Журнал для родителей группы раннего возраста. Выпуск 1.
материал (младшая группа)

Коншина Ирина Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Учить цвета легко и весело;
  • Несколько советов для родителей;
  • Учим ребенка различать цвета;
  • Учимся играя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr.docx855.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 

Тема выпуска:

  • Учить цвета легко и весело;
  • Несколько советов для родителей;
  • Учим ребенка различать цвета;
  • Учимся играя!

                                                                                                  Материал подготовили: Коншина Ирина Викторовна

                                                                                                                                    Клейменова Надежда Михайловна

Ноябрь 2020

 «Учить цвета легко и весело».

        Многие родители беспокоятся, что их ребёнок уже достиг 3-х лет, а запомнить цвета ещё никак не может.

Спешу успокоить вас, ведь способность ориентироваться и называть цвета правильно у ребёнка формулируется до 5-ти лет.

Нам кажется это так просто: покажи красный кубик, зелёное ведерко, но мы забыли, что были детьми, и как нам было трудно.

Малыш учится сначала отделять нужный ему цвет от другого цвета. Затем оттенки одного цвета группирует. Ну, а уж только потом учится называть цвета. 

Игра - вот самый действенный способ изучить цвета.

  1. Покажите детям те вещи, которые им особенно нравятся, и называйте цвет.
  2. Сравнивайте предметы; Например, наша машина зелёная, как травка (листик).
  3. Обязательно объясняйте ребёнку, что один и тот же предмет бывает разного цвета: яблоко бывает зелёное (покажите), а может быть и красным (как ягодка) и жёлтым (как солнышко).
  4. А уж затем мы начинаем побуждать ребёнка к действию.

– Принеси красную тарелочку, дай маме жёлтое полотенце…

  1. Самостоятельно смастерите конфеты из цветной бумаги (красного, синего, зелёного и жёлтого цветов), положите их в вазочку и попросите ребёнка разложить их по коробочкам такого же цвета: красная конфета - в красную коробочку и т.д.
  2. Проделайте всё это с прищепками: прикрепить зелёную прищепку к зелёной коробочке и т.д. Так вы задействуете мышление и мелкую моторику пальцев рук.
  3. Обязательно рисуйте вместе со своим чадом. Можно взять трафарет или раскраску и дать ребёнку задание: закрась мяч синим цветом, солнышко - жёлтым…
  4. В течение дня обращайте внимание только на один цвет. День синий, зелёный, красный… Предметы одного цвета, для закрепления вашему ребёнку большое подспорье.

Не заставляйте ребёнка насильно. Вызывайте интерес с помощью песен, стихов, игр.

Всё что не получается сегодня, получится завтра! Удачи Вам!

С раннего возраста вы показывали малышу мир, называя предмет и его цвет. Теперь пора направленно учить цвета, но не забывайте, что все обучение малыша должно происходить в игровой форме и только тогда, когда ему это интересно.

Несколько советов для родителей:

  • начиная учить цвета, сначала акцентируйте внимание ребенка на 4 основных – красном, синем, желтом и зеленом;
  • не коверкайте слова, не стоит говорить, что шарф «синенький», — он синий;
  • после того, как ребенок запомнит основные цвета, новые вводите постепенно, добавляя по 1 цвету, пока малыш не воспримет и его;
  • одновременно не стоит добавлять похожие оттенки;
  • проводите аналогии – синяя машина, синее небо, синяя тарелка, — чтоб малыш не связывал цвет только с одним предметом;
  • не стоит постоянно просить ребенка указать на тот или иной цвет, лучше предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета, тогда вы и поймете, знает ли ребенок тот или иной цвет;
  • не давайте на первых порах малышу черный карандаш – он оставляет наиболее яркий цвет на бумаге, нелегко будет переключиться на более тусклые цвета;
  • не давайте ребенку рисовать ручкой – она рисует тонко и ярко, не требуется сильно нажимать, чтоб появилась линия, а именно этот нажим и тренирует руку;
  • до 3 лет ребенку не рекомендуется давать рисовать фломастерами.
  • постоянно и ненавязчиво рассказывайте ребенку про мир «в цвете».

Что же может помочь выучить цвета?

  • воздушные шарики
  • мелки
  • пирамидки
  • мозаики
  • карандаши
  • краски
  • цветная бумага
  • специальные цветовые наборы предметы быта.

