Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью
консультация

Ковалева Елена Геннадьевна

Информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»

Семья для ребенка – дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Всё начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Нельзя перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребенку и играет в его жизни особую роль. Поэтому гуманные чувства должны воспитываться у малыша прежде всего по отношению к матери. Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений, оказывать помощь друг другу, проявляет разностороннюю заботу.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а начинать надо с того, что ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней, уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, соблюдение семейных традиций, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых: думать не только о себе, но и о других людях, помогать и жалеть старых членов семьи, дружить с братьями, сестрами.

Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Прежде всего дошкольник должен получить представление о доме, как общественной ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом, семью, традиции, передающиеся из поколения в поколение – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремиться обзавестись домом, устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять все это – страшная беда. В настоящее время семья переживает не лучшее время. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью. Потому задача дошкольного воспитания – создать условия для формирования у детей насыщенного образа семьи, родного дома. Они должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательным друг к другу, помогать словом и делом.

Нравственно-патриотическое воспитание одна из наиболее актуальных проблем воспитания сегодняшнего подрастающего поколения.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»...

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Традиционными источниками нравственности являются:

 -          патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

 -          социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

-          гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

-          семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

-          труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

-          наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); -          традиционные российские религии.

Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:

1)        для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2)      воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3)  в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4)          чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

 -        активно «слушать» его переживания и потребности,

 -        безусловно принимать ребёнка,

-        проводить время вместе (читать, играть, заниматься),

 -        не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

-        помогать, когда просит,

 -        поддерживать успехи,

-        делиться своими чувствами (значит доверять),

 -        конструктивно разрешать конфликты,

-        использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», -        обнимать ребёнка как можно чаще;

5)        немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

Формы воспитательного взаимодействия с семьей:

семейные праздники «Неразлучные друзья - взрослые и дети», «Мама – весна», «Новый год – семейный праздник»;

консультации для родителей «Роль семейной традиции в воспитании дошкольников», «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к родному краю», «Воспитание ценностей дома».

Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают принятые каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к понимаю того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках.

Один из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью - это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьей, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нем и отложить все другие дела. Есть много тем, которые можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем» и т. д.

В результате произошла переоценка взглядов родителей на свое поведение в присутствии детей, они отвели значительное место общению с детьми, доброжелательному к ним отношению. Таким образом, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненно, нравственный результат такой работы: создается реальная возможность вести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности,...

Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью

Ребенок - зеркало семьи;как в капле воды отражается солнце,так в детях отражается нравственнаячистота матери и отца»./Василий Сухомлинский/.Что мы имеем в виду, когда говорим о нр...

Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»

Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-воле...

Консультация для родителей первой младшей группы «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

Консультация для родителей первой младшей группы «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»....

консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....

Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»

Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»...

Консультация для родителей на тему:"Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью"

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности,        настойчивости,      ...