Консультация для родителей
консультация

Николаиди Виктория Олеговна

Рекомендации о подготовке руки ребенка к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация67.6 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки к письму.

   Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Особого внимания в данном случае заслуживают дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Обследование детей с нарушениями речи показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них отмечается нарушение пальцевой моторики. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. 

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Существуют несколько основных путей развития и совершенствования мелкой моторики: пассивная гимнастика (массаж и самомассаж), активная гимнастика (развивающие игры для пальцев рук), пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр и пальчиковый театр теней, графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами, физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой, логоритмика и др.

Рассмотрим их подробнее. Пассивная гимнастика. Простейший метод — массаж. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. В комплексе по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук детям предлагается самомассаж с использованием специального мячика с шипами, с «ребристым» карандашом (ручкой) и катушкой из-под ниток.

Активная гимнастика. Предполагает игры для развития мелкой моторики рук ребенка, развития тактильной чувствительности, осязания, подвижности пальчиков. Это различные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки [2]. Пальчиковая гимнастика. Упражнения пальчиковой гимнастики условно делятся на три группы. Первая группа – упражнения для кистей рук. Вторая группа – упражнения для пальцев условно статические. Третья группа – упражнения для пальцев динамические.

Графические упражнения. Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 мин. Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В ходе физкультминуток детям предлагается «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Таким образом, изучив психолого-педагогическую, методическую литературу по вопросу подготовки руки дошкольников к письму мы убедились в важности данной работы в общей системе воспитательно-образовательного процесса; отметили зависимость развития речи от степени развития «тонких» движений пальцев рук; познакомились с дидактическими материалами по подготовке руки дошкольников к письму, предлагаемыми разными авторами (С.Е. Гаврина, Е.В. Владимирова, Р.Д. Тригер и др.); выделили основные пути развития и совершенствования мелкой моторики в целях подготовки руки дошкольников к письму. В дальнейшем мы руководствовались данными положениями при планировании работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму

Обследование готовности руки к овладению письмом у детей с нарушениями речи.

  Для обследования у детей готовности руки к письму необходимо было предлагать им разные задания. Используются такие методики, как «Дорожки» и «Рисование простых узоров». Учитывая то, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, для подготовки руки дошкольников к письму требуются разнообразные игровые ситуации, создаваемые взрослыми. Поэтому необходимо с детьми организовать работу, включающую в себя различные задания, игры и упражнения по подготовке руки к письму.

Характеристика уровней готовности руки дошкольников к овладению письмом.

Высокий. Ребёнок самостоятельно справляется с заданием; линии чёткие, ровные; выходы за пределы «дорожек» отсутствуют.

Выше среднего. Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы «дорожек» отсутствуют; карандаш отрывается не более трех раз, но линии местами неровные.

Средний Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы «дорожек» отсутствуют; линии нечёткие, неровные, дрожащие.

Ниже среднего Отмечаются три и более выходов за пределы «дорожек»; неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.

Низкий Ребёнок не справляется с заданием (узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму,

Для развития моторики рук различные упражнения и задания, включающие самомассаж, пальчиковую гимнастику, графические упражнения, физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнения на ориентировку в пространстве и на листе бумаги. «Какой листочек и где нарисован?» «Обведи по точкам кленовый лист» «Проверка и уточнение представлений о схеме тела» «Выполни штриховку овоща» «Урожай» «Фигурки из палочек», «Карандаш спешит на помощь», «Поиграем с шариком», «Поработаем руками», «Конструируем картинку»и т.д.

Определение ведущей руки.

  1. Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся»
  2. Открывание спичечного коробка.
  3. Построй домик из палочек. Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.
  4. Игра в мяч
  5. Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. 

6.Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или 7.оставить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку. «нет».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

тест для определения ведущей руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...