УЧИМ РЕБЁНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА

Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со свойствами пpeдметов: формой, размером и, конечно, цветом. Нужно ли специально учить кроху различать цвета или это умение придет само, по мере накопления знаний и жизненного опыта? Зачем делать это, скажем, в год, если в три года ребенок, возможно, освоит цвета быстрее? И если учить малыша цветам, то как это делать?

• Чуть-чуть физиологии

Задаваясь вопросом, как научить малыша различать цвета, мы допускаем некоторую ошибку. Различает цвета ребенок практически с рождения. Первенство здесь занимает желтый цвет. Именно его малыш может видеть первым. Чуть позже добавляются красный и оранжевый. Через некоторое время кроха уже различает синий и зеленый, а к шести месяцам — фиолетовый. Так что преобладание желтых, красных и оранжевых цветов в малышовых погремушках отнюдь не случайно. Это напрямую связано с особенностями цветового зрения грудничков. Говоря же об обучении цветам, мы должны подразумевать способность малыша осознанно выделить тот или иной цвет, сгруппировать предметы по цвету, назвать нужный цвет или оттенок. Все эти умения развиваются не сразу, но им нужно уделять должное внимание. Кроме того, умение различать цвета — прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что они могут изменяться от светлого к темному, их можно разделить на теплые и холодные. И именно веселые игры цвета помогут вашему крохе подняться на самую первую ступенечку лесенки в яркий мир цветов и оттенков.

• Первые понятия

Для маленького человечка, который только-только делает свои первые открытия в большом и прекрасном мире, цвет не является чем-то отдельным, обособленным. Он прочно связывается с конкретными предметами, которые чаще всего имеют тот или иной цвет. Обычно мы так и говорим малышу: «Красный помидор, зеленая травка». Но помидор может быть и зеленым, и бурым, и розовым. А травка не всегда зеленая. Она бывает и салатовой, а осенью — и вовсе желтой. Так стоит ли с раннего детства навязывать малышу подобные цветовые стереотипы? Будет лучше, если, показывая крохе нарисованный помидор, вы скажете: «Это — помидор. Он красный». Чувствуете разницу? То же самое относится и к игрушкам. Давая крохе мячик, мы обычно говорим: «Вот синий мячик». Что для малыша звучит как единое слово, как название конкретного предмета «синиймячик». Но теперь мы уже знаем, как будет лучше построить фразу: «Малыш, это — мячик. Он синий. А это — кубик. Он тоже синий». Так, постепенно ребенок научится разделять предмет и его свойства. Он сделает для себя важное открытие, поняв, что красным может быть и помидор, и машина, и скамейка на улице. И если мы будем чаще обращать внимание крохи на цветовые свойства предметов, то и открытие это он сделает гораздо быстрее. Называя малышу те или иные цвета, не нужно ограничиваться «основными»: синим, красным. зеленым, желтым. И уж тем более не стоит учить цвета обособленно: сначала запомним красный, потом зеленый. Не искажайте названия цветов, не называйте голубой цвет — синим, а розовый или малиновый — красным. Малыши прекрасно различают оттенки. И им непонятно, почему совершенно разные цвета мама называет одним и тем же словом. Чтобы не возникало подобной путаницы, на начальных этапах обучения старайтесь подбирать те игрушки или предметы, цвет которых можно назвать красным или зеленым однозначно.

К двум годам ребенок обычно уже знает основные цвета - красный, синий, желтый, зеленый - и может их назвать. Однако ему также нужно научиться выделять необходимый цвет среди остальных.

Предлагаю следующие развивающие игры детей 2-3 лет на умение определять цвет.

Игры на изучение цвета


«Принеси такой же, как у меня...»

