ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЕЙ С МАЛЫШОМ. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Ш
методическая разработка

Как правильно произносить шипящий звук?  Когда человек произносит звук «Ш», его речевые органы занимают такое положение: губы немного выдвигаются вперед в форме "рупора", кончик языка почти доходит до неба, но не касается его, а формирует маленькую щель, боковые стороны языка прижимаются к верхней челюсти и не дают воздушной струе пройти через бока. В результате положение языка напоминает форму ковша или чашки. В процессе произношения голосовые связки размыкаются, свободно пропуская струю воздуха которая входит равномерно по центру органа.

Если у ребенка наблюдается хоть одно отклонение от правильного положения речевого аппарата, то произношение будет искажаться.     Артикуляционная гимнастика для звука и логопедические упражнения помогут выработать верное положение речевых органов и воспроизведение точного шипящего звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_sh.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

РОДИТЕЛЕЙ С МАЛЫШОМ.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Ш

Как правильно произносить шипящий звук?  Когда человек произносит звук «Ш», его речевые органы занимают такое положение: губы немного выдвигаются вперед в форме "рупора", кончик языка почти доходит до неба, но не касается его, а формирует маленькую щель, боковые стороны языка прижимаются к верхней челюсти и не дают воздушной струе пройти через бока. В результате положение языка напоминает форму ковша или чашки. В процессе произношения голосовые связки размыкаются, свободно пропуская струю воздуха которая входит равномерно по центру органа.

Если у ребенка наблюдается хоть одно отклонение от правильного положения речевого аппарата, то произношение будет искажаться.     Артикуляционная гимнастика для звука и логопедические упражнения помогут выработать верное положение речевых органов и воспроизведение точного шипящего звука.

  1. Лопатка (Блинчик).

Цель: Выработка умений делать язык широким и удерживать в расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбки. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

  1. Качели.

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Движение языка: - Широкий язык поднимать к носу и опускать к подбородку. - Широкий язык поднимать к верхней губе, затем опускать к нижний губе.

  1. Маляр.

Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движение языка назад — вперед (от зубов к горлу и обратно).

  1. Лошадка.

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (присосать) и со щелчком оторвать.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

  1. «Грибок»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Растягивать подъязычную связку. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (присосать) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.

  1. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».

Цель: Укрепить круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ. Зубы сомкнуты. Губами выполнять движения имитируя произнесение звуков и-о-у.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

  1. Чашечка.

Цель: Укрепить мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

  1. Фокус. (Сдуй перышко с носа.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, Учить направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Кончик языка и боковые края подняты, средняя часть спинки языка прогибается к низу. Удерживая в таком положении язык, сдувать ватку или перышко с кончика носа.

Дыхательная гимнастика.

1. Сильный ветерок. Сдуй листики, лежащие на столе, на край стола.

2. Подуй на Цветочек «Слабым ветерком», затем «Сильным ветерком».

Подготовила учитель-логопед Скиба Ирина Викторовна

Источник: https://ok.ru/group/53683399622854/topic/151647985387718


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для звуков С,З,Ц. Буклет для родителей.

Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ...

Консультация для родителей и педагогов "Артикуляционная гимнастика для малышей".

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая "перлы" чада своим родственникам и знакомым.Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не ...

Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".

Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЕЙ С МАЛЫШОМ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Артикуляция. 1. Учиться дуть (задувать свечки, сдувать комочек ваты, дуть на листочки, подвешенные на ниточку, выдувать мыльные пузыри). Этот навык очень индивидуальный, дети его усваивают по-р...

Консультация для родителей \'Артикуляционная гимнастика для звука [Р]\'

В презентации представлены упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [Р]; каждое упражнение имеет краткое описание, фотоизображение и рифмованное сопровождение....

Консультация для родителей: "Правила выполнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков "

Многих родителей  волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц ...