«Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»
консультация

Мартыненко Олеся Петровна

Мнемотехника – это хороший способ запомнить нужную информацию. Она включает в себя совокупность визуального и звукового сопровождения. Для детей дошкольного возраста это незаменимый способ, если необходимо легко запомнить стихотворение. В этой технике используются мнемотаблицы, мнемодорожки, и мнемоквадраты, но все они нацелены на то, чтобы перевести визуальную информацию в текстовую, или наоборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_dlya_roditeley.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»

Мнемотехника – это хороший способ запомнить нужную информацию. Она включает в себя совокупность визуального и звукового сопровождения. Для детей дошкольного возраста это незаменимый способ, если необходимо легко запомнить стихотворение. В этой технике используются мнемотаблицы, мнемодорожки, и мнемоквадраты, но все они нацелены на то, чтобы перевести визуальную информацию в текстовую, или наоборот.

Мнемотехника помогает:

– Легче запоминать стихотворения, скороговорки, загадки, рассказы;

– Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

– Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

– Обогащает словарный запас;

– Помогает развивать мышление;

– Развивает фантазию;

– Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему.

Различают такие мнемотаблицы:

– Для стихотворений, загадок или сказок;

– Для запоминания правил;

– Для рассказов.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольного возраста зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

– Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

– Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

– Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/2017/06/image001_0.png

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

– Рассматривание картинок и понимание, что на них изображено;

– Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;

– Составление рассказа по картинкам;

– Запоминание рассказа или стихотворения.

Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы.

Детям понравится изучать сказки или стихотворения по таблицам.

Запоминание по мнемотаблицам

Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие детьми текста. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

Если Вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:

Если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать в дошкольном возрасте, он пойдет в школу, имея хорошую подготовку, которая выделит его среди других одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»

Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи...

Консультация для родителей "Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники"

Мнемотехника это хороший способ запомнить нужную информацию.Она включает в себя совокупность визуального и звукового сопровождения.Для дошкольников это незаменимый способ, если необходимо легко запомн...

Консультация для родителей «Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»

Мнемотехника это хороший способ запомнить нужную информацию. Она включает в себя совокупность визуального и звукового сопровождения. Для дошкольников это незаменимый способ, если необходимо легко...

Образовательные задачи: - развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - наглядной опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки; - формирование грамотной монологической и диалогической речи; - формирование умения логически мыслить, ср

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающ...

Консультация для родителей «Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»

Консультация для родителей«Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»...

Консультация для родителей «Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»

В материале даны полезные советы по использованию приемов мнемотехники по формированию связной речи дошкольников...