Для этой игры Вам понадобятся: две карточки разного цвета (можно вырезать квадраты из цветной бумаги или из цветного картона); много небольших игрушек выбранных цветов.
Выберите два любых цвета из списка основных цветов. Например, красный и зеленый цвета.
Покажите ребенку карточки с этими цветами и попросите назвать эти цвета.
Выложите на ковер все заготовленные игрушки двух цветов.
Возьмите одну из карточек и попросите ребенка принести Вам игрушку такого же цвета, как у Вас карточка.
Когда ребенок принесет игрушку нужного цвета, скажите ему: «Правильно, ты принес игрушку такого же цвета, как у меня карточка».
Если же ребенок принесет игрушку не того цвета, верните ее обратно на ковер.
Игра развивает умение соотносить цвет предмета с цветом карточки.
Если ребенку сложно дается эта игра, попробуйте просить принести игрушку определенного цвета, а не такую же, как у Вас карточка. А потом, когда ребенок будет справлять, усложните.
Усложненный вариант этой игры

Для этой игры Вам понадобятся: две карточки разного цвета (можно вырезать квадраты из цветной бумаги или из цветного картона); две игрушки, обозначенные выбранными цветами (у них может быть одежка выбранного Вами цвета, или им можно дать по заготовленной карточке, чтобы обозначить их цветовую принадлежность); много небольших игрушек выбранных цветов.
«Приведите в гости» две игрушки, каждая из которых любит «свой» цвет. Например, обезьянка любит все красные вещи, а медвежонок - зеленые.
Расскажите, что обезьянка с медвежонком перепутали свои игрушки и просят о помощи.
Выложите на ковер все заготовленные игрушки двух цветов. Рассадите игрушки. Попросите ребенка выбрать игрушку и отнести ее нужной игрушке. Просите ребенка называть цвет выбранной игрушки и говорить, кому он ее отнесет.
Игра развивает умение классифицировать предметы по признаку «цвет».

Построй дорожку

Для этой игры Вам понадобятся: кубики разных цветов; небольшая игрушка.
Разложите перед ребенком кубики разных цветов. Рассмотрите их. Попросите малыша назвать знакомые ему цвета.
А после этого предложите построить дорожку для игрушки, но только определенного цвета.
Пусть ребенок выберет все кубики заданного цвета, а потом выстроит их в виде дорожки.
Поводите вместе игрушку по дорожке. Похвалите малыша.
Можете предложить построить дорожку другого цвета.
Игра развивает умение выбирать предметы определенного цвета.

• Мы построим красный дом

Играть с малышом в «цветные» игры можно с рождения, и мы именно это и делаем, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрение крохи уже полностью сформировано, эти игры приобретают еще большее значение. Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: «Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко — синее, давай наденем и его». Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую, приговаривая при этом: «Смотри, вот кубик красного цвета. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри, какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная». Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков («Зайка любит скакать по синей дорожке, а собачка — по белой»), строить гаражи для машин и домики для кукол. Пусть вас не расстраивает, если сверху красной башенки малыш упорно ставит желтый кубик. Наберитесь чуть-чуть терпения, и понимание обязательно придет. Малышам начиная с 1 года можно предлагать игры-сортировки: разложить цветную мозаику или крупные пуговицы по чашечкам соответствующих цветов, «покормить» зверюшек разноцветными кубиками-»конфетами» («Куколка любит зеленые конфеты, а лошадка — синие»). Можно поиграть в строительство домов, отвозя в один угол комнаты на грузовике только синие кубики, а в другой — только красные. Дома получатся синим и красным соответственно. Возьмите кубик любого цвета и предложите крохе найти такой же. Если он не понимает, что вы от него хотите, сделай это сами, комментируя свои действия: «Вот кубик, он красный. Найди такой же кубик. Где другой красный кубик? Вот он! Смотри, у нас одинаковые красные кубики». Постепенно малыш поймет суть игры и будет с радостью отыскивать в куче строительного набора фигурку нужного цвета. Можно поиграть и чуть иначе. Выложите дорожку из красных кубиков, а в серединку положите один желтый. Спросите ребенка, какой кубик не красный. Если вопрос крохе непонятен, возьмите любую игрушку и «пройдитесь» ею по дорожке, комментируя свои действия: «Я иду красной дорожке. Это кубик красный, это кубик красный... Ой, а этот другой, не красный — желтый! Он лишний! Нужно поменять его на красный! Ну вот, теперь вся дорожка красная, одинаковая!»

  • Игры на сортировку по цветам

При помощи сортировок ребёнок научится выделять предметы по цвету и разделять их на группы. От родителей потребуется озвучивать цвета, чтобы малыш их запомнил.  Что можно сортировать? Вот несколько развивающих игр, которые легко можно сделать своими руками:

Игра «Цветные машинки»

igra-na-izuchenie-cvenov-mashinki

Источник: thrive360living.com

Необходимые материалы:

  • цветной картон;
  • деревянные колеса для игрушек или крупные цветные пуговицы:
  • шаблон машинки или другого транспорта с колёсами;
  • фломастер;
  • ножницы.

