Беседа с родителями «Хвалить или ругать» (тезисы)
консультация

Кузнецова Юлия Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с родителями

 «Хвалить или ругать»

(тезисы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенку живется труднее, чем взрослому Его по­стоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо - хороший маль­чик; плохо – плохой мальчик. Попробуйте примерить такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям? Они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть.

Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экза­мен, а мы не были вечными экзаменаторами.

Даже в течение одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. Как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, примеры из жизни обогатят наш раз­говор. Пусть мнение детей поможет нам в решении вопроса о на­казании.

 Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного малыша. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? Ответы на вопросы анкеты показывают: большинство родителей отдают предпочтение... (наказанию, поощрению).

Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функ­ции судьи, редко удается быть справедливыми вполне, и мы оттал­киваем от себя детей. Наказания часто порождают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство.

Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился - просто огорчиться, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок - порадоваться за него. Ка­ждый может проверить это на себе: если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, чувство достоинства, готовы «горы свернуть». В то же время испытываете чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад вашей радости. А если за вас огорчаются, что вы испытываете? Стыд, раскаяние - очищаю­щие, возвышающие человека чувства. У жалеющих вас появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.

Давайте обсудим: согласны ли вы с мнением Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обой­тись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку?

Кажется, без этого не обойтись. С детства - «нельзя», «не тронь» и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. По­высили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими пере­живаниями, чувством собственного достоинства! Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Еще один непростой вопрос: бывает, наказали ребенка, а оказа­лось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях?

Поговорим о физическом наказании. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспиты­ваете испорченного человека. Холодные люди жестоко наказывают ребенка по любому поводу, редко ласкают или целуют из боязни испортить его; никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве.

Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие. Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновенно решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», накажешь ребенка, шлепнешь – и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание.

Завершить разговор хочется словами С.Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».

Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего мы боимся за него, но страх – не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже не похоже на любовь.

Отказываемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить его до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.

Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноваты перед родителями. С ними не разговаривают. «Какие могут быть разговоры? Он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен?» Придет час, и ребенок скажет Вам: «Я с тобой не хочу разговаривать».

Обычно мы отказываемся от любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании.

А сейчас я предлагаю продолжить разговор о поощрении  детей. Давайте обсудим следующие вопросы:

  • За что нужно благодарить, хвалить ребенка?
  • Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах. Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Чего надо опасаться во время похвалы?

 

 

 

Памятки для родителей

 

 

Если ребенок провинился...

 

  1. Не начинайте разговор с ребенком, если вы в плохом настроении.
  2. Сразу дайте оценку проступку, ошибке; узнайте, что ребенок думает по этому поводу.
  3. Не унижайте ребенка.
  4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.
  5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вме­сто «Ты плохой».
  6. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.

 

 

 

 

 

 

Наказывая ребенка, нужно помнить...

 

 

  1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение про­ступка.
  2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.
  3. Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое на­строение.
  4. Не читайте длинных нотаций.
  5. Не напоминайте о проступке.
  6. Ведите разговор о проступке наедине с сыном (дочерью).

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_hvalit_ili_rugat.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Беседа с родителями

 «Хвалить или ругать»

(тезисы)

Подготовила:

воспитатель Калий Е.П.

 

Ребенку живется труднее, чем взрослому Его постоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо - хороший мальчик; плохо – плохой мальчик. Попробуйте примерить такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям? Они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть.

Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы не были вечными экзаменаторами.

Даже в течение одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. Как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, примеры из жизни обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет нам в решении вопроса о наказании.

 Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного малыша. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? Ответы на вопросы анкеты показывают: большинство родителей отдают предпочтение... (наказанию, поощрению).

Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми вполне, и мы отталкиваем от себя детей. Наказания часто порождают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство.

Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился - просто огорчиться, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок - порадоваться за него. Каждый может проверить это на себе: если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, чувство достоинства, готовы «горы свернуть». В то же время испытываете чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад вашей радости. А если за вас огорчаются, что вы испытываете? Стыд, раскаяние - очищающие, возвышающие человека чувства. У жалеющих вас появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.

Давайте обсудим: согласны ли вы с мнением Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку?

Кажется, без этого не обойтись. С детства - «нельзя», «не тронь» и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Еще один непростой вопрос: бывает, наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях?

Поговорим о физическом наказании. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспитываете испорченного человека. Холодные люди жестоко наказывают ребенка по любому поводу, редко ласкают или целуют из боязни испортить его; никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве.

Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие. Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновенно решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», накажешь ребенка, шлепнешь – и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание.

Завершить разговор хочется словами С.Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».

Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего мы боимся за него, но страх – не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже не похоже на любовь.

Отказываемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить его до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.

Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноваты перед родителями. С ними не разговаривают. «Какие могут быть разговоры? Он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен?» Придет час, и ребенок скажет Вам: «Я с тобой не хочу разговаривать».

Обычно мы отказываемся от любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании.

А сейчас я предлагаю продолжить разговор о поощрении  детей. Давайте обсудим следующие вопросы:

  • За что нужно благодарить, хвалить ребенка?
  • Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах. Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Чего надо опасаться во время похвалы?

Памятки для родителей

Если ребенок провинился...

  1. Не начинайте разговор с ребенком, если вы в плохом настроении.
  2. Сразу дайте оценку проступку, ошибке; узнайте, что ребенок думает по этому поводу.
  3. Не унижайте ребенка.
  4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.
  5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».
  6. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.

Наказывая ребенка, нужно помнить...

  1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка.
  2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.
  3. Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
  4. Не читайте длинных нотаций.
  5. Не напоминайте о проступке.
  6. Ведите разговор о проступке наедине с сыном (дочерью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Хвалить или ругать?»

Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определённых результатов, но и от того, как он это делает....

Консультация для родителей: «Хвалить или ругать?»

Хвалить ребенка нужно правильно. Всем известно, что добрее слово лечит душу, вселяет в человека уверенность в себе, создает хорошее настроение. Похвала играет значительную роль в развит...

Консультация для родителей «Хвалить или ругать»

  «Хвалить или ругать»                               ...

Беседа с родителями «Хвалить или ругать»

Некоторые родители сомневаются – можно ли хвалить ребенка за каждый пустяк, не испортит ли его похвала? И за что можно отругать малыша, а когда лучше воздержаться?       ...

Беседа с родителями «Хвалить или ругать»

Некоторые родители сомневаются – можно ли хвалить ребенка за каждый пустяк, не испортит ли его похвала? И за что можно отругать малыша, а когда лучше воздержаться?       ...

Беседа с родителями «Хвалить или ругать» (тезисы)

Ребенку живется труднее, чем взрослому Его по­стоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо - хороший маль­чик; плохо – плохой мальчик. Попробуйте примерить такую жизнь на себя, выдержи...