Консультация " ИГРА – НЕ ПРОСТО РАЗВЛЕЧЕНИЕ"
консультация (старшая группа)

Елена Васильевна Соловьева

Консультация для родителей с практическим показом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_igra_ne_prosto_razvlechenie.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

        Консультация с практическим показом на тему:

ИГРА – НЕ ПРОСТО РАЗВЛЕЧЕНИЕ

        Подготовила: педагог-психолог

Соловьева Е.В.

Игра – это высшая форма исследования.

А.Эйнштейн


Игра – в значительной степени, основа всей человеческой культуры.

А. Луначарский

Цели:

  • ознакомить родителей со значением игры в дошкольном возрасте, с видами игр, с общими правилами проведения игр, ролью взрослых в развитии игровой деятельности детей;
  • упражнять родителей в практическом освоении некоторых детских игр.

Игру долгое время не специалисты считали просто занятным легкомысленным развлечением для ребёнка. Сегодня уже многие из нас понимают её развивающую и формирующую функции. Но всё-таки будет полезно пополнить свои знания информацией об этом особо полезном занятии для наших малышей.

  1. Психологическая польза игры

Исследователи, психологи, психиатры и педагоги уже давно занимаются изучением данного вида деятельности. При этом, они не перестают открывать что-то новое и подтверждать актуальность уже существующих истин.

Игра – это всемирная деятельность, не знающая ни временных эпох, ни национальных исключений. Конечно, она видоизменяется, имеет разные оттенки, колориты, но это не меняет её уровня значимости для всех нас. К тому же, психологи говорят о проникновении элементов игры в любую из человеческих форм деятельности.

Первое, что необходимо понимать (вспоминать) каждому взрослому человеку, это то, что игра определяется как осмысленный вид деятельности. И она выражает всегда какое-то отношение личности к окружающей реальности.

Поскольку игра – это первый вид деятельности в нашей жизни, то именно она является основой всего нашего формирования. Игра считается организованным видом деятельности, находящимся в плотном соединении с чувствами малыша. Они являются как результатом игровой деятельности, так и стимулом к ней. Самыми первыми проявлениями удовольствий от игр и возникновение стимула к ним ученые предлагают определять те, что приходят в первых играх с собственным телом, когда у ребёнка получаются первые намеренные движения. А далее следуют удовольствия от первого манипулирования предметами (вторая четверть года), где уже проявляется и намеренность действий, и желание результата, и предпочтения в предметах игры. Постепенно повторяющиеся «случайные игры» становятся своеобразной игрой «с правилами».

Значимость игры для человека каждый специалист подчеркивает своими утверждениями. Вот, например, психиатр С.Браун в своих работах сказал, что игра является далеко не простой вещью. И считает он её одной из основных потребностей организма, как еда и сон. Он подчеркивает значимость игровой деятельности результатом своих исследований, на основе которых выдвинул заключение, что запрет на игру формирует в ребёнке агрессию, жестокость, а иногда и преступное поведение в будущем. Его же исследования открывают показатели низкого творческого потенциала, малой работоспособности, латентной депрессии у тех взрослых, которые не имели возможности вдоволь насладиться игровой деятельностью в детстве.

В полезных воздействиях игры отмечают и положительное влияние на формирование более гибкого восприятия и поведения ребёнка, способности к адаптации и поиску новых решений, а также жизненной стойкости и стрессоустойчивости, что крайне необходимо в нашем динамичном мире.

Если всегда оставлять возможность за ребёнком заняться игрой, можно стимулировать его воспринимать все серьезные задачи как задания игры, но, при этом, более ответственной.

В игре ребёнок учится видеть свой «поступок», его результат, а потом и оценивать его. Абсолютной очевидностью является, и свойство игры развивать воображение ребёнка.

Не стоит забывать и об очевидной пользе коллективных игр, благодаря которым дети учатся взаимодействовать, использовать взаимовыручку, занимать определенную позицию в коллективе, проверять свои способности к лидерству и т.п.

К тому же, через игру происходит и взаимодействие ребёнка со взрослыми. И здесь многое будет уже зависеть от участвующего взрослого. В этих играх ребёнок может получить мотивацию, пройти этапы развития через подражание. 

Естественно, что в дошкольный период именно игровая деятельность станет методом подготовки к школе. Но следует понимать, что сам малыш не воспринимает это как подготовку, и не стоит ему на это указывать. Если хотите правильного воздействия, конечно, важно формировать игры ребёнка в необходимом направлении и с правильным содержанием для качественного развития. Не стоит ждать высоких разносторонних результатов только от самостоятельно выбираемых ребёнком игр. К этому необходимо добавить, что игры должны обновляться, «расти и развиваться», чтобы приводить к активному развитию ребёнка.

Игры являются и средством познания, восприятия культурных, социальных аспектов народов. Происходит познания быта народа (естественно, с нюансами социального положения) и культурных особенностей. Дети постепенно учатся тому, в чём, скорее всего, они будут преемниками дел человечества, формируют необходимые качества для этих видов деятельности. Через игру идёт и «примерка» социальных ролей личности. Кроме того, совместная игра имеет еще один важный аспект: только через общение с ребенком взрослый проникает в его душу, способствует возникновению доверия и взаимопонимания.

Вы можете играть с детьми,  когда отдыхаете или готовите ужин, идете по улице, едете в автобусе или в машине. Вот примеры некоторых таких игр с детьми, давайте с вами потренируемся:

«Какое слово дольше?»

Сейчас мы с тобой будем сравнивать слова. Я назову два слова, а ты определи, какое из них длиннее. Запомни: сравнивать нужно сами слова, а не те

вещи, которые ими называются.

Хвост, хвостик, червячок, змея, кот, котенок, нож, игла, река, лента.

«Найди лишнее слово»

Капуста, слива, картофель, морковь.

Апельсин, яблоко, груша, банан, лук.

Диван, стол, стул, штаны.

«Что я задумала?»

Я задумала некий предмет. Отгадай, что я задумала. Но для этого поставь мне несколько вопросов, которые помогут тебе узнать об этом.

«Назови предмет»

Названия 5 предметов желтого (или другого) цвета; 5 предметов из дерева; 5 предметов, одинаковых по форме.

А какие игры знаете Вы? Проигрывание игр, предложенных родителями.

II. Общие правила игры

1.    Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.

2.  Заинтересуйте ребенка, не заставляйте его играть, не вызывайте переутомления игрой.

3.    Все задания дети должны выполнять самостоятельно.

4.    Задачи должны быть посильными для детей.

5.    Больше хвалите за успехи.

6.    Не сдерживайте двигательную активность ребенка, создавайте в игре непринужденную обстановку.

7.    Устраивайте соревнования на скорость решения игровых задач.

III. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей

Психолог: Вмешательство взрослого в детскую игру положительно влияет в том случае, если он пользуется авторитетом, доверием и уважением у детей, обладает необходимыми знаниями и умениями. Без знаний внутренних законов игры попытки управлять ею могут только навредить. Согласно результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества взрослых в отношении к игровой деятельности детей:

• умение наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

•  обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

•  уметь организовать начало игры;

•  активизировать психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания и др.);

•   создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

•   уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;

•   устанавливать игровые отношения с детьми;

•   уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);

• предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

•   регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, включать в игровую деятельность мало активных, неуверенных детей;

•   учить детей обсуждать игру и оценивать ее.    

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и ненавязчивость. Продуктивное общение взрослых с детьми в условиях игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.

Игра – это когда ребенок самостоятельно с интересом исследует, делает открытия, познает новое. Он тренирует старые навыки и развивает новые, но только собственным способом и с удовольствием. Малыш может потерпеть неудачу, но это его не остановит – он без страха просто и  свободно продолжает исследовать и самостоятельно принимать решения.

Важно поддерживать и развивать познавательную активность ребенка. Если у малыша что-то не получается, не спешите все исправить за него.  Даже если ребенок сердится, будьте рядом, поддержите его, разделите с ним переживание и дайте ему возможность попробовать вновь  справиться с не получившимся открытием.

Делать открытия самому - это так интересно и этот опыт надолго останется в памяти малыша.

Роль игры в развитии ребенка сложно недооценить. И это неудивительно! Ведь именно с помощью игры ребенок познает окружающий мир, именно в игре он впервые примеряет на себя новые роли, превращается в супергероя, пожарного, великого музыканта или художника. Это помогает ему быстрее развиваться и находить в себе новые таланты и способности.

Игра для ребёнка – это серьёзно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Игра — не просто развлечение».

Ознакомить родителей со значением игры в дошкольном возрасте, с видами игр, с общими правилами проведения игр, ролью взрослых в развитии игровой деятельности детей. Упражнять родителей в практическом ...

Игры с песком не просто развлечение, а полезное занятие.

Лето прекрасная пора, для развития детей не специально созданных, а естественных условиях. Дети видят природные явления, изучают свойства живой и неживой природы, оссобенно это важно для детей с пробл...

Тренинг для детей и родителей «Игра – не просто развлечение»

Тренинг для детей и родителей «Игра – не просто развлечение» Цель: привлечь внимание к значимости детской игры, её роль в жизни ребёнка, в укреплении взаимопонимания и сотруднич...

Методическая разработка.Тренинг для родителей "Игра не просто развлечение"

Тренинг для детей и родителей «Игра – не просто развлечение»(В рамках родительского собрания «Игрушки и игры старших дошкольников»)...

Консультация для родителей старших дошкольников «Игра - не просто развлечение»

Игра не просто развлечение для детей, игра — неотъемлемая слагаемая настоящего детства, в ней отражаются важные моменты развития детской психики....

Мастер-класс "Игра-не просто развлечение"

Консультация для родителей....

"Игра - не просто развлечение"

В консультации для родителей говорится о том, почему ребёнок должен играть и что игра развивает....