Консультация для родителей "Рука развивает мозг"
презентация

Консультация для родителей "Рука развивает мозг"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рука развивает мозг» Педагог муниципального отделения РКЦ МДОБУ «Детский сад №16 «Ромашка» Е. Н. Кривоногова

Слайд 2

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И. Кант «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский «Таланты детей находятся на кончиках пальцев» Мария Монтессори

Слайд 3

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Слайд 4

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев .

Слайд 5

В XX веке такие исследователи, как Выготский, Лурия, Валлон, Пиапсе, Венгер, Кольцова доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития .

Слайд 6

Психологи отмечаю, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. I-й этап мышления называют наглядно-действенным или предметно-действенным , с полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями, чем больше запас действий и проб накопит на своем опыте ребенок , тем скорее он перейдет ко II-му этапу – наглядно-образному , когда оперировать будет уже не самими предметами, их образами.

Слайд 7

III-й этап – словесно-логическое или абстрактное мышление . Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

Слайд 8

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Слайд 9

Как же рука изучает, обследует предметы? П ринято выделять 5 основных движений: - легкое прикосновение (когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуре…) - постукивание (дает возможность получить информацию о свойствах материала) - взятие в руки (начинает формироваться с хватания. Когда научиться брать в руки, обнаружит информацию о весе, форме, размере предмета). - надавливание (дает возможность определить мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан). - ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями). Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения, восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

Слайд 10

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук, пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.

Слайд 11

Массаж пальцев , начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмованными приговорками. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости. Массаж грецкими орехами. Предлагается : а) катать 2 ореха между ладонями; б) прокатывать 1 орех между пальцами; в ) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г ) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаши между одним или 2 – 3 пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке . Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок в прямом и обратном порядке.

Слайд 12

Задания для детей 4 лет «Пальчик с носиком здороваются» После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется и другой рукой. Оценка – вывод: правильно выполненное задание – норма. Если ребенок допускает неточности, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме. «Нарисуй пальцами кружочки». В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях). Оценка – вывод : задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины. «Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки), взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваться»; б) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка – вывод: если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот.

Слайд 13

Задание для детей 5 лет «Скатай шарики» (оценивается развитие мелкой моторики рук). Ребенку дают лист папиросной бумаги (кальки) размером 5х5 см и предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают – действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей, затем задание выполняется другой рукой. Оценка – вывод: нормой для ведущей руки считается 15 секунд, для второй 20 секунд. « Смотай клубок» (оценивается развитие мелкой моторики рук) Ребенку дают нитку длиной 2м и катушку (можно заменить любым маленьким цилиндром) на которую надо быстро намотать нитку. Оценка – вывод: Нормой для ведущей руки – 15 секунд, для второй 20 секунд. «Собери спички в 2 коробка» на столе выкладывают 2 спичечных коробка и по 10 спичек около каждого. Ребенок должен уложить спички 2 руками одновременно в 2 коробка. Оценка – вывод: нормой считается, если задание выполнено за 20 секунд.

Слайд 14

Задание для детей 6 лет «Порази цель» (оценивается точность и координация движений) На расстоянии 1,5 м от ребенка вешают цель размером 25х25 см, в которую надо попасть мячом 9 диаметр 8 см) Оценка – вывод: нормой считается, попадание в цель. «Разложи на 4 кучки» Ребенку дают 36 твердых игральных карт (или лото такого же размера) и просят одной рукой разложить их приблизительно на 4 одинаковых кучки. Затем тоже задание выполняют другой рукой. Оценка – вывод: нормой считается, если ребенок справился с заданием за 35 секунд, ведущей рукой и за 45 секунд – второй.

Слайд 15

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Слайд 16

Если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук. Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто , однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом , если его мелкая моторика не будет развита.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Рука развивает мозг"

" исскусство воспитания имеет ту особенность . что почти всем оно кажется знакомым делом, а иным даже легким- и тем понятнее и легче кажется оно. чем меньше человек знаком с ним теоретически или практ...

Консультация для родителей "Рука развивает мозг"

«Рука развивает мозг»Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. П...

консультация для родителей "Рука развивает мозг".

Консультация о пользе пальчиковых игр....

Консультация для родителей «Рука развивает мозг».

Консультация для родителей «Рука развивает мозг»....

консультация для родителей "Рука развивает мозг".

Слабую руку ребенка дошкольника нужно и необходимо развивать."Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей ш...