Как делать

Разлинуйте картон формата А4 на четыре равные части и отрежьте от каждого листа 1/4 часть. Нарисуйте машинки с помощью трафарета.

igra-na-izuchenie-cvenov-mashinki

Деревянные колеса покройте акриловой краской и дайте высохнуть. Подберите оттенки красок таким образом, чтобы цвета колёс соответствовали цветам картона.

razvivayuschaya-igra-na-izuchenie-cvenov-dlya-detej

Как играть

Разложите перед ребёнком цветные карточки и колеса в случайном порядке. Предложите малышу подобрать по цвету колеса и разложить по картинкам. Комментируйте его действия, называйте цвета.

Эта игра подойдёт как для домашнего использования, так и вне дома. При помощи дырокола сделайте в карточках отверстия и соедините лентой или кольцом. Колеса положите в мешочек. Возьмите с собой игру в кафе или поликлинику. Игра поможет занять ребёнка на некоторое время.

• Цветные игры.

Все малыши любят играть в ролевые игры. И эти игры тоже можно направить в нужное нам русло. Так, на этапе изучения цветов можно играть, например, в «почтальона» и «цветные остановки». Почтальоном будет малыш. В маленькой детской сумочке у него лежат разноцветные картонные прямоугольники («письма»). Их нужно разнести игрушкам на улицу нужного цвета. Улицы можно обозначить листами цветного картона. На Фиолетовой улице живут кошка и собачка — им по письму фиолетового цвета. А в Оранжевом переулке оранжевые письма получают мишка и кукла Таня. Для игры в «цветные остановки» можно устроить в разных местах квартиры эти самые остановки, отмечая их все теми же листами картона или сооружая из кубиков нужного цвета. Теперь уже малыш будет водителем грузовика, исполняющего роль пассажирского транспорта. В кузове сидят небольшие игрушки, которые маминым голосом командуют: «Водитель, отвезите нас, пожалуйста, на Белую остановку». И грузовик катит к белому листу картона, высаживает пассажиров и забирает новых. Можно раздать игрушкам разноцветные билетики, обозначающие нужную им остановку. Роль билетов сыграют «письма» из предыдущей игры. Очень простую дидактическую игру можно сделать из обычного цветного картона. Отбираем по одному листу каждого цвета. Это у нас будут «полянки». Из такого же картона вырезаем различные разноцветные фигурки с простым силуэтом: фрукты, бабочки, цветочки, зайки, цыплята и т. п. Теперь предложите малышу «спрятать» цыплят от лисы или зайчиков от волка. Для этого их нужно посадить на «полянку» своего цвета. Если малыш все сделает правильно, то зайчиков почти совсем не будет видно. Расскажите крохе, что цветочки любят расти на полянках своего цвета, и предложите ему положить каждый цветок на свою полянку. А потом рассадим бабочек на соответствующие цветы. Листы цветного картона могут быть и «гаражами», куда малыш «поставит» вырезанные машинки, и «конюшнями», где поселятся разноцветные лошадки. Одним словом, в такой игре ваша фантазия ничем не ограничена.

