Здоровьесбережение
консультация

Хомутец Елизавета Павловна

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители. Наша сегодняшняя встреча посвящена важной проблеме - воспитанию у наших детей положительного отношения к здоровому образу жизни.

Народная мудрость гласит: «Деньги потерял -ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все потерял". «Что же такое здоровье? » Уважаемые родители, давайте попробуем ответить на вопрос, какого человека можно назвать здоровым? (слайд с определением после ответов родителей)  

Здоровье - это состояние полного физического, психического

и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов

 А приходилось ли вам слышать такое понятие, как здоровьесбережение? (Слайд с определением после ответов родителей) 

Здоровьесбережение – процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

Вырастить ребёнка здоровым, успешным, сильным – это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Позвольте вам рассказать о том, что же можно сделать для приобщения детей к здоровому образу жизни?

    1.Необходимо использовать целебные природные факторы окружающей среды: солнце, воздух, вода, целебные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

 2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический     климат. Здесь важно умение правильно и рационально относится к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же улыбаться и дарить радость друг другу!

    3.Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышении защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня. Можете ли вы дать ответ на вопрос о том, что же такое режим дня?

Режим дня - это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. 

4. Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом -неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим детям. Важно, чтобы дети ежедневно (и днём, и ночью) засыпали в одно и тоже время. Таким образом ,домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня в детском саду, и особенно в выходные дни.

    4.Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А,В,С и Д, минеральными солями, а также белком. Чаще включайте в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.

Но в данном вопросе мы можем столкнуться с проблемой избирательности детей в еде. «Малоежки», «капризные едоки» — так называют детей, которые по разным причинам кушают однообразную пищу, при этом с негативными эмоциями отказываются как от незнакомых блюд, так и многих знакомых продуктов питания. Причины данной проблемы могут быть как физические, так и психологические. Что можно порекомендовать в данной ситуации:

Для объективности анализа рациона питания ребенка родителям рекомендуется вести пищевой дневник, который наглядно покажет проблему — для этого достаточно 3-4 суток фиксировать вид и количество съеденной ребенком пищи.

Вместе с этим дневником питания родителям следует обратиться к специалистам для получения рекомендаций и, возможно, дополнительного углубленного обследования — на предмет исключения скрытой или явной непереносимости определенного вида продуктов, психических расстройств. Проблему избирательного аппетита следует решать комплексно с привлечением педиатров, диетологов и психологов или психоневрологов.

Если вес ребенка существенно страдает, «спасательным кругом», который будет поддерживать нутритивный статус ребенка на должном уровне, может стать питательная смесь. Ее назначение будет оправдано в качестве временной меры, пока специалистами будет выявляться источник психологической проблемы. Чаще всего, ее назначают в случае, если у ребенка к трехлетнему возрасту наблюдается дефицит массы тела и роста. Родители самостоятельно пытаются увеличивать количество приемлемой ребенком пищи — однако этой пищей оказывается в большинстве случаев молоко, а также сладкие, мучные изделия, которые, разумеется, не могут перекрыть всех расходов питательных веществ.

Если же у ребенка не было выявлено органического заболевания желудочно-кишечного тракта или психических нарушений, то родителям следует изменить настрой: не стоит принуждать ребенка съедать порцию еды, во избежание создания стрессовой среды. В то же время, маме и папе ребенка с избирательным аппетитом следует потратить время для повышения привлекательности порции еды. Хорошие результаты дает тактика приготовления пищи вместе с ребенком: результат совместного труда съесть намного приятнее!

    5.Закаливание. У нас в саду проводятся следующие закаливающие мероприятия:

-проветривание помещения;

-ежедневные прогулки;

-облегчённая одежда в группе;

-Гимнастика после сна;

-Осуществляется витамино профилактика (витаминизация третьих блюд) 

-хождение босиком по массажному коврику;

Ходьба по массажным дорожкам.

Давайте с вами пройдемся по массажным коврикам. Такую процедуру можно выполнять дома с ребенком. При постоянном использовании ковриков для массажа ног для детей можно заметить улучшение здоровья: пропадает бессонница, уменьшаются отеки ног, пропадают боли в ступнях. Улучшается работа внутренних органов. Эффективный пилинг, обеспечиваемый массажными элементами, способствует улучшению состояния стоп. Предотвращается появление мозолей и натоптышей. У детей и взрослых повышается иммунитет.

Утренняя гимнастика и закаливание, являясь важной частью режима двигательной активности дошкольника, безусловно, приносит колоссальную пользу для каждого ребенка: пробуждает организм после ночного сна, обеспечивает заряд энергии и отличное настроение на весь день, улучшает самочувствие.

