Развивающие игры в домашних условиях
консультация (средняя группа)

Тараканова Любовь Степановна

Развивать у детей речь, внимание ,самостоятельность, умение ориентироваться в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры для дошкольников в домашних условиях. 

Складываем узор.
Эта игра способствует развитию внимания и памяти. 
Для проведения такой игры вам потребуются разнообразные фигуры. Составьте из маленьких игрушек какой-либо узор или дорожку. Попросите своего малыша посмотреть на узор, после чего пусть ребенок отвернется, а вы измените расположение сначала одной фигурки (потом — двух, трех и более). После этого пусть ваш малыш поворачивается и восстанавливает первоначальный вид узора. Чтобы усложнить задачу, уберите со стола узор и предложите малышу восстановить его самостоятельно. 

Играем в обезьянок. 
Эта игра способствует развитию памяти, внимания, координации движений. Вам потребуются кубики одного или нескольких цветов. На глазах у ребенка сложите конструкцию из кубиков. Малыш должен скопировать конструкцию и, по возможности, все ваши движения. Прикройте сложенную конструкцию тканью и предложите малышу восстановить ее по памяти, после чего сравнить с образцом. 

Определи на ощупь.
Возьмите большую коробку из картона, положите в нее разные игрушки, посуду и любые другие предметы. Сверху накройте коробку платком. Попросите ребенка на ощупь определить, что лежит в коробке. Пусть малыш, озвучив свою догадку, вытащит предмет из коробки и убедится в том, насколько верно он угадал. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений ребенка и знакомит малыша с окружающим миром. 

Играем в цифры.
Эта игра для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Напишите вразнобой цифры от 1 до 5. Положите перед малышом табличку и предложите ему как можно быстрее назвать все цифры в правильном порядке и показать их. Можно усложнить задачу: написать вразнобой цифры от 1 до 10, а несколько пропустить, оставив пустое место. Пусть малыш обнаружит недостающие цифры. 

Телефонные беседы.
Малыш может разговаривать по телефону, даже если толком не умеет говорить. Такое занятие само по себе стимулирует речевую активность ребенка, поскольку малыш не может видеть собеседника, показать что-либо с использованием жестов. Поначалу пусть взрослый, с которым беседует ребенок, задает ему простые вопросы, на которые малыш ответит «да» или «нет». Постепенно можно приступать и к более сложным разговорам. 

Каким бывает? 
Игру начните словами «Твердым бывает пол, а еще дерево, а еще твердым может быть...» и попросите ребенка продолжить предложение. Если малыш не справится с заданием, закончите фразу сами и предложите ребенку подобную фразу с другим признаком. Поинтересуйтесь у ребенка, может ли, например, плюшевый мишка быть одновременно большим и маленьким, мягким и жестким. 
Еще вы можете задавать ребенку самые разные вопросы: 
Что бывает острым? 
Что бывает жидким? 
Что бывает горячим? 
Что бывает круглым? 
Что бывает длинным? 
Что бывает пушистым? 
Что бывает квадратным? 
Что бывает зеленым? 
Что бывает белым? 
Что бывает прыгучим? 
Что бывает мокрым? 
Можете предложить ребенку побывать на вашем месте. Пусть малыш задает вам подобные вопросы, а вы будете на них отвечать. Иногда допускайте ошибки, это поможет вам понять, насколько увлечен игрой ребенок, насколько он внимателен. 

Сначала и потом.
Эта игра ориентирована на знакомство малыша с такими понятиями, как «сначала» и «потом». Обучить малыша различать эти понятия можно на конкретных предметах. Допустим, вы накрываете на стол. Комментируйте свои действия: «Сначала мы ставим тарелочки, будем есть суп. Потом мы поставим чашечки, будем пить чай». Когда ребенок освоится с новыми для него понятиями, предложите ему продолжать фразы, такие как: 
Сначала ты просыпаешься, а потом... 
Сначала наливают чай, а потом... 
Сначала курочка откладывает яичко, а потом... 
Разумеется, чем младше ваш ребенок, тем проще и понятнее должны быть фразы, которые ему требуется закончить. 
Можете также «запутаться», произнести неправильные фразы, и пусть малыш вас исправит. Например: «Сначала у кошечки рождается котенок, а потом из котенка вырастает большая собака». 

