"Экологические игры, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников"
консультация

Вейнберг Светлана Евгеньевна

Экологическая дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей:

-пополняется и активизируется словарь детей;

-формируется правильное звукопроизношение;

-развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

 

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

-предметные;

-настольно-печатные;

-словесные.

 

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Например, «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и на индивидуальных занятиях.

 

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и.пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.

 

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

 

В этом помогут такие игры как:

"Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);

"Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь;

"Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном;

"Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;

"Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;

"Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Этому способствуют следующие игры:

"Да или нет"- закрепление знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт;

"Угадай чей хвост"- развивает способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;

"Отгадай мой "домик""- определение места жительства животного;

"Кто как двигается"- систематизация животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники);

"Кто во что одет"- систематизация животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть);

"Кто где живёт", "Земля, вода, огонь, воздух"- систематизация животных по среде обитания;

"Чьи детки?"- закрепление знаний о животных, их детёнышах;

"В зимней столовой"- закрепление знаний детей о зимующих птицах и их названиях и другие игры.

 

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. И наиболее ярко это можно проделать на природном материале. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы: «Четвёртый лишний».

 

Провожу игры с природным материалом: «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Разложи листья по убывающей величине». Организую эти игры во время прогулки, когда дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. При этом стараюсь пополнить словарный запас детей словами: существительными - «Назови предмет по-разному», задаю наводящие вопросы, если дети затрудняются. Глаголами: слова-действия «Что можно делать с овощами, фруктами?», «Что умеет делать кошка, собака, ветерок», Что делает щенок, если его берут на руки?»

 

Из-за бедного словарного запаса иногда помогаю или произношу для ребят новые слова:

Слова-определения - какими словами можно сказать про солнышко, апельсин?

Для пополнения словаря наречиями спрашиваю - как падают на землю листья во время листопада? Как вы встречаете Новогодний праздник?

Родственные слова - Какие новые слова можно образовать от слова СНЕГ. Сравнение - на что похоже солнышко? На что похож ручеёк?

 

В работе по развитию речи детей использую различные приёмы: точное название, объяснение, связь слова с действием: «Побегайте по опавшим листьям, послушайте, как они шуршат». Описание предмета, составление загадок, рассказов.

 

На прогулках перед детьми раскрывается многообразие и красота окружающего мира. Дети знакомятся с различными свойствами и качествами растительного и животного мира, обогащается речь детей. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, с чем их знакомит воспитатель. А дидактические игры в ознакомлении дошкольников с природой и в развитии речи имеют особое значение.

 

Планируя дидактические игры, намечаю дидактическую задачу игры по мере возрастания их трудности:

1. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребёнка, многообразен. Чтобы лучше в нём ориентироваться дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх с овощами, фруктами, комнатными растениями, деревьями, кустарниками.

2. Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщающим словом: «цветок» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.

3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.

4. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств. Узнавать на ощупь, на вкус, по запаху и называть их. Благодаря этой задаче дети ближе знакомятся с признаками и качествами предметов растительного мира.

5. Группировать предметы по внешнему признаку. Это окраска, форма. Здесь дети закрепляют знания, полученные ранее.

6. Находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, животных, их изучить.

7. Находить растение или животное по описанию взрослого. Научившись делать это, ребята смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, животных, учатся мыслить абстрактно.

 

При организации дидактических игр с природным материалом обращаю внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль, смог высказать свои мысли и суждения. Иногда предлагаю ребёнку повторить действие, только что выполненное другим ребёнком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

 

Делая вывод, хочу сказать, что дидактическая игра помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию, учит самостоятельно применять их в новой обстановке, углублять познавательные интересы. Поэтому дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников об окружающем и, конечно же, развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

"Экологические игры, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников"

Экологическая дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей:

-пополняется и активизируется словарь детей;

-формируется правильное звукопроизношение;

-развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.


В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

-предметные;

-настольно-печатные;

-словесные.


Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Например, «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и на индивидуальных занятиях.


Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и.пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.


Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.


В этом помогут такие игры как:

"Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);

"Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь;

"Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном;

"Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;

"Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;

"Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Этому способствуют следующие игры:

"Да или нет"- закрепление знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт;

"Угадай чей хвост"- развивает способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;

"Отгадай мой "домик""- определение места жительства животного;

"Кто как двигается"- систематизация животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники);

"Кто во что одет"- систематизация животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть);

"Кто где живёт", "Земля, вода, огонь, воздух"- систематизация животных по среде обитания;

"Чьи детки?"- закрепление знаний о животных, их детёнышах;

"В зимней столовой"- закрепление знаний детей о зимующих птицах и их названиях и другие игры.


Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. И наиболее ярко это можно проделать на природном материале. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы: «Четвёртый лишний».


Провожу игры с природным материалом: «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Разложи листья по убывающей величине». Организую эти игры во время прогулки, когда дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. При этом стараюсь пополнить словарный запас детей словами: существительными - «Назови предмет по-разному», задаю наводящие вопросы, если дети затрудняются. Глаголами: слова-действия «Что можно делать с овощами, фруктами?», «Что умеет делать кошка, собака, ветерок», Что делает щенок, если его берут на руки?»


Из-за бедного словарного запаса иногда помогаю или произношу для ребят новые слова:

Слова-определения - какими словами можно сказать про солнышко, апельсин?

Для пополнения словаря наречиями спрашиваю - как падают на землю листья во время листопада? Как вы встречаете Новогодний праздник?

Родственные слова - Какие новые слова можно образовать от слова СНЕГ. Сравнение - на что похоже солнышко? На что похож ручеёк?


В работе по развитию речи детей использую различные приёмы: точное название, объяснение, связь слова с действием: «Побегайте по опавшим листьям, послушайте, как они шуршат». Описание предмета, составление загадок, рассказов.


На прогулках перед детьми раскрывается многообразие и красота окружающего мира. Дети знакомятся с различными свойствами и качествами растительного и животного мира, обогащается речь детей. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, с чем их знакомит воспитатель. А дидактические игры в ознакомлении дошкольников с природой и в развитии речи имеют особое значение.


Планируя дидактические игры, намечаю дидактическую задачу игры по мере возрастания их трудности:

1. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребёнка, многообразен. Чтобы лучше в нём ориентироваться дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх с овощами, фруктами, комнатными растениями, деревьями, кустарниками.

2. Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщающим словом: «цветок» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.

3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.

4. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств. Узнавать на ощупь, на вкус, по запаху и называть их. Благодаря этой задаче дети ближе знакомятся с признаками и качествами предметов растительного мира.

5. Группировать предметы по внешнему признаку. Это окраска, форма. Здесь дети закрепляют знания, полученные ранее.

6. Находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, животных, их изучить.

7. Находить растение или животное по описанию взрослого. Научившись делать это, ребята смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, животных, учатся мыслить абстрактно.


При организации дидактических игр с природным материалом обращаю внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль, смог высказать свои мысли и суждения. Иногда предлагаю ребёнку повторить действие, только что выполненное другим ребёнком. Обычно это доставляет детям удовольствие.


Делая вывод, хочу сказать, что дидактическая игра помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию, учит самостоятельно применять их в новой обстановке, углублять познавательные интересы. Поэтому дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников об окружающем и, конечно же, развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Игры, способствующие обогащению словарного запаса"

Помещены названия и описания игр, способствующих обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста....

Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников

Цель–практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря дет...

"Обогащение словарного запаса дошкольников через дидактическую игру"

Слово - основная еденица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса у ребенка. Необходимо показать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют назван...

Обогащение словарного запаса дошкольников через дидактическую игру

К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, имеет определённый словарный запас, у детей старшего дошкольного возраста большой запас слов (он доходит до 4-...