Буклеты и памятки для родителей
консультация

Молькова Наталия Владимировна

Полезный материал для родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие словаря и грамматического строя речи.

Игра «Измени слово».

Один кубик - много кубиков.

             

Один ёж - много ежей.

Игра «Составь предложение по картинке».

Кошка залезла на стул.

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие.

- Предложите ребёнку разложить в разные кружки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке;

- с ребёнком можно провести игру- соревнование на скорость. Кто быстрее, папа или сын разложит в контейнеры большие и маленькие болтики;

- покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек;

- лепите с крохой из пластилина, играйте в мазайку и пазлы;

- учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки.

- рисуйте дома пальчиковыми красками;

-  игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика.

Достижения речевого развития дошкольного возраста:

                             

2-3 года

     Активный словарь к 3 годам достигает 1000-1200 слов, в основном, это существительные и глаголы. Малыш активно занимается словотворчеством, может сам придумывать слова. Предложения, по большей части простые, появляются вопросительные слова (как, где, почему). Звукопроизношение пока нечеткое, отсутствуют шипящие, сонорные звуки, иногда свистящие, укорачиваться слова, меняться местами слоги. Ребенок свободно ориентируется в знакомой обстановке, может назвать множество предметов и действий. Он с интересом слушает простые сказки, повторяя за взрослыми отдельные фразы из них.

К 3 годам дети могут отгадывать простые загадки, запоминать наизусть маленькие тексты, если ему их читали много раз. Фразы простые, звукопроизношение не совершенно, часты грамматические ошибки в употреблении числа, рода, падежа, но речь легко можно понять. Дети уже задают первые вопросы, могут подражать интонации взрослых.

Развитие силы голоса.

Игра «Позови».

Попросите ребёнка позвать куклу, мишку и т. д. : «Миша, иди!» следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.

Игра «взрослые и детки».

Мама –мышка «ПИ_ПИ_ПИ» (громко), мышонок - детки «пи-пи-пи» (шёпотом) и т.д.

Игра «Дует ветер»

Сильный ветер, ребёнок (гудит) у-у-у (громко), слабый ветерок у-у-у (тихо).

Играя с ребёнком, Вы создаёте условия для развития у него правильной речи.

Развитие речевого дыхания.

Игра «Пускание корабликов».

Таз с водой, два бумажных кораблика, ребёнок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребёнок не надувал щёки).

Игра «Поздоровайся».

Как здоровается курочка? (ко-ко-ко), гусь (га-га-га), корова (му-му-му) и т.д.

Следить, чтобы ребёнок произносил звукосочетания на одном выдохе.

 Активизация лексики путём проговаривания стихов.

У цыплёнка папа - важный,

Это наш петух отважный,

Солнце по утрам встречает,

А под вечер -  провожает.

Если ваш малыш на третьем году жизни всё ещё не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно обратитесь  к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу,  настаивайте на проведение углубленного обследования.

     Период с одного года до трёх лет специалисты считают сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать.

Конечно, ребёнок может  действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому могут привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одно и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сёстры. Оказывает влияние на процесс развития речи состояние здоровья ребёнка. Если ребёнок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстаёт от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга и функциях его отделов.

МОУ Бурмакинская СОШ№2

(группы детского сада)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0494/0012c943-b9a96864/hello_html_30715d84.jpg

«Игры для развития речи детей третьего года жизни».

Учитель-логопед: Молькова Наталия Владимировна

Игры для развития речи детей третьего года жизни

Развитие артикуляционной моторики.

http://900igr.net/datas/doshkolnoe-obrazovanie/IKT-v-rabote-logopeda/0015-015-Razvitie-artikuljatsionnoj-motoriki.jpg

Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи.

Первое упражнение можно сделать утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит звуки О,МО,ВО. Для этого упражнения достаточно 2-3 минуты.

Зарядку для язычка проводить ещё  проще. Намажьте губки ребёнка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте про уголки рта, там тоже должно быть чисто.

Развитие слухового внимания.

Игра «Хлоп-топ»

Мама тихо хлопает в ладоши-ребёнок прыгает, мама затопала-ребёнок бежит к ней.

Игра «Узнай что звучит»

Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком, переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.п. – ребёнок должен сказать, что делала мама.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по развитию речи детей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Игры для развития речи детей

1. «Что бывает….? Какое бывает?»

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).

Или наоборот:

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.

"А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое?

Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

Что бывает пушистое? Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

2. «Что сначала, что потом»

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

-сначала чай наливают, потом пьют

-сначала человек ложится спать, потом встает

-сначала самолет взлетает, потом…

-сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

3. «Что будет, если…»

Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями

4. У меня зазвонил телефон . Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона.

 Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

  Меняйтесь ролями.

  Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

5.«Скажи какой» Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

6. «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще, обязательно укажем, какие они. Вот кошка – она пушистая, серая. Вот машина – она грузовая». Ребенок и взрослый могут называть объекты по очереди.

7. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей……(чирикает). У кошки – котенок, а у собаки ……..(щенок) и т.п.

МОУ Бурмакинская СОШ№2 ( группы детского сада)

Развиваем речь, играя!

http://dou70.ru/62/images/stories/kartinki/3-4_god.jpg 



Предварительный просмотр:

        Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

       Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и  третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чтения, нарушение памяти, низкую  концентрацию внимания, нарушения словесно- логического мышления.

       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

       Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу…  Вам  хочется,  чтобы  он  учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали  для  того,  чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

       Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

       К 5–ти годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения. Игра - это  основной  вид  деятельности   дошкольников.   Играя,    ребёнок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

       Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

       Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

3. Скороговорки -  языколомки необходи-

мы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

5.«Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…

 6.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

7. «Посчитай». Считаем всё, что  можно

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.   

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока

пять красных яблок   и т.д.

8.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а  ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

9. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назо- ви фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

10. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково,

н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

11. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый,

красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

12. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

13. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?

14. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

15. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

16.  «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

МОУ Бурмакинская СОШ№2

(группы детского сада)

ПАМЯТКА

               ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                      ТЕМА:

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Составила: учитель-логопед

Молькова Н.В    

2019



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения


1. К домашнему заданию относитесь, пожалуйста, серьезно.
2. Начинать следует с артикуляционных упражнений для языка
3. Затем выполните несколько дыхательных упражнений, используя подручные средства.
4. Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребенка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и часто хвалите.
5. Учить стихотворение лучше с использованием картинок, которые нарисованы к нему.
6. Не спешите сразу подсказать ребенку ответ. Задайте ему вопросы, дайте подумать.
7. Помните! В нашем деле главное – это система! Занимайтесь ежедневно. Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым. Чем больше ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!

Советы логопеда


1. Выполнять логопедические задания дома следует в виде игры, обращаясь к логопеду при всех затруднениях.
2. Следить за поставленными звуками в речи ребенка.
3. Учить ребенка выслушивать до конца поручения, четко и последовательно выполнять их.
4. Развивать моторную деятельность ребенка.
5. Развивать любознательность детей, побуждать их обращать внимание на явления окружающей жизни. Не спешите ответить на вопросы ребенка, а попытайтесь подвести его к самостоятельному ответу, развивайте логическое мышление.
6. Учите доводить начатую работу до конца.
Совместная и регулярная работа поможет нашим детям быстрее пройти путь к Стране правильной речи.

Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения

  • К домашнему заданию относитесь, пожалуйста, серьезно.
  • Начинать следует с артикуляционных упражнений для языка
  • Затем выполните несколько дыхательных упражнений, используя подручные средства.
  • Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребенка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и часто  хвалите.
  • Учить стихотворение лучше с использованием картинок, которые нарисованы к нему.
  • Не спешите сразу подсказать ребенку ответ. Задайте ему вопросы, дайте подумать.
  • Помните! В нашем деле главное – это система! Занимайтесь ежедневно.  Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым. Чем больше ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!

Советы логопеда

  • Выполнять логопедические задания дома следует в виде игры, обращаясь к логопеду при всех затруднениях.
  • Следить за поставленными звуками в речи ребенка.
  • Учить ребенка выслушивать до конца поручения, четко и последовательно выполнять их.
  • Развивать моторную деятельность ребенка.
  • Развивать любознательность детей, побуждать их обращать внимание на явления окружающей жизни. Не спешите ответить на вопросы ребенка, а попытайтесь подвести его к самостоятельному ответу, развивайте логическое мышление.
  • Учите доводить начатую работу до конца.

Совместная и регулярная работа поможет нашим детям быстрее пройти путь к Стране правильной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты и памятки для родителей

Памятки - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников. В краткой форме они  дают родителям сведения о той или иной теме воспитания и развития детей....

Буклеты и памятки для родителей о формировании у детей здорового образа жизни

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ в рамках детско – родительского клуба «Здоровая семья»Буклет "К ЗДОРОВЬЮ – ЧЕРЕЗ ПРИВЫЧКУ К ЗДОРОВОМУ ТЕЛУ"...

Буклеты и памятки для родителей для детей с ОВЗ

Буклеты и памятки для родителей для детей с ОВЗ...

Буклеты и памятки для родителей

Буклеты, памятки и брошюры - это маленькие справочники для использования краткой информации....

Буклеты и памятки для родителей от педагога-психолога

Интернет полон разной, но не всегда интересной и полезной информацией о воспитании и обучении детей, и не всегда есть время найти краткую информацию по интересующему вопросу. в такой ситуации выручат ...