Утренняя гимнастика

Давайте с вами проведем небольшую разминку, которую вы можете использовать дома со своими детьми:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

Упражнение простое,

Крутим влево головою.

А теперь круги направо.

Зарядились мы на славу!

Встали прямо, ноги шире,

Подбоченились руками.

Наклонились в правый бок,

Влево наклонились,

А теперь еще разок,

И остановились.


Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. «Поиграем с ручками».

1.Подготовительный этап. Дети растирают ладони до приятного тепла. 2.Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем- растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

 б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

 г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап.  Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Для массажа рук можно использовать не только специальные массажеры, но и подручные предметы, например, обычный карандаш.

Самомассаж карандашом.

Водим карандаш по ладоням, по противоположной стороне, на другой руке. Водим по предплечью, правому и левому. Можно водить не только по рукам, но и по ногам.

Если вы занимаетесь с ребенком дома какой-либо письменной работой, можете использовать данное упражнение, когда ребенок начинает утомляться.

Пальчиковая гимнастика

Для чего же нужна пальчиковая гимнастика? В чём необходимость проводить её дома с детьми?

- развивается речь ребёнка, так как идёт активизация речевых центров головного мозга;

- ребёнок учится нам подражать, вслушиваясь в нашу речь;

- концентрируется внимание у детей;

- речь ребёнка становится более чёткой, яркой, ритмичной;

- развивается память, фантазия, воображение у детей;

- кисти, пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Будем пальчики сгибать-                        Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,                                 Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,            Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.       

Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Часто недооценка применения зрительной гимнастики  для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами.  Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит напомнить о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Получая навык выполнения зрительной  гимнастики, ребёнок выполняет её в течение нескольких минут. Глаза ребёнка отдыхают.

  1. Пальминг

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.

А щенок не лает, глазки закрывает.

Закрыв глаза, поглаживать веки.

Так же, мы можем использовать схемы для гимнастики глаз.

Наша встреча подходит к концу, а мы желаем крепкого здоровья вам и вашим семьям!



Предварительный просмотр:

Рекомендации к проведению самомассажа

        Самомассаж  рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание  рук.

              Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать  аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений. Об этих видах самомассажа поговорим подробнее в следующий раз.

        Для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы,  ушных раковин (он показан детям с раннего возраста) можно использовать различные игры и упражнения. Например:

САМОМАССАЖ РУК

*    «Стряпаем вместе» - имитация скатывания колобков

Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем будем маме помогать.

*    «Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга, чтоб стало горячо

Мы как древние индейцы добываем огонек:

Вот ладошки разотрем – будет нам тепло с огнем.

*    «Греем ручки»

Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.

*    «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим, мы бревно - очень толстое оно.

Надо сильно постараться и терпения набраться.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Речь – это сложный физиологический акт. Он включает в себя и положение органов артикуляции, и голос, и дыхание. Детский голос отличается от взрослого – дети дошкольного возраста говорят фальцетом. В дошкольном возрасте голос особенно чувствителен к нагрузкам, поэтому его надо беречь. О бережном отношении к голосу ребёнка мы сегодня и поговорим.

Как я уже сказала, речь – это не только голос, но и дыхание, так как слова мы произносим на выдохе. Поэтому родителям необходимо следить за речевым дыханием ребёнка и развивать его. Например, можно использовать такие игры.

а) дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу, пускать в тазу с водой лебедей, уток, лодки, кораблики, играть на духовых детских музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, сдувать тычинки с созревших одуванчиков.

б) дуть на привязанных к натянутой нитке бумажных птичек.

в) сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.

г) надувать мыльные пузыри.

д) дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльным пузырям.

е) для развития плавного речевого дыхания произносить на одном выдохе "один", затем 1,2, затем 1,2,3, и т. д., но не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Читая детям сказку, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание, перед каждой фразой, не торопясь вдыхать через рот. Ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.

Большое наслаждение доставляют нам чистые и звонкие детские голоса. Для ясной и выразительной речи и хорошего пения необходим гибкий и приятный голос, поэтому развитие этих способностей у ребёнка тоже требует пристального внимания родителей.

При хриплом, глухом, визгливом голосе, грубом или гнусавом, слишком тихом или чрезмерно громком голосе страдает внешность и приятность устной речи.

Долгий и напряжённый крик; доходящий до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать ещё очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребёнок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса, а, следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе.

Вреден для голоса и нервной системы также излишне громкий, долгий, неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать, успокоить ребёнка или переключить его внимание.