Что с чем можно делать? 
Спросите у малыша, что можно делать мячиком, с водой, с кастрюлькой или шкафом. Если ребенок затрудняется, помогите ему: «Воду можно пить. Водой можно умываться, в ней можно плавать, купаться» или «Мячик можно катать, ронять, отбивать ногой, бросать». 
Когда ребенок освоится с игрой, поменяйтесь с ним местами: пусть малыш начинает фразу, а взрослый продолжает. 
Аналогично строится и такая игра. Начните одну из приведенных ниже фраз и предложите малышу закончить их: 
Солнышко светит, сияет, греет, а еще... 
Чайник свистит, кипит... 
Автобус едет, гудит, светит... 
Дождь — идет... 
Собачка — бегает, ходит, лает, спит... 
Предложите малышу найти общее действие для двух живых существ, которых вы назовете. Например, собачка и кошечка могут бегать, прыгать, спать, есть, пить; лягушка и зайчик прыгают; муха и птица летают; снег и дождик падают на землю; лед и снег тают. 
Предложите малышу подумать, что светит (солнышко, фонарь, лампа, фара, свеча и пр.), что едет (велосипед, самокат, поезд, машина), что тает (снег, лед, мороженое). 

Что у нас есть? 
Сначала предложите малышу прогуляться по квартире. Задавайте ему вопросы: 
Что у нас есть на кухне? 
Что у нас есть в прихожей? 
Где у нас стоит телевизор? 
Где у нас лежат кастрюли? 
Затем предложите малышу совершить воображаемое путешествие. Скажите ему: «Мы идем в лес гулять». И задавайте вопросы. 
Что растет в лесу? 
Кто сидит на ветке? 
Кто ползает в траве? 
Кто прыгает с травинки на травинку? 
Кто сидит в дупле? 
Где сидит бабочка? 

Один и не один.
С помощью этого задания ребенок учится понятию множества. Для примера произнесите несколько пар типа мышь — мыши, а потом предложите ребенку вам помочь. Например, стул — стулья, кастрюля — кастрюли, морковка — морковки, яблоко — яблоки, кошка — кошки, дом — дома и пр. После того как ваш малыш начнет уверенно справляться с заданием, начните называть слова в более быстром темпе. 
Для этих игр вы можете подобрать слова произвольно, ориентируясь на окружающие вас предметы, а можете придерживаться одной темы: называть все, что растет в лесу, или, что есть в магазине. В этом случае объясните, что если вы назвали предмет, которого в том или ином месте быть не может, малыш не продолжает за вами и не называет этот предмет во множественном числе. 

Уменьшаем и увеличиваем. 
Предложите малышу сделать называемый вами объект маленьким, например дом — домик, стул — стульчик, книга — книжка. Можете играть и наоборот: вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ваш малыш произносит слово без него. 
Можно изменить игру. Предложите ему ласково назвать животное и пр. Например, заяц — зайчик, слон — слоник. Ребенок может использовать названия детенышей животных. Например, вместо «заяц — зайчик» сказать «заяц — зайчонок» и пр. 
Подобным образом поиграйте, используя «увеличивающие» суффиксы: дом — домище, волк — волчище и пр. 

Как узнать... 
Спрашивайте у ребенка, как он может узнать что-либо. Эта игра способствует интеллектуальному и речевому развитию малыша, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Вы можете задавать следующие вопросы: 
Как можно узнать, тепло ли на улице? (Посмотреть на градусник за окном.) 
Как можно узнать, высохла ли кофта? (Потрогать.) 
Как можно узнать, сладкий ли компот? (Попробовать.) 
Как можно узнать, пишет ручка или нет? (Попробовать писать.) 
Как можно узнать, крепко ли завязан шнурок? (Потянуть.) 
Как можно узнать, есть ли вода в чашке? (Посмотреть.) 
Как можно узнать, есть ли игрушка в закрытой коробке? (Потрясти.) 
Как можно узнать, есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить в дверь или по телефону.) 
Как можно узнать, работает ли телевизор? (Включить.) 
Как можно узнать, одинаковой ли длины полоски нарисованы? (Измерить линейкой.) 
Как можно узнать, интересная ли книжка? (Прочитать.) 
Как можно узнать, мягкий ли хлеб? (Потрогать.) 
Как можно узнать, любит ли кошка кашу? (Дать кошке ее попробовать.) 
Как можно узнать, идет ли дождь на улице? (Посмотреть в окно.) 

