Консультация для родителей «Роль чтения и рассказывания сказок для развития речи ребенка»
консультация (младшая, средняя группа)

Бургутова Надежда Николаевна

Слушая рассказы и сказки, дети познают точность слова, перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль чтения и рассказывания сказок для развития речи ребенка»

Сказка в жизни дошкольника

Слушая рассказы и сказки, дети познают точность слова, перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Содержание любых литературных произведений до них доводит взрослый. Цель чтения сказок детям:

  • Донести до детей содержание произведения;
  • Уметь раскрыть замысел автора;
  • Воспитывать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам;
  • Интонационно передавать своё отношение к героям произведения;
  • Развивать интерес к художественной литературе.
  • Научить отличать сказку от рассказа.

Достичь этих целей можно при условии, если дома уделяется достаточное внимание рассказыванию, чтению. Само по себе слушание, а затем чтение необходимо развивать с самого раннего детства, чтобы развить у детей способность слушать, вслушиваться в художественное слово и понимать его значение.

                                     https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/04/18/k_5cb89a1c66094/507619_1.png

Развитие речи ребенка через сказку

Заинтересовать детишек к слушанию сказки лучше всего с помощью рассматривания красочных игрушек, картинок. Далее начните знакомство с иллюстрациями к сказке в книге, вызвав интерес ребёнка к книге и иллюстрациям. При рассматривании иллюстраций взрослый просто проговаривает правильное содержание сказки и вовлекает детей в разговор вопросами типа: «Что снесла курочка Ряба?», «Кто разбил яичко?», добивайтесь, чтобы дети повторяли за вами выражения: «…дед бил – бил, баба била-била…» и прочее. Малыши любят такие повторы и с удовольствием участвуют в подобных диалогах.

Народная сказка, требует рассказывания, а не чтения, что усиливает эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему восприятию основного замысла сказки, так как взрослый разговаривает с ребёнком.  Именно при рассказывании воспитывается важное умение слушать и понимать речь взрослого.

С детьми трёх лет уже после рассказывания сказки предлагается вспомнить наиболее интересные моменты сказки и повторить их словами. При повторении песенок из сказок дети хорошо запоминают слова и образные выражения, улавливают созвучность строк, а также могут использовать эти выражения в играх, драматизациях, пересказах сказок.

Взрослые же должны обращать внимание на то, чтобы все эти сказочные выражения и слова употреблялись детьми в правильной грамматической форме. Всё это необходимо будет в дальнейшем для правильного восприятия более сложных произведений, дальнейшего развития речи.

Если народные сказки лучше всего рассказывать детям, то авторские сказки следует читать, так как каждый автор использует свои индивидуальные особенности речи, которые дети должны уметь воспринимать и отличать.

Значение сказки в жизни дошкольника

Слушая сказки, дети начинают рассуждать, не только о том, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения, но и объяснять поступки героев, делать выводы, определив свое отношении к сказочным персонажам, их взаимоотношениям. Задача взрослых – воспитывать правильное восприятие содержания сказок и умение использовать слова и выражения из сказок в речи.

Драматизация сказки

Драматизация сказок является одним из видов театрализованных игр, в которых дети имеют возможность перевоплощаться в героев любимых сказок. В таких играх дети могут быть и зрителями, и героями произведения. Содержание сказки подсказывает ребятам действия, а образ героя сказки воссоздают они сами с помощью жестов, выразительности речи, движений, обращения к другим героям. Ребёнок сам выбирает выразительные средства, которые перенял у взрослых. Естественно, без участия взрослых здесь не обойтись, именно взрослый должен создать условия, необходимые для драматизации, является и постановщиком, и режиссёром, в целом руководит процессом игры.

Роль сказки в жизни ребёнка

В таких играх дети учатся двигаться в такт произносимому тексту, говорить соответственно голосу персонажа, запоминать и произносить слова, характерные для конкретного персонажа. Хорошо, если в таких играх-драматизациях будут использоваться народные музыкальные инструменты, они разнообразят ход игры, развивают фантазию, творчество детей.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»

сказки несут исключительно добро и воспитывают в детях человеколюбие и положительные эмоции...

Консультация для родителей «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка »

Консультация для родителей«Чтение и рассказывание сказок для развития речиребенка »Все без исключения дети любят, когда им читают или рассказывают сказки. Они так давно стали неотъемлемым ...

Консультация для родителей «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка »

Консультация для родителей«Чтение и рассказывание сказок для развития речиребенка »Все без исключения дети любят, когда им читают или рассказывают сказки. Они так давно стали неотъемлемым ...

«Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения....

Консультация для родителей «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»

Консультация для родителей«Чтение и рассказывание сказокдля развития речи ребенка»Все без исключения дети любят, когда им читают или рассказывают сказки. Они так давно стали неотъемлемым а...

Консультация для родителей «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка »

Очень полезно приучать детей слушать и понимать сказки о природе и жизни животных. Они отлично расширяют кругозор и формируют эрудицию — зачастую дети лучше взрослых разбираются в разновидностях...