• Краски-раскраски

При обучении детей различать цвета вам помогут краски и фломастеры. Рисуя вместе с крохой, все время называйте тот цвет, который набираете на кисточку: «Какую мы с тобой краску набрали? Желтую! Давай нарисуем желтой краской желтое солнышко! А цыпленочка мы каким цветом нарисуем? Тоже желтым! Солнышко желтое и цыпленок желтый!» Действия малыша тоже непременно комментируйте: «Ты набрал зеленую краску. Вот умница, ты нарисовал зеленую травку!» Дети с удовольствием рисуют и фломастерами. Подберите специально для крохи фломастеры с цветными колпачками. Когда малыш закончит рисовать, попросите помочь вам подобрать к каждому фломастеру его колпачок. Не забывайте при этом называть цвета. Иногда имеет смысл «случайно» ошибиться, надеть колпачок не на тот фломастер, чтобы доставить крохе радость исправить мамину ошибку. Благодаря этой простой забаве дети уже в полтора года безошибочно находят не только «основные» цвета, но и оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой... Вообще, рисуя с малышом, мы имеем массу возможностей потренироваться в умении различать цвета. Например, нарисуем разноцветные воздушные шарики и попросим кроху пририсовать к ним ниточки таких же цветов. И, конечно, назовем эти цвета. Или нарисуем несколько разноцветных домиков. Посмотри, малыш, чего у наших домиков не хватает? Конечно, окошек! Ну-ка, нарисуй домикам окошки, чтобы они были того же цвета, что и домики. Точно так же можно рисовать лучики разноцветным солнышкам, лить дождик из разноцветных тучек, пририсовывать блюдца разноцветным чашкам. Нарисуйте на бумаге по три одинаковых цветочка разными карандашами (три красных, три синих, три розовых и т.п.) и попросите малыша собрать одинаковые букеты — соединить линией растения одинакового цвета. Одним словом, подобных заданий можно придумать очень много. Ну и, конечно, не забудьте познакомить кроху с цветами радуги. Ведь рисовать радугу — это так здорово!

Волшебные превращения                  

Для малыша смешивание красок — это не только возможность закрепить названия знакомых цветов, но и самое настоящее волшебство! Расскажите ему, почему красный, желтый и синий называют основными цветами. Все дело в том, что, имея всего три эти краски, мы можем получить любой другой необходимый цвет (кроме белого и черного). А вот сами эти цвета невозможно получить путем смешивания. Попробуем? Для пущей наглядности будем использовать не палитру, а стеклянные баночки (например, от детского питания) или стаканы. В пять из них нальем воды и растворим акриловые или гуашевые краски пяти цветов: красного, синего, желтого, черного и белого. Пусть малыш назовет их. Теперь возьмите пустую баночку и скажите ребенку таинственным голосом, что сейчас у вас получится настоящий фокус: в баночке появится оранжевая вода. Налейте в нее немного жидкости красного и желтого цветов, и у вас получится замечательный оранжевый раствор! Вот так фокус! Спросите у малыша, что можно раскрасить оранжевым цветом. Апельсин и мандарин, солнышко и цветок... Продолжим наши эксперименты. Смешаем синий и желтый растворы — получим зеленый. Добавим немного красной воды в синюю — получим фиолетовую. А если еще долить красной, выйдет бордовая. Всякий раз решайте вместе с малышом, какие предметы могут быть такого цвета, как получившийся в баночке. Оказывается, голубой цвет легко получить, смешав синий и белый, а розовый выйдет, если смешать белый с красным. А что получится, если в баночку с белой водой влить чуть-чуть черной? В банке будет серая вода. Причем чем больше мы будем лить черной краски, тем темнее будет наш серый цвет. Пусть малыш под вашим руководством поэкспериментирует с цветной водой. Это так увлекательно, что провозиться можно долго. Только старайтесь обязательно как-нибудь «обозвать» получившийся цвет. Или предложите малышу обратное задание: вы называете цвет (например, коричневый), а малыш пытается его получить путем смешения красок. Для коричневого нам понадобится красный и зеленый.

Обычно умение называть цвета приходит несколько позже, чем умение цвета выделять. Как правило, к двум годам большинство детишек уже ЗНАЮТ основные цвета. Они легко найдут в куче разноцветных кубиков синий и нарисуют по просьбе мамы желтые «каляки-маляки». Но далеко не все малыши эти цвета НАЗЫВАЮТ. По этому поводу волноваться не стоит. Продолжайте играть в «цветные» игры, рисуйте красками, обращайте внимание на разноцветные предметы на прогулке и почаще «озвучивайте» названия цветов и оттенков. И очень скоро малыш все это усвоит.

Желаем Вам удачи!

               

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста. Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших...

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

В данной статье говорится о том, что задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения....

Журнал для родителей группы раннего возраста. Выпуск 3.

Развивающие игры для детей 2-3 лет.Зачем ребенку играть?Игры для детей 2-3 лет на развитие тактильных ощущений.Опыты и эксперименты для детей от 2 до 3 лет.Игры для детей своими руками....

Журнал для родителей группы раннего возраста. Выпуск 4.

Тема выпуска: Профилактика истерик;Учим определять последовательность событий;Изучаем геометрические фигуры;Игры для изучения геометрических фигур....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....