Пошутим-пошутим. 
Прочитайте малышу строчки из известного им стихотворения, заменяя в словах буквы. Ребенок должен на слух найти ошибки и исправить их. Например, такие строчки: 
Наша Таня громко плачет, 
Уронила в ГРЕЧКУ мячик. 
Тихо, Танечка, не плачь, 
Не утонет в речке мяч. 
Можете поиграть так с самыми разными стихотворными строчками. Ваш малыш при этом будет тренировать фонематический слух. 

Учим буквы.
В современное время детей начинают обучать читать практически с пеленок. Мы не настаиваем на том, чтобы вы следовали новейшим методикам. Но в возрасте 2 — 4 лет ребенка лучше готовить к восприятию букв. 
Ваш малыш уже умеет сравнивать предметы, находить похожие. Подготовьте лист ватмана, напишите на нем разные буквы. Буквы должны повторяться. Пусть ваш малыш соединит похожие буквы линиями. Чтобы усложнить задачу, рисуйте буквы фломастерами разных цветов. То же самое вы можете проделать и с цифрами. 
Постепенно задачу можно усложнить. Если ребенок начал учить алфавит и счет, предложите ему соединить буквы в алфавитном порядке, а цифры — в порядке возрастания. Такое задание способствует тренировке мышления и памяти, а также помогает вашему малышу запоминать буквы и цифры. 

Катаем шарик.
Эта игра способствует развитию пространственного ориентирования ребенка. Поставьте дощечку под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от импровизированной горки проведите черту. Дайте малышу шарик и попросите его спустить с горки таким образом, чтобы шарик остановился у черты. Такая задача увлечет вашего малыша на достаточно длительное время. 

Запомни. 
В эту игру ребенок может играть с вами или с друзьями. Попросите ребенка повторять за вами движения. Для начала пусть это будут простые движения: например, вы вытираете тарелку, а малыш должен жестами изобразить то же самое. Подметаете — ребенок делает вид, что тоже подметает пол. Постепенно задачу можно усложнять. Например, расставьте на столе несколько чашек в произвольном порядке и проведите между ними запутанную дорожку, попросив ребенка внимательно за вами наблюдать. Потом попросите малыша повторить «пройденный путь». Такая игра способствует развитию памяти ребенка. 

Половинки.
Для этой игры на бумаге в клетку нарисуйте какое-либо несложное изображение. Это может быть елочка, например. Только не целиком, а половину. Попросите малыша дорисовать картинку, ориентируясь на клетки. 
Постепенно вы можете усложнять задачу. Нарисуйте более сложное изображение по клеточкам, раскрасьте его в разные цвета. Пусть малыш дорисует вторую половинку. Ребенку можно сказать, что художник успел нарисовать только одну часть рисунка. И малышу придется закончить картину художника. Только вторая половина картинки должна быть точно такой же, как и первая. 

Игра в словосочетания. 
Предложите ребенку такую игру. Вы называете любое существительное, а ваш ребенок должен быстро добавить глагол, подходящий по смыслу. Например, «кот мяукает», «снег идет», «гром гремит», «листья шуршат». Эта игра способствует развитию внимания, памяти и логических связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по организации музыкально-развивающей среды в домашних условиях

информация поможет родителям подобрать  игрушки для музыкально-сенсорного развития малышей....

Консультация для родителей Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях

Даны рекомендации по созданию развивающей среды в домашних условиях...

Развивающие игры в домашних условиях

Предлагаю комплекс игр, которые не требуют от родителей педагогического опыта и знаний, способствующих всестороннему развитию детей....

Развивающие игры в домашних условиях

Развивающие игры в домашних условиях...

Развитие ребенка с 2 до 3 лет. Развивающие игры в домашних условиях.

Особенности развития детей 2-3 летЧему малышу необходимо научиться к трем годам...

Развивающие игры в домашних условиях.

Развивающие игры дома сосвоим ребенком. Консультация для родителей....

"Учимся играя" Консультация для родителей «Коррекционно-развивающая среда в домашних условиях»

Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комна...