Песни, которые поёт ребёнок, должны соответствовать возрастному диапазону (объёму) его голоса (без слишком высоких или низких нот). Между тем родители нередко втягивают детей в пение народных песен для взрослых, и вот ребёнок, изо всех силёнок стараясь выводить ту или иную непосильную для него мелодию, надрывает свой голос. Надо приучать ребенка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса, в этом отношении большое знамение имеют голоса окружающих ребёнка людей, которым он невольно подражает.

Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом, как между собой, так и с ребёнком. Если ребёнок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то, прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить, что он может навсегда испортить или даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих. В иных случаях следует обратиться к врачу невропатологу.

Детям полезны игры, в которых приходится тихо говорить или говорить шепотом («Эхо») взрослый произносит слово громко, а ребенок повторяет тихо. Полезно произносить уже заученный стишок так: первую строку взрослый произносит громко, а 2-ую ребёнок произносит тихо.

При очень тихом голосе, что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, следует вовлекать их в игры, в которых требуется громкий голос. Поиграть в ту же игру "Эхо", но ребенок изображает человека, а взрослый — эхо. С ребенком, который говорит тихо, лучше разговаривать на большом расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос, но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора и превратится в "молчальника". Ласка, подбадривание — вот главные рычаги успеха в этом случае.

Упражнения для коррекции тембра голоса

1. Исходная поза – стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой. Больному необходимо сделать носовой вдох и при этом немного прогнуться назад. На выдох делается медленный наклон вперед. Одновременно с дыхательной гимнастикой произносится гласный звук А.

2. Исходная поза – стоя, руки опущены. Пациенту необходимо нараспев произнести определенные фразы, содержащие в себе много гласных звуков с широко раскрытым ртом. (Мам, мёду бы нам).

Упражнения на развитие устойчивости

Все задания в этом блоке выполняются стоя:

1. Необходимо медленно соединить руки над головой и одновременно с этим протяжно произнести звук «О». Затем руки резко

2. Суть второго упражнения схожа с первым, но руки разводятся в стороны с протяжным А, а затем резко собираются вперед с коротким А.

Упражнения на коррекцию силы звучания

1. Исходное положение – стоя с опущенными руками. В начале человек тихо произносит А, а затем постепенно поднимает параллельно полу, затем вверх и вместе с тем усиливает громкость звучания. Упражнение проводится со всеми гласными по очереди.

2. Предлагается сосчитать до 10, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому и наоборот.

Берегите свой голос и голос своих детей!



Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений голоса у детей

1. Следить за здоровьем детей, предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний, закаливая детский организм и приобщая детей к физкультуре и доступным видам спорта.

2. Не выходить разгоряченным (после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать. В холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот и устранение вредных свойств вдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени.

3. Ограничить и исключить воздействие табачного дыма на нежную слизистую гортани, нежелательное воздействие табачного дыма может приводить к хроническому ларингиту у детей (воспаление слизистой оболочки).

4. Важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального «речевого окружения». Взрослые должны прежде всего следить за правильностью своей речи, громкостью голоса и манерой говорения.

6. Излишняя громкость голоса ведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего могут возникнуть хрипота, слабость голоса. При насморке или малейших признаках охриплости дети должны говорить, как можно тише и меньше, освобождать от пения.

7. Систематические занятия пением, при котором укрепляются голосовые складки, что способствует развитию голосового аппарата. Крикливое пение вызывает перенапряжение голосового аппарата.

Профилактика нарушений голоса у детей

1. Следить за здоровьем детей, предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний, закаливая детский организм и приобщая детей к физкультуре и доступным видам спорта.

2. Не выходить разгоряченным (после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать. В холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот и устранение вредных свойств вдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени.

3. Ограничить и исключить воздействие табачного дыма на нежную слизистую гортани, нежелательное воздействие табачного дыма может приводить к хроническому ларингиту у детей (воспаление слизистой оболочки).

4. Важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального «речевого окружения». Взрослые должны прежде всего следить за правильностью своей речи, громкостью голоса и манерой говорения.

6. Излишняя громкость голоса ведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего могут возникнуть хрипота, слабость голоса. При насморке или малейших признаках охриплости дети должны говорить, как можно тише и меньше, освобождать от пения.

7. Систематические занятия пением, при котором укрепляются голосовые складки, что способствует развитию голосового аппарата. Крикливое пение вызывает перенапряжение голосового аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ

современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...

Картотека методических разработок по здоровьесбережению.

Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...