Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с нарушениями речи"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петрова Елена Михайловна

У детей с нарушениями речи часто бывает нарушено и сенсорное восприятие. Развивая его, можно значительно улучшить речь ребенка, положительно воздействовать память и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rebenka_s_narusheniyami_rechi.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Сенсорное развитие детей с нарушениями речи"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Требуется большее количество практических упражнений при решении наглядно-практических задач, в которых дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Ребенок, называя основные цвета, может затрудняться в названиях промежуточных цветовых оттенков. Недостатки речи и сенсорного развития влияют на формирование образов - представлений окружающего мира.

Для решения данной проблемы родители могут использовать дидактические игры:

«Найди заплатку»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры. Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«Чудесный мешочек-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«Чудесный мешочек -2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры. Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

«Узнай и сравни»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять знание цвета; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры. 1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен по желанию ребенка и по словесному указанию родителя).

2 вариант. «Найди пару»

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«Подбери фигуру»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«Построй дом»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры. Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

Консультации для родителей. «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Консультации для родителей.«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»...

Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка с нарушением речи".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкус...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с нарушением речи"

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...