методические рекомендации для педагогов
консультация (подготовительная группа)

Воронцова Елена Анатольевна

методические рекомендации "Как беречь слух"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для взрослых

«Как беречь слух»

           С возрастом мы теряем слух. Это печальный, но неизбежный факт.

Это связано с физиологическими особенностями нашего слухового аппарата (испытайте себя: лучше всего — в наушниках). Внутреннее ухо человека не восстанавливается. Поэтому с годами человек теряет возможность слышать звуки на определенной высоте.

            Так называемые волосковые клетки в нашем ухе повреждаются из-за постоянного шумового воздействия извне — громкие звуки разрушают их, а способностями к регенерации (как и многие другие системы и органы в человеческом организме) они не обладают.

            С чем связан этот процесс? Можно ли его остановить?

           

                           Как наши возможности меняются с возрастом

             Мозг воспринимает звук благодаря кортиевому органу, который располагается в спирально завитом костном канале внутреннего уха. Он состоит из волосковых клеток, которые воспринимают звуковые колебания и превращают их в нервные импульсы — их обработкой занимается мозг.

              Внешние волосковые клетки, которые воспринимают и «передают» в мозг звуки на более высоких частотах, первыми сталкиваются с воздействием звуковых волн, и поэтому разрушаются быстрее.

             Кроме возраста (естественного процесса деградации) на слух могут повлиять инфекции, аутоимунные заболевания и реакция на некоторые лекарства. Такое расстройство (вне зависимости от того, приобретено оно естественным путем или нет) называется нейросенсорной тугоухостью.

            Простой эксперимент позволяет вычислить «возраст слуха».

Он демонстрирует беспощадную математику.

Звук на высоте в 8000 Гц могут слышать все живые люди без проблем со слухом.

Уровень в 12000 Гц — отсекает людей старше 50.

Ещё выше — 15000 Гц уже могут не услышать люди старше 40.

Дальше — суровее.

              Называть эту потерю слуха возрастной деградацией тоже не совсем справедливо. Этот процесс — скорее естественный износ, вызванный условиями среды. Это подтверждают научные исследования — например, члены африканского племени Маабан, живущие далеко от цивилизации (и, как следствие, производимого ею шумового загрязнения), могут даже в преклонном возрасте услышать шепот на расстоянии нескольких сот метров.

              Иными словами, мы теряем слух не только потому, что стареем, а потому, что живем в очень шумном мире. Любые (даже очень привычные для нас) громкие звуки, будь то стиральная машинка, блендер, бульдозер на улице или колонки в баре, наносят непоправимый ущерб нашему слуху.

Это протяженный во времени и необратимый процесс.

                                         Как заботиться о слухе

              С износом слуха можно бороться, как и с износом любого механизма. Нужно использовать его более осторожно, соблюдать правила безопасности и периодически заниматься профилактикой.

              Опасным считается длительное воздействие звука громче 85 Дб.

Для сравнения:

60 Дб — громкость обычного разговора

90 Дб — звук движения мотоцикла

100 Дб — музыка в ночном клубе

112 Дб — плеер на максимуме

120 Дб — сирена

Три основные вводные:

1.Слишком долго и слишком громко.

 Главная проблема — продолжительность воздействия.

 Громкая музыка в течение 1-3 часов это основная причина быстрой деградации слуха.

2. Частота. Мы наиболее чувствительны к звукам средних частот — 3-4 килогерц.

3. Восприятие. Если мы слишком долго слушаем громкую музыку, меняется наше восприятие — нам кажется, что она стала тише, и мы можем ещё поднять громкость.

Иными словами, мы постоянно подвергаемся шумам, которые разрушают наш слух.Что делать?

Ряд простых и универсальных способов, которые помогут сохранить слух:

            1.Избегайте чрезмерно громких звуков.

Это банальный совет, но самый простой.

Даже если звук вас не раздражает, если он приятный или мелодичный — его громкость разрушает волосковые клетки внутреннего уха.

             2.Беруши. Если вы знаете, что в ближайшее время проведете несколько часов в шумном месте, воспользуйтесь берушами.

              3.Делайте перерывы. Уши должны «отдыхать». Если вы оказались в шумном клубе или гудящем опенспейсе, периодически выходите на улицу или в тихий коридор.

За 5-10 минут тишины ваш слух немного восстановится и «отдохнет».

 Если вы провели два часа в пространстве с шумовым фоном около 100 Дб (например, музыкальный клуб), вашему слуху требуется 16 часов, чтобы восстановиться.

              4.Правило 60:60.

 Слушать музыку в наушниках на 60% громкости не более 60 минут подряд.

               5.Здоровье.

Ещё один универсальный совет — занимайтесь спортом, избегайте стрессов, не пользуйтесь ушными палочками (рассмотрите альтернативы), следите за давлением и принимайте лекарства только по рекомендации врача, бросьте курить. Всё это может повлиять на слух.

                                   Шумоподавление против затычек

Ещё один известный факт — наушники-затычки очень удобные, но при этом они более вредные для нашего слуха, чем, например, накладные наушники. Если нужно «перебивать» окружающие звуки, попробуйте наушники с шумоподавлением.

              Те, которые по профессии должны обладать тонким слухом

Есть множество профессий, связанных с работой со звуком.

Эта сфера деятельности — одна из тех, где необходимый и единственный рабочий инструмент, к сожалению, сильнее всего изнашивается именно в ходе работы. Например, DJ и музыканты проводят большую часть своей карьеры под воздействием очень громких звуков.

 60% музыкантов, избранных в Зал славы рок-н-ролла, страдают тем или иными формами потери слуха.

                Британский рэпер Бен Дрю (более известный как Plan B), в 30 лет начал страдать от шума в ушах, который он сначала путал с грохотом поездов. Теперь он носит специальные ушные затычки, но с возрастом состояние будет ухудшаться. «У меня нет сомнений в том, что заболевание вызвано годами, проведенными на сцене под громкими децибелами. Если вы занимаетесь музыкой или выступаете, не забывайте про беруши», — объяснил Дрю.

               Это распространенный симптом среди музыкантов — от него же страдают, например, Крис Мартин, Эрик Клэптон и многие другие звезды. Стинг тоже страдает от проблем со слухом и поддерживает инициативы, которые напоминают, что заботиться о слухе важно, причем не только для музыкантов.

                 А вот Пол Стэнли, фронтмен группы KISS, с детства глух на одно ухо и страдает от микротии. Это, тем не менее, не помешало ему стать музыкантом, который очень трепетно относится к сохранению того слуха, что у него есть. Опасность в том, считает Стэнли, что люди не замечают потери остроты слуха и спохватываются, когда процесс ухудшения уже нельзя остановить.

                Наш слух стареет — это неизбежно и вызвано условиями, в которых мы живем. В наших силах бережно относиться к своим ушам и избегать излишних звуковых (и любых других) стрессов.

И беруши. О них стоит помнить и пользоваться.



Предварительный просмотр:

               Воронцова Е.А. музыкальный руководитель

Методические рекомендации для педагогов по развитию музыкальных способностей дошкольников

«Развитие  музыкального слуха  с  помощью   модели «Имя признака – значение имени признака»

            Учитывая включение педагогического коллектива в инновационную деятельность по формированию ключевых компетентностей  средствами ОТСМ-ТРИЗ технологии, пересмотрены методы и приёмы музыкального  развития детей 4-7 лет.                                      

              Основной идеей педагогического опыта является использование методов ОТСМ -ТРИЗ в развитии  музыкальных способностей детей, так как они  способствуют развитию слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению  музыкального словаря детей.

              Теоретической основой опыта являются педагогические труды известных педагогов и психологов Теплова Б.М., Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна,   положения о музыкальном развитии дошкольников; В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, Дж. Смитта, Б.Н. Никитина; технология ОТСМ-ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, Кононова Н.Г.

              Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному  развитию детей 4-7 лет  подбором  методов  ОТСМ-ТРИЗ игровых заданий и упражнений интегрированного характера НОД.

           Совершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков музыкального произведения (характера, динамики, темпа, высоты, авторства, жанра, части и других), выделять их в музыкальных произведениях, в музыкальных играх, в литературных произведениях, на картинках.

            Цель: «Развитие  музыкального слуха  с  помощью   модели «Имя признака – значение имени признака»

 Задачи: формировать музыкально – слуховые  представления детей,

               развивать  художественное воображение,

               музыкальную память,

               ассоциативное мышление.

