Родительское собрание во второй младшей группе.Тема: "Роль речевых игр дома и в детском саду"
материал (младшая группа)

Шевченко Юлия Владимировна

Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»

г.Назарово Красноярского края

Конспект

Родительского собрания

во второй младшей группе

Тема: «Роль речевых игр дома и в детском саду»

Составила: Попова Ю. В.

Цель: Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в семье.

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Участники: Воспитатель, родители.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. (Мои наблюдения в группе, привести примеры)

 

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр по развитию речи. Действительно, вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну очень интересную игру!». Я не раз убеждалась в том, что использование занимательной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.  В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение. Поэтому на занятиях по развитию речи мы используем комплекс речевых игр и упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Но не всегда той работы, которая проводится в детском саду на занятиях бывает достаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Поэтому участие родителей обязательно.

Одним из видов речевых игр, которые используются на занятиях по развитию речи,  является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Примеры словесных игр:

   «Назови, что можно делать с …..» - развитие связной речи и мышления.

Содержание: дети должны назвать, что можно делать с мячом (отбивать, перекатывать, бросать), с обручем (прокатывать, пролезать через него, крутить) и др.

   «Скажи наоборот» - развитие и активизация словаря: Холодный-горячий; длинный-короткий; злой-добрый; голодный-сытый; громко-тихо;старый-молодой и др.

   «Назови ласково» - формирование и развитие грамматического строя речи: (подобрать слова в уменьшительно ласкательной форме).

Заяц-зайчонок-зайчишка

Бабушка-бабуля-бабулечка

Солнце-солнышко

Белка-белочка

Дом-домик

Стол-столик

Ложка-ложечка

   «Закончи предложение» - развитие связной речи, формирование и развитие грамматического строя речи, расширение и активизация словаря.

Мама сварила яблочное……

Мы в лесу набрали много……

Бабушка связала внучке……

   «Один – много»

   «Кто больше назовет действий?»

   «Опиши предмет»

Я с уверенностью могу сказать, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие – врачами, чтобы все были здоровы, третьи (отдавая дань любви к воспитателю) хотят быть тоже воспитателями. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря.

Также в работе с детьми мы применяем как словесные игры игры-загадки. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

 Разучивание чистоговорок

«Мышонку шепчет мышь: «ты все шуршишь, шуршишь»,

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». (Звук Ш)

«Ща-ща-ша мы несем с собой леЩА»(Звук Щ).

«Ащ-ащ-ащ – мы наденем плАЩ»

Разучиваниескороговорок

«Будьте добры, бодры и храбры»

Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это помогает  удержать внимание ребенка; ведь в наше время многие дети невнимательны, часто отвлекаются. Можно применять следующие виды игр с мячом:

1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»: длинный-короткий; жарко-холодно; расстегнуть-застегнуть; холодный-теплый; длинный-короткий).

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь – дорога, маленький – небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).

5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук («Где слышен звук Ж?») и т.д.

Интересны детям подвижные игры с речевым сопровождением, ведь в них ребенок не только произносит какой-то текс, но и двигается в соответствии с правилами игры.

Например:

«Карусель», «Что мы видели, не скажем, а что делали покажем»

 Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определенный творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. А ребенок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;  познакомить ...

Родительское собрание во второй младшей группе: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.

В этой статье , показан пример родительского собрания, для детей младшего возраста. Приводятся примеры игр, которые родители могут использовать с  с детьми дома, для речевого развития....

Родительское собрание во второй младшей группе на начало учебного года «Жизнь ребёнка в детском саду».

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Родительское собрание во второй младшей группе на начало учебного года «Жизнь ребёнка в детском саду».

Родительское собрание во второй младшей группена начало учебного года «Жизнь ребёнка в детском саду»....

Родительское собрание во второй младшей группе на начало учебного года «Жизнь ребёнка в детском саду».

Родительское собрание во второй младшей группе №10 «Пчелки» на начало учебного года «Жизнь ребёнка в детском саду». Цель: расширение контакта между педагогами и родителями...