «Место» - функция и место музыкального произведения.

            На музыкальных занятиях, изучая тему «Звук», дети узнали о свойствах и качествах звука, узнали строение и функции уха, придумали карточки к признакам звука.

            Звук как физическое явление представляет собою колебательные движения какого-нибудь тела—источника звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте, пластинки, мембраны и т. д), создающего звуковые волны (периодические сгущения и разрежения в воздухе).

         В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но не все звуки являются музыкальными.

       Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают особыми свойствами; они отобраны и организованы в определенную систему, выработанную в процессе многовекового развития музыкальной культуры и служащую для выражения музыкальных мыслей, музыкальных образов.

         Звук имеет свойства и качества. Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно—

            1. частоту колебаний,

            2.их продолжительность,

            3.амплитуду,

       4.состав колебаний (сочетания простейших колебаний в данном сложном).

           Отражение физических свойств звука в наших ощущениях есть качества звука. К качествам звука относятся —

              1.высота,

              2.длительность,

              3.громкость,

              4.тембр.  

             С помощью средств ТРИЗ, качества звука мы обозначили как признаки звука:

Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;

Признак «Длительность» - длинные  и короткие звуки;

Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;

Признак «Тембр» - окраска звука.

     К каждому из признаков дети придумали рисунки - карточки (Приложение  рис. 1,2,3,4)

         Для эксперимента  выбрали  несколько объектов: металлофон пластинчатый, металлофон трубчатый, стаканы для воды и фужеры для сока . Дети сравнили звуки этих объектов по признакам ТРИЗ  и заполнили таблицу

Дети разложили картинки признаки звука, создали модель проекта

Дети выучили песенку – попевку «Василек».

 (Василек, василек,

Мой любимый цветок,

Скоро ль ты, мне скажи,

Засинеешь во ржи?)

Проанализировали ее:

В песенке четыре  повторяющиеся музыкальные фразы,

ритм песенки:

ти – ти, та,  ти – ти , та  ( где ти – короткие ноты, та – длинные ноты).

Научились играть эту песенку на металлофонах.

Проверяем:  как звучат стаканы? (стучим барабанной палочкой по стаканам)

Каждый стакан звучит на одной ноте. Песенка «Василек» не получается.

Проверяем: как звучат пустые фужеры? (стучим барабанной палочкой по фужерам). Фужеры также звучат на одной ноте.

Чтобы получилась песенка «Василек», надо налить в каждый фужер разное количество воды ( столб воздуха в фужере меняется, чем больше воды в фужере, тем ниже звук).

Чистоту абсолютного музыкального звука проверяем на инструменте фортепиано (с помощью музыкального руководителя).

Играем песенку «Василек» на заполненных водой фужерах.  

Песенка получается.

         На немузыкальных предметах, при определенных условиях, можно сыграть мелодию.

         Презентация проекта прошла в подготовительной группе №3 и № 6, где ребята очень заинтересовались темой.

                В результате  проекта дети научились различать звуки объектов по признакам звука и научились играть выученную мелодию на различных объектах. Проектная работа позволила повысить интерес к музыкальной деятельности, способствовала развитию творческих умений. В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации, реализована возможность проявить умения в групповой деятельности.

                 В дальнейшем планируем, продолжить изучать и использовать на музыкальных занятиях признаки различных видов музыкальной деятельности.

                                                 

C:\Users\Admin\Desktop\стрелки.png

Картинки по запросу картинки векторные иконки звука                                  C:\Users\Admin\Desktop\палитра.jpg

     



Предварительный просмотр:

Воронцова Е.А. музыкальный руководитель

Пояснительная записка

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Социокультурные истоки» в старшей  группе

Название: «Дружная семья»

Цель: Формирование у детей представления о дружной семье. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком .

Задачи:

Образовательные:

 - познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;

 - формировать у детей представление о дружной семье,

- формировать умение работать в паре, в группах.

Развивающие:

- активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью;

- развивать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение;

- расширять музыкальную фонотеку, песенный багаж о семье;

- развивать у детей интерес к хороводным играм;

Воспитательные:

- воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях,

- создать эмоционально-положительный климат в группах детей и родителей

Интегрированное занятие разработано на основе программы «Социокультурные истоки»  (авторы: И.А. Кузьмин, профессор г. Москва, А.В. Камкин, профессор г. Вологда) в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, соответствует ФГОС ДО.

Средства: мультимедийные, музыкальные, литературные, наглядные.

Предварительная работа:

Знакомство с песнями «Моя семья», «Что такое семья», «Счастливая семья», разучивание хороводных игр «У дедушки Трифона», «У бабушки Авдотьи», повторение хороводных песен «К нам гости пришли», «Бабушка испеки оладушки».

Форма совместной деятельности: интегрированная ООД

Форма организации: групповая, в парах

Использованные формы, методы и приёмы работы соответствуют поставленным целям и задачам.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровые, технологии ТРИЗ.

Поставленные цели и задачи соответствуют прогнозируемым результатам.

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Социокультурные истоки»

в старшей  группе

Название: «Дружная семья»

Составила: музыкальный руководитель

Воронцова Е.А.

г. Югорск, 2019

Цель: Формирование у детей представления о дружной семье. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком .

Задачи: 

Образовательные:

 - познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;

 - формировать у детей представление о дружной семье,

- формировать умение работать в паре, в группах.

Развивающие:

- активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью;

- развивать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение;

- расширять музыкальную фонотеку, песенный багаж о семье;

- развивать у детей интерес к хороводным играм;

Воспитательные:

- воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях,

- создать эмоционально-положительный климат в группах детей и родителей

 

 Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук с колонками, проектор, фонограммы, раздаточный материал

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников и родителей расположение

Организационный этап

4 мин

Создать эмоционально-положительный климат в группах  детей и родителей

 Приветствие каждой пары (Семья …фамилия)

Приглашение к приветствию

Дети и родители в парах сидят по кругу, представляют семью

Актуализация,

4 мин

познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»

Исполнение песни  «Что такое семья»

Что такое «семья»?

(традиционно русская семья была многочисленной)

Обсуждают в парах, отвечают на вопросы

Расширение

имеющихся

представлений 13 мин

Расширить представление

 о дружной семье

воспитывать у детей умение договариваться и приходить к единому мнению посредством работы в паре, в группах

Игра «У дедушки Трифона»,

Игра «У бабушки Авдотьи»

(повторяют движения за ведущим)

Исполнение детьми песни

«К нам гости пришли»

Что такое «дружная семья»?

( родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело, совместно трудятся, семейные праздники)

Обсуждают в парах,

отвечают на вопросы,

играют в игры в группах

в кругу

Исполнение детьми песни

«К нам гости пришли»

Динамическая

пауза, 4 мин

Снять эмоциональное напряжение.

Пальчиковая игра «Семья»

Исполнение на фортепиано

и голосом

Выполняют действия пальчиками, проговаривая слова.

Практическая

работа 

6 мин

Знакомство родителей с элементами ТРИЗ технологий

(схематизация) на музыкальном занятии

Разучивание песни «Бабушка испеки оладушки»

Исполнение песни

Показ схемы песни

Озвучивание текста песни

Нарисовать схему текста с помощью схематизации ТРИЗ

Исполнение песни

Заключительный этап. Рефлексия, 4 мин

Формировать способность  оценивать результат своей деятельности

Ресурсный круг

 «Дружная семья вместе…»

Передача ромашки

Ресурсный круг

 «Дружная семья вместе…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...