« Роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у ребенка»
статья

Макаренко Алёна Михайловна
ажнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глубокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения, никогда не заговорит. Однако и этого ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстника, с семьей.
 
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимости уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Учитель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог должны оказывать помощь родителям в развитии и обучении детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
 
Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребенок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную четкую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семье в становлении речи ребенка.
 
Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психо-физического развития ребенка, от состояния особенностей развития его высшей нервной деятельности.
 
Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонематического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, так же отстаю нередко в речевом развитии.
 
Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка. Поэтому родитель должен следить за здоровьем ребенка, укреплять его организм. В этом отношении большое значение имеют правильный режим питания, физкультура, различные водные процедуры.
 
Порой, даже при должном внимании родителей к общему психо-физическому развитию ребенка, наблюдаются нарушения различных сторон речи, обусловленные наследственными и экологическими факторами. Перед ними встает задача-своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребенка в специализированное учреждение (логопедический пункт при поликлинике, СОШ, ДОУ, коррекционное учреждение), в котором ему будет оказана высококвалифицированная помощь логопедом, дефектологом. Это объясняется тем, что успешность и результат коррекционно-логопедической работы определяется ранней диагностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной взаимосвязи логопеда с родителями.
 
Одним из основных элементов в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи является психологическое консультирование. Консультирование означает совет специалиста по какому-либо вопросу.
 
В целях уточнения содержания понятия, необходимо заметить, что психологическое консультирование в практической психологии рассматривается как один из способов психологической помощи, имеющий рекомендательную направленность, в отличие от психотерапии и психокоррекции, которые носят характер психологического воздействия и имеют корригирующую направленность.
 
Совместная работа логопеда, дефектолога с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: ознакомительные беседы, проведение индивидуальных консультаций, оформление логопедических стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям.
 
Более подробно рассмотрим содержание форм совместной работы логопеда, дефектолога и родителей.
 
1. Ознакомительные беседы. На начальных этапах совместной работы с родителями необходимо провести беседу, в ходе которой дается разъяснение специфики логопедической работы, а именно: раскрываются задачи и содержание работы в течение всего периода обучения. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Логопед и дефектолог интересуются жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для педагогов, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.
 
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых логопедом или дефектологом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. В процессе работы с родителями, логопед указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребенком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями.
 
2. Информация на стендах. Отражает сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме; сформированность звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; материалы по формированию звукопроизношения, связной речи у детей, которые необходимо периодически обновлять, так же приводится список рекомендуемой литературы.
 
3. Индивидуальные беседы. Беседовать с родителями по вопросам тяжелого состояния речевого развития их ребенка. Главное в доступной и понятной форме раскрывать перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий преодоления определенного нарушения.
 
В индивидуальных беседах обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения ребенка, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители прислушиваются к советам и рекомендациям логопеда, дефектолога, делятся своим мнением и впечатлениями. Специалисты постоянно напоминают им, что, расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие доступные пониманию ребенка, они будут не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрому владению правильной речью. Логопед, дефектолог подчеркивают, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, отвечать полными предложениями. С этой целью коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребенком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий:
 
артикуляционная гимнастика (на примере формирования правильного уклада органов артикуляции при произнесении звука [р]): «Лошадка», «Грибочек», «Дятел», «Заведи мотор».
пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействие ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, и вследствие этого – развитию речевой функции. Работая над мелкой моторикой, у ребенка формируются не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.
На предварительном этапе коррекции нарушения звукопроизношения, рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребенком различные задания:
 
конструирование из кубиков, домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, кубиков, пирамид).
составление предметных разрезных картинок. сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на три и четыре. первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
складывания из палочек, спичек, геометрических фигур, изображений, букв.
обведение контуров, предметных изображений.
раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
вырезание цветных полосок, фигур по контурам.
расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
наматывание ниток на катушку, клубок
работа с мозаикой, пластилином.
– дыхательные упражнения. Дыхание является не только жизненно важной функцией, но и основой речи, поскольку речь образуется на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребенку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклонились и шелестели; задуть горящую свечу.
 
– игры и упражнения на развитие высших психических функций («Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Найди одинаковые фигуры» и т.д.).
 
Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье.
 
ТЕКСТ СТАТЬИ
Лалаева Р.И. Логопедическая работа коррекционных классах. М. 2004 г.
Поваляева М.А. «Справочник логопеда».: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ghfdbkf_ljhjyjuj_ldbtybz.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

ажнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глубокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения, никогда не заговорит. Однако и этого ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстника, с семьей.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимости уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Учитель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог должны оказывать помощь родителям в развитии и обучении детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребенок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную четкую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семье в становлении речи ребенка.

Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психо-физического развития ребенка, от состояния особенностей развития его высшей нервной деятельности.

Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонематического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, так же отстаю нередко в речевом развитии.

Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка. Поэтому родитель должен следить за здоровьем ребенка, укреплять его организм. В этом отношении большое значение имеют правильный режим питания, физкультура, различные водные процедуры.

Порой, даже при должном внимании родителей к общему психо-физическому развитию ребенка, наблюдаются нарушения различных сторон речи, обусловленные наследственными и экологическими факторами. Перед ними встает задача-своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребенка в специализированное учреждение (логопедический пункт при поликлинике, СОШ, ДОУ, коррекционное учреждение), в котором ему будет оказана высококвалифицированная помощь логопедом, дефектологом. Это объясняется тем, что успешность и результат коррекционно-логопедической работы определяется ранней диагностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной взаимосвязи логопеда с родителями.

Одним из основных элементов в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи является психологическое консультирование. Консультирование означает совет специалиста по какому-либо вопросу.

В целях уточнения содержания понятия, необходимо заметить, что психологическое консультирование в практической психологии рассматривается как один из способов психологической помощи, имеющий рекомендательную направленность, в отличие от психотерапии и психокоррекции, которые носят характер психологического воздействия и имеют корригирующую направленность.

Совместная работа логопеда, дефектолога с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: ознакомительные беседы, проведение индивидуальных консультаций, оформление логопедических стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям.

Более подробно рассмотрим содержание форм совместной работы логопеда, дефектолога и родителей.

1. Ознакомительные беседы. На начальных этапах совместной работы с родителями необходимо провести беседу, в ходе которой дается разъяснение специфики логопедической работы, а именно: раскрываются задачи и содержание работы в течение всего периода обучения. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Логопед и дефектолог интересуются жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для педагогов, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых логопедом или дефектологом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. В процессе работы с родителями, логопед указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребенком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями.

2. Информация на стендах. Отражает сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме; сформированность звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; материалы по формированию звукопроизношения, связной речи у детей, которые необходимо периодически обновлять, так же приводится список рекомендуемой литературы.

3. Индивидуальные беседы. Беседовать с родителями по вопросам тяжелого состояния речевого развития их ребенка. Главное в доступной и понятной форме раскрывать перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий преодоления определенного нарушения.

В индивидуальных беседах обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения ребенка, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители прислушиваются к советам и рекомендациям логопеда, дефектолога, делятся своим мнением и впечатлениями. Специалисты постоянно напоминают им, что, расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие доступные пониманию ребенка, они будут не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрому владению правильной речью. Логопед, дефектолог подчеркивают, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, отвечать полными предложениями. С этой целью коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребенком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий:

артикуляционная гимнастика (на примере формирования правильного уклада органов артикуляции при произнесении звука [р]): «Лошадка», «Грибочек», «Дятел», «Заведи мотор».

пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействие ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, и вследствие этого – развитию речевой функции. Работая над мелкой моторикой, у ребенка формируются не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.

На предварительном этапе коррекции нарушения звукопроизношения, рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребенком различные задания:

конструирование из кубиков, домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, кубиков, пирамид).

составление предметных разрезных картинок. сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на три и четыре. первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.

складывания из палочек, спичек, геометрических фигур, изображений, букв.

обведение контуров, предметных изображений.

раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

вырезание цветных полосок, фигур по контурам.

расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

наматывание ниток на катушку, клубок

работа с мозаикой, пластилином.

– дыхательные упражнения. Дыхание является не только жизненно важной функцией, но и основой речи, поскольку речь образуется на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребенку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклонились и шелестели; задуть горящую свечу.

– игры и упражнения на развитие высших психических функций («Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Найди одинаковые фигуры» и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»...

Роль родителей в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР

Консультация  "Роль  родителей в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР"...

Роль музыкальных занятий в преодолении речевых нарушений детей дошкльного возраста

В даноой статье дана краткая историческая справка значения музыкального воспитания в зарубежной и отечественной истории, филосовских течениях. Нами раскрыто значение терминов "Методика музыкально...

Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений

Произношение звуков речи – это сложный навык, происходящий в результате сложного комплекса движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении ре...

Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка».

Консультация для родителей по теме: "Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка"....