Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
методическая разработка (средняя группа)

Пашкина Инна Юрьевна

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Форма проведения:  квест-игра с родителями «Играем, как дети»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie_rol_semi_v_rechevom_razvitie_rebenka.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань

«Центр развития ребёнка – детский сад №4 «Веснянка»

Родительского собрания №2

 в средней группе №12

«Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника»

                                                                                            Воспитатель:

                                                                                                                           И.Ю. Пашкина

                                                                                                                           

                                                                                   

Нягань, 2019г.

Тема: «Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника».

от 05.12.2019г.

Председатель: Г.А. Масленникова

Секретарь: Л.Е. Коновалова

Форма проведения:  квест-игра с родителями «Играем, как дети»

Присутствовало: 25 человек

Отсутствовало: 4 человека

Приглашенные: 

Повестка дня

1. Выступление В.Н. Сагинбаевой «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника».

а) Обсуждение факторов успешного развития фонематического слуха у  дошкольников;

б) Развиваем фонематический слух, играя – «Игры-помощники» - И.Ю. Пашкина, В.Н. Сагинбаева.

2. Квест-игра с родителями «Играем, как дети» - И.Ю. Пашкина.

3. Буклеты: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха» - И.Ю. Пашкина, В.Н. Сагинбаева.

4. Рефлексия.

5. Разное.

Цель: Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Задачи: - познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье; 

-познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, которые можно организовать в домашних условиях.

Ход собрания.

1. По первому вопросу выступила воспитатель В.Н. Сагинбаева с консультацией по теме: «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника». Она рассказала родителям о понятии «фонематический слух» и этапах развития фонематического слуха. Порекомендовала родителям почаще общаться и заниматься с детьми дома, выполнять все рекомендации педагогов. Валентина Николаевна объяснила, что чем больше вы, родители, будете уделять времени на общение со своим ребенком, тем меньше у ребенка будет проблем с развитием и восприятием фонематического слуха.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Любое нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его поведении.

«Плохо говорит», «Не произносит шипящие звуки», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.

Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук -"щук"). В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

Этапы работы по развитию фонематического слуха

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. различение слогов;

5. различение звуков;

6. анализ звукового состава слова.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня…

2. По второму вопросу воспитатель И.Ю. Пашкина предложила всем родителям немного побыть детьми и поиграть в квест-игру: «Играем, как дети».

Из истории квеста

Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». «Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Значение квест игры.

Представленная форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:

–всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально- коммуникативному);

– создание положительного эмоционального настроя;

– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

– действовать в команде, а не поодиночке;

– помощь и взаимовыручка;

– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

– внимательность и смелость;

– обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада

Задачи:

•Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний родителей от совместного мероприятия;

•Побуждать родителей к активному участию;

•Пробудить желание увидеть проблемы своего ребёнка изнутри и найти способы их решения;

•Повышение интереса родителей к образованию и самообразованию;

•Обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений;

•Создание коллектива родителей, заинтересованных в решении общих проблем;

•Развивать умение быстро принимать решение.

Ход квест-игры

Уважаемые родители, а теперь мы с вами немного поиграем как наши с вами дети. Для этого вам надо на некоторое время побыть детьми. Все занятие в ДОУ, как вы уже знаете, проводятся в игровой форме, все мы не сможем вам показать, так как их очень много. А вот с некоторыми из них познакомим. Пропуская через себя, вы лучше поймете своего ребенка: его трудности, его психические эмоциональные всплески во время игры, состояние сопереживания, интерес к игре и ее обучающие и развивающие стороны.

Итак, приступим.

Прежде чем начать, нам нужны 2 команды. Вам, дорогие родители, предлагаем самим разделиться на 2е команды придумать название каждой команды и выбрать капитана.

У меня в руках волшебное заклинание и волшебные часы. Для того, что бы превратиться в детей капитанам команд необходимо повернуть стрелку часов обратно и всем вместе произнести волшебное заклинание:

"Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды!

 Что от вас ушло, то к нам пришло!"

(Звучит музыка из "Сказки о потерянном времени" или тревожная музыка).

Родители читают заклинание и превращаются в детей. Вот и первое задание. Капитаны подходят за конвертом №1.

В конверте задание  игра «Четвёртый лишний»: четыре картинки определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Выполнив задание №1- берем конверт №2  «Назови ласково»

шар-шарик                          мыло-мыльце

стол-столик                         зеркало-зеркальце

ключ-ключик                      кукла-куколка

шапка-шапочка                  свёкла-свёколка

белка-белочка                     коса-косичка

книга-книжечка                   жук-жучок

ложка-ложечка                    дуб-дубок

голова-головка                    вода-водичка  

картина-картинка               вишня-вишенка

башня-башенка                   платье-платьице

кресло-креслице                  утюг-утюжок

Конверт №3 Физкультминутка «А часы идут, идут» Родители  повторяют слова и выполняют движения.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?      (Наклоны влево-вправо.)

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

      

А в часах сидит кукушка,        (Дети садятся в глубокий присед.)

У неё своя избушка.            

Прокукует птичка время,          (Приседания.)

Снова спрячется за дверью,         

Стрелки движутся по кругу.     (Вращение туловищем вправо.)

Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой          (Вращение туловищем влево.)

Против стрелки часовой.

       

А часы идут, идут,                (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.         (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,       (Бег на месте.)

Словно убежать хотят!       

Если их не заведут,        (Дети останавливаются.)

То они совсем встают.

Следующее задание.  Конверт №4   Игра «Похлопаем». Есть короткие и длинные слова. Необходимо проговарить слова отхлопывая слоги. Слова: па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на ......

Конверт №5  «Назови животное и их детёнышей» (картинки)

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Молодцы с заданиями справились и теперь мы можем открыть следующий Конверт №6 «Что может быть?....» 

красным?(помидор, клубника, огонь...)

круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

И так, все конверты открыты, все задания выполнены, наигрались, пора возвращаться во взрослую жизнь.  Капитаны команд подходят к волшебным часам, поворачивают стрелку часов вперед,  и все вместе произносим  волшебное заклинание:

Звучит музыка из "Сказки о потерянном времени" или тревожная музыка. Родители читают заклинание и превращаются во взрослых.

"Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды!

 Что от вас ушло, то к нам пришло!"

Уважаемые родители, расскажите о своих впечатлениях.

Высказывания родителей...........................................

Сделаем вывод: так играючи, дети познают окружающий мир, учатся новому и передают свои умения и навыки друг другу в командной игре.

3. По третьему вопросу воспитатели подвели итог: "от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка". Ответили на вопросы родителей.

Воспитатели предложили буклеты: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха» для совместных игр дома. Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

Содержание буклета:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

-Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.

- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (. ампа, мы. о,. ук, кук. а, мас. о).

Решение родительского собрания:

1. Принять к сведению данную информацию о правильном речевом развитии детей дошкольного возраста.

2. Использовать  игры с детьми дома, на прогулке, по дороге в детский сад.

3. Создавать дома благоприятные условия для развития речевой активности детей.

                                                             Секретарь_____________________

Список источников:

1. Ванюхина Г.А. «Воспитание фонетико-фонематического восприятия» // журнал Логопед № 8, 2008.

2. Корнилова Л.А. «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников». // ж-л Логопед №2, 2009.

3. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

Садовникова И.Н. Нарушение письтменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

4. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

5. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: "Гном-Пресс", 1999. -80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Что же такое фонематический слух?     Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

 Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

"Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом....

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок....

"Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника".

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно дел...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

О нарушениях  фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки...