Родительское собрание на тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Щуцкая Галина Алексеевна

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителямродительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители наглядно видели, какая работа проводится в данном направлении, и пользовались опытом из практики педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области

                   Родительское собрание

на тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

 

Подготовила:

Щуцкая Галина Алексеевна,

Воспитатель 1 квалификационной категории МДОБУ №4 «Лукоморье» г.Соль-Илецка Оренбургской области

г.Соль-Илецк 2021

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителямродительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители наглядно видели, какая работа проводится в данном направлении, и пользовались опытом из практики педагогов.

Тема: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

Цель: Помочь родителям овладеть основными приемами развития фонематического восприятия у детей через игры и игровые упражнения.

Содержание:

1. Познакомить родителей с понятием «Фонематическое восприятие» и его значение для развития речи детей дошкольного возраста.

2. Уточнить особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

3. Привлечь родителей к коррекции и развитию речи своих детей.

Форма проведения: семинар - практикум

Подготовительная работа к собранию:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Подготовка памятки для родителей по теме «Формирование фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста через игры и игровые упражнения».

3. Запись на магнитофон чтение стихотворений детьми.

Оборудование и ТСО: магнитофон с записью голосов детей, проектор, на столе приготовлены памятки для родителей, картотека игр и игровых упражнений на развитие фонематического восприятия

План собрания:

1. Доклад воспитателя на тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей».

2. Просмотр отрывка ООД  по ОО «Речевое развитие» в средней группе с использованием игр по развитию фонематического восприятия«Звуки З-ЗЬ.»

3. Деловая игра с родителями:

1. «Узнай, что звучит?»

2. Игра «Узнай голос своего ребенка.»

3. «Угадай, кто позвал?»

4. Принятие решений.

Приглашение на родительское собрание

«Формирование фонематического восприятия - одно из важнейших условий развитий речи детей»

Уважаемые родители!

Дата и время проведения

состоится родительское собрание

Приходите в садик – на собрание

И берите ручку и блокнот.

Вы узнаете ребенка расписание,

Ну, и что планируем на год.

Мы надеемся на помощь и участие.

Для детей стараемся сейчас.

Пожелания услышать будем счастливы!

Ход мероприятия:

Воспитатель: Тема нашей встречи сегодня - «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей».

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Любое нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его поведении.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, т. к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно имеет важное значение в формировании произносительной стороны речи. Ребенок слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоги, слова. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух.

Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. К 4 годам значительно улучшается фонематическое восприятие, сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее мягкие и твердые согласные и наконец, сонорные, шипящие и свистящие. К 4 годам ребенок в норме должен дифференцировать все звуки, т. е. должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Задача по формированию фонематического восприятия ставит перед ребенком задачи: овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивать речь окружающих с собственной.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов и проводится в игровой форме во время проведения непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах.

Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки, входящие в звуковую систему языка, от звуков уже усвоенных детьми, до тех, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Педагогическое воздействие по развитию у детей дифференцировать фонемы можно разделить на несколько этапов условно:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

У детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки, эти способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. На первом предлагается послушать звуки за окном. Что шумит? (деревья, что гудит? (машина).

Затем узнаем, какие звуки доносятся из коридора, из зала.

Игра. Дети передают за спиной друг другу колокольчик, водящий отгадывает, где звенел колокольчик.

2 этап. Здесь учим различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, слова, звукосочетания.

Игра. Дети по очереди называют имя водящего, водящий на слух определяет, кто его позвал.

3 этап. На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра. Педагог показывает лист бумаги и называет: бумага- пумака- пумага- бумака, услышав неправильно сказанное слово, дети хлопают в ладоши.

4 этап. На этом этапе учим различать слоги.

Игра. Педагог вызывает ребенка и говорит на ухо слог ТА, ребенок повторяет (па-ба, фа-ва, ка-га).

5 этап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных фонем.

Игра.У педагога картинки: поезд, девочка, птичка.педагог  поет:а-а-а (показ картинки девочки), и-и-и ,(показ птички), у-у-у (показ поезда).

6 этап. Задача этого этапа - формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Учим дошкольников определять количество слогов в слове, отхлопывать 2-х,3-х сложные слова.

Игра. Педагог произносит 1,2,3 гласных звука: а, о, и ,э ,у- дети откладывают столько кружков, сколько названо звуков.

Вывод: В процессе игр ребенок приобретает умение контролировать и исправлять свое произношение. Помочь в этом может логопед, родители и воспитатели. Речь окружающих расширяет не только кругозор, но и развивает слуховое вниманиефонематический слух, звукопроизношение.

Сейчас вы посмотрите фрагмент непосредственно образовательной деятельности (занятия) с участием ваших детей, где были использованы игры на развитие фонематического восприятия.

2. Просмотр отрывка непосредственно образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в средней группе с использованием игр по развитию фонематического восприятия«Звуки З-ЗЬ.»

Если у кого - то возникли вопросы, можете их задавать.

Деловая игра с родителями.

Воспитатель: Предлагаю Вам самим поиграть в игры, которые направлены на развитие фонематического восприятия.

1. Игра «Что звучит?»

У воспитателя коробочка с сыпучими веществами (рис, горох, соль, сахар, гречка, кнопки, скрепки и т. д.). Предлагаю отгадать, что звучит.

2. Игра «Узнай голос своего ребенка».

Запись на магнитофоне голосов детей (любое одинаковое стихотворение из 2-х или 4-х строк, родителям предлагается узнать голос своего ребенка.

3. Игра «Кто позвал?»

Дети стоят в кругу, и кто-то произносит слово «мама» - родители должны узнать голос своего ребенка.

ВоспитательСобрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей». Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка, что в дальнейшем положительно сказывается на чтении и письме ребёнка.

В заключение используется приём «Слово дня». Предлагается одним словом выразить своё отношение к проведённому собранию. Принимается решение родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование слухового восприятия и его влияние на развитие речи детей младенческого возраста"

Самый важный опыт младенца  - это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их  берут  на руки, кормят, купают, играют с ними....

Общение - как важнейшее условие развития речи детей.

Консультация для родителей на тему: "Общение - как важнейшее условие развития речи детей"...

Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»

Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно  имеет важное значение в формировании произносительной стороны реч...

Консультация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста»

В презентации раскрыты особенности организации предметно-развивающей среды как важной составляющей развития речи дошкольников (ранний дошкольный возраст)...

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...

«Общение как важнейшее условие развития речи детей дошкольного возраста»

Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении...

Игровая деятельность как важное .Условие развития речи детей раннего возраста "КМО"

Игровая деятельность как важное Условие развития речи детей раннего возраста ...