             На музыкальных занятиях  воспитанники старшего дошкольного возраста осваивают различные виды  музыкальной деятельности, такие как:  певческое творчество, слушание музыки, танцевальное творчество, музыкально – подвижные  игры, игра на музыкальных инструментах.

           Дети  придумывают  символы - карточки  для всех  видов музыкальной деятельности:

Пения: открытый рот

Танцев: ноги или следы ног

Слушания: ухо

Музыкальных игр: руки  или  ладошки

Музыкальных инструментов: труба или скрипка.

            На музыкальных занятиях, изучая тему «Звук», дети узнали о свойствах и качествах звука, узнали строение и функции уха, придумали карточки к признакам звука.

            Звук как физическое явление представляет собою колебательные движения какого-нибудь тела—источника звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте, пластинки, мембраны и т. д), создающего звуковые волны (периодические сгущения и разрежения в воздухе).

         В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но не все звуки являются музыкальными.

       Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают особыми свойствами; они отобраны и организованы в определенную систему, выработанную в процессе многовекового развития музыкальной культуры и служащую для выражения музыкальных мыслей, музыкальных образов.

         Звук имеет свойства и качества. Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно—

            1. частоту колебаний,

            2.их продолжительность,

            3.амплитуду,

       4.состав колебаний (сочетания простейших колебаний в данном сложном).

           Отражение физических свойств звука в наших ощущениях есть качества звука. К качествам звука относятся —

              1.высота,

              2.длительность,

              3.громкость,

              4.тембр.  

             С помощью средств ТРИЗ, качества звука мы обозначили как признаки звука:

Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;

Признак «Длительность» - длинные  и короткие звуки;

Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;

Признак «Тембр» - окраска звука.

     К каждому из признаков дети придумали рисунки - карточки (Приложение  рис. 1,2,3,4)

         Для эксперимента  выбрали  несколько объектов: металлофон пластинчатый, металлофон трубчатый, стаканы для воды и фужеры для сока . Дети сравнили звуки этих объектов по признакам ТРИЗ  и заполнили таблицу

Дети разложили картинки признаки звука, создали модель проекта

Дети выучили песенку – попевку «Василек».

 (Василек, василек,

Мой любимый цветок,

Скоро ль ты, мне скажи,

Засинеешь во ржи?)

Проанализировали ее:

В песенке четыре  повторяющиеся музыкальные фразы,

ритм песенки:

ти – ти, та, ти – ти , та ( где ти – короткие ноты, та – длинные ноты).

Научились играть эту песенку на металлофонах.

Проверяем:  как звучат стаканы? (стучим барабанной палочкой по стаканам)

Каждый стакан звучит на одной ноте. Песенка «Василек» не получается.

Проверяем: как звучат пустые фужеры? (стучим барабанной палочкой по фужерам). Фужеры также звучат на одной ноте.

Чтобы получилась песенка «Василек», надо налить в каждый фужер разное количество воды ( столб воздуха в фужере меняется, чем больше воды в фужере, тем ниже звук).

Чистоту абсолютного музыкального звука проверяем на инструменте фортепиано (с помощью музыкального руководителя).

Играем песенку «Василек» на заполненных водой фужерах.  

Песенка получается.

         На немузыкальных предметах, при определенных условиях, можно сыграть мелодию.

         Презентация проекта прошла в подготовительной группе №3 и № 6, где ребята очень заинтересовались темой.

                В результате  проекта дети научились различать звуки объектов по признакам звука и научились играть выученную мелодию на различных объектах. Проектная работа позволила повысить интерес к музыкальной деятельности, способствовала развитию творческих умений. В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации, реализована возможность проявить умения в групповой деятельности.

                 В дальнейшем планируем, продолжить изучать и использовать на музыкальных занятиях признаки различных видов музыкальной деятельности.

                                                 

C:\Users\Admin\Desktop\стрелки.png

Картинки по запросу картинки векторные иконки звука                                  C:\Users\Admin\Desktop\палитра.jpg

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...

Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...

Методические рекомендации для педагогов Доу «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад   №38 г. Солнечногорск       Методические рекомендации для педагогов ДОУ«Нет...