Консультация для родителей "Речевое развитие для детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)

Амелина Наталия Алексеевна

 Консультация для родителей

«Речевое развитие для детей 3-4 лет»

Одним из основных направлений работы нашего детского сада является –социализация личности ребенка через игру.Очень важно вовремя исправить недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошколный возраст-это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в прецес формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Характерные особенности развития детей 3-4 лет

  1. Почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов.
  2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
  3. Правильно применяет приставные глаголы -приехал, уехал, выехал
  4. Звукоподражание еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные звуки, но твердые и мягкие дифференцируются большинством детей.
  5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
  6. В словарном запасе появляется не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуду, а также одежда, игрушки)
  7. Появляется словосочетание- ребенок пробует образовывать нужные слова (катать на карусели- каруселить, копаем лопатой, значит копатка)
  8. Замечает неправильное произношение в речи других детей даже если сам эти звуки произносит неправильно.
  9. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими слова.

 

Нормы речевого развития детей

 

Несмотря на то, что показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет.

 

1 Ребенок должен знать и проговаривать свое имя и фамилию.

2. Называть имена близких родственников и друзей.

3. Воспринимать образцы и описывать увиденную ситуацию.

4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.

5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка)

6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый. Называть действия: что делает мальчик? Что делает кошка на улице?

Разговаривать громки и тихо.

 

 

Отклонения в речевом развитии ребенка 3-4 лет

  1. Ребенок часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону.
  2. Наблюдается сильное течение слюны.
  3. Говорит слишком быстро(взахлеб) или медленно (растягивая слова)
  4. Речь ребенка не разборчива.
  5. Нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями.
  6. Не выполняет простые словесные команды (открой шкаф, возьми книгу и т.д.)
  7. Не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку.
  8. Говорит «ма» вместо мама, «па» вместо папа
  9. Употребляет слова фрагменты т е такие в которых сохранены только части слова
  10. Глотает окончания слов.
  11. Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми. Приведенные ниже рекомендации помогут родителям развивать и улучшить речевые навыки детей. Данные приемы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно.

Методы развития

1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении несколько дней.

2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка.

3. Знакомьте ребенка с новыми предметами и явлениями, но их характеристиками, рассказывайте, что и как, зачем и почему.

4 Говорите не только как называются предметы, но и их составные части (платье-воротник, рукава, карман)

5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребенка корректно.

6. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять

7. Обучайте ребенка называть правильно окончание в словах.

8. Читая сказку уделяйте внимание голосу, интонация, тембр, выразительность.

9. Расмотривайте и коментируйте картинки в книгах, задавайте вопрсы к ним.

10.Рассказывайте на прогулке обо всем, что видите.

11.Спрашивайте о прошедшем дне.

12.Также не стоит забывать о мелкой моторике, работайте с мелками деталями(пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин)

13Играйте в словестные игры: Кто говорит? Что лежит? Это съедобное или нет? Чем отличаются предметы? Отпиши предмет Какой, какая,

14. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребенка.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте.

 

Одним из основных направлений работы нашего детского сада является –социализация личности ребенка через игру. Игра на занятия м в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежании повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя-обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.

 

 «Один –много»

Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход игры: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов. Дети называют , что изображено на картинке.

Например: У меня один кубик и много кубиков. У меня один шарик и много шариков. Изменять слова так, чтобы они обозначали много предметов.

Затем наоборот, изменять слова , чтобы они обозначали один предмет.

У нас во дворе растут деревья, мой папа посадил одно дерево.

Утята плавают в реке, один утенок уплыл далеко.

«Помоги найти маму»

Цель: Активизировать речь, расширить словарный запас. Закрепить знания о животных и их детенышах, научить правильно назвать их. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: мешочек, мелкие игрушки животных: гусь, курица, корова, овца, лошадь, свинья, кошка, собака.

Ход игры: Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, просит по одному ребенку подойти к нему. Воспитатель спрашивает, что ты нашел в мешочке? Ребенку, нужно назвать детеныша того животного, которого выбрал ребенок. Пример: это курица-у курицы детеныш цыпленок.

Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и внятно называли животных и их детенышей. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

 

«Кто больше назовет действий?»

Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями, воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий.

Ход игры: Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Сашина Мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Каждый человек, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар?

Дети: варит, печет, жарит, чистит овощи

Что делает врач?

Дети: Осматривает больных, дает лекарство, слушает, делает уколы, операции.

Воспитатель за каждый правильный ответ выдает детям фишки. Побеждает тот кто больше всего наберет фишек.

«Скажи какой»

Цель: Развитие у детей тактильных ощушений, обогащение и активизация словаря.

Ход игры: Детям раздаются с изображением разного настроения людей, состояния предметов.

Ребенок должен назвать определения в сравнении (Здесь девочка веселая, на другой картинке девочка грустная)

Затем ребенку дается задание подобрать несколько определений к предмету (мяч- круглый, резиновый, синий, большой).

«Придумай сам»

Цель: Учить детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам. Упражнять в правильном подборе слов. Развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.

Ход занятия: Составить по карточкам предложение или маленький рассказ, в зависимости от количества карточек.

Игра получается очень забавной, даже иногда смешной, но самое главное детям очень нравится играть в эту игру.

 

«Моя семья»

Цель:  продолжать учить детей называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать умение работать по схемам. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Научить детей находить членов семьи, называть их, выкладывать карточки на листок. 

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим родителям. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вспомнить членов семьи.

(дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)

Затем воспитатель предлагает поселить нашу дружную семью в домик.

Найдите картинку, на которой нарисован дедушка и покажите мне. Ребенок должен назвать каждого члена семьи по имени и поселить в домик.

 

"Кто где спрятался?"

 

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом.

 

«Дикие животные»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.

 

«Какой, Какая, что делает?»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....