Консультация для родителей "Зачем ребёнку шахматы?"
консультация (старшая группа)
Данная консультация для тех родителей, кто думает, стоит ли ребенка обучать игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Зачем ребенку шахматы?»
Подготовила: Солнышкова Е.А.
Уважаемые родители, в нашей беседе постараюсь ответить на два волнующих вас вопроса:
- Зачем ребенку шахматы?
- Как научить ребенка играть в шахматы?
На первый вопрос, отвечу, что шахматы развивают не только ум ребенка, но и все психические процессы. Замечено, что после нескольких обучающих игр, у детей произошли следующие изменения:
- улучшилась память;
- дети стали лучше оперировать математическими понятиями, то есть у них развились вычислительные навыки;
- произошло совершенствование мыслительных операций;
- дети стали проявлять чувство юмора и творческие способности в игре в шахматы;
- дети, умеющие играть в шахматы, более легко овладевают навыками чтения, нежели дошкольники, которые не умеют играть в шахматы.
Итак, мы видим, что шахматы являются уникальным средством развития умственных и творческих способностей детей при условии грамотного руководства со стороны педагога или взрослого. Поэтому рекомендую, вам, уважаемые родители, подарить малышу на день рождения деревянную доску с деревянными шахматными фигурками. Почему именно деревянную, спросите вы? Дело в том, что само дерево – очень созвучно детской природе, оно приятно на ощупь, хорошо пахнет, проводит звук, обладает целым спектром возможностей для развития сенсорных способностей ребенка. Приобрести шахматы можно в спортивных магазинах, там они стоят дешевле, нежели чем в магазинах детских игрушек. Да и сам процесс собирания деревянных фигурок в деревянный ящичек доставит вашему ребенку массу удовольствия.
Теперь, уважаемые родители, я отвечу на второй вопрос, как же научить ребенка играть в шахматы.
Если вы представляете себе процесс обучения, как монотонную лекцию, где вы называете все фигуры и показываете, как они ходят, а затем требуете от малыша в один прием все воспроизвести, то эффекта от такого обучения не будет.
Я предлагаю для детей увлекательную игру. Начинается игра с занимательной коробки. «Ух, ты, что это за коробка? Кажется в ней что-то лежит». Далее ребенок строит предположение, трогает шахматную доску, затем открывает. Ребенок удивлен: деревянные фигурки. Достает их.
Здесь взрослый приходит ему на помощь, вместе с ребенком рассматривает фигурки, трогает их, подчеркивает их гладкость, красоту резьбы.
Когда фигурки рассмотрены, у малыша возникает вопрос: «А как с ними играть?».
Здесь взрослый приходит к нему на помощь и говорит: «У нас тут два королевства. Черное и белое. Ты какое выбираешь?». Ребенок делает выбор.
Далее родитель знакомит ребенка с королевой и королем, буквально озвучивая примерно такой диалог:
- Я черная королева, я живу в своем королевстве, у меня есть мой король. Король, ты где?
- Я здесь, ваше величество.
- Встань рядом со мной.
- Хочу, чтоб в моем королевстве были два слона (выставляются слоны). И еще хочу двоих прекрасных коней (ставятся кони).
Здесь родители могут импровизировать. Все зависит от вашей выдумки и фантазии. Фигурки могут разговаривать, вступать в спор. Вносите в игру немного юмора:
- Кажется, на наше королевство напали белые пешки, что делать?
- Вам, ваше величество, надо послать на войну коня.
- Но конь не знает, как надо скакать по клеточкам.
- Раз-два и вбок.
Так, в процессе игры ребенок овладевает схемами передвижения фигур. Не надо при первой игре знакомить ребенка со всеми названиями фигур. Больше занимательности.
Со временем ребенок овладеет всеми моделями передвижения фигур и сможет осуществлять игру самостоятельно. Игровых сюжетов станет меньше, а способностей планировать ход игр больше.
Далее необходимо сказать несколько слов о манере игры:
- Давайте ребенку возможность думать, не торопите его с решением.
- Давайте ребенку право на ошибку, не исправляйте его ходы, не говорите: «Если ты сюда, пойдешь, я съем твою пешку».
- Если ребенок пошел неправильно, покажите ему правильный ход фигуры.
- Дайте ребенку право на выигрыш. Не забывайте, что победа стимулирует желание играть, а проигрыш заставляет ребенка чувствовать себя неудачником. Дайте ребенку немного уверенности в своих успехах. Но не поддавайтесь ребенку в каждой игре.
- Наблюдайте за вашим ребенком в процессе игры, поддерживайте его интерес, подбадривайте его, хвалите, но не перехваливайте.
- Если малыш устал, не стоит навязывать ему игру.
- Иногда можно дать ребенку и поимпровизировать в игре: придумать свою игру, использовать часть фигур и т.д.
- Игру всегда заканчивайте на позитиве, похвалите ребенка за удачный ход, за победу, за терпение, за то, что он запомнил все названия фигур и т.д.
Иногда у меня спрашивают, в каком возрасте необходимо начинать обучать детей играть в шахматы? Психологи советуют, что в четыре-пять лет дети готовы овладеть игрой в шахматы. На мой взгляд, каждый ребенок индивидуален. Можно предложить четырехлетнему малышу увлекательную сказку с использованием шахмат. Но если, вы увидите, что ребенок не проявил к игре особого интереса, отложите обучение на полгодика.
Что почитать родителям о том, как научить ребенка играть в шахматы?
- Игорь Сухин «Шахматы для самых маленьких».
- Мария Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках».
- Тодд Бардвик «Шахматы для детей. Стратегия и тактика игры».
В этих книгах интересные сказки и рассказы о шахматах, приведены примеры игр, обучающих заданий.
Помните, что игра в шахматы прекрасное времяпрепровождение, когда появляется возможность пообщаться с вашим ребенком. Поэтому пусть игра несет для вас радость, удовольствие, хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Ребёнка лучше похвалить..."
Из этих двух методов – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого...
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-81502-1360856669.jpg)
Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-81502-1360856669.jpg)
Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-135632-1353621876.jpg)
Консультация "Как научить ребёнка считать"
Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-72977-1419963270.jpg)
консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"
Вашему вниманию представлена консультация для родителей, которая проводится за круглым столом. Здесь родители и педагоги обмениваются мнениями, вместе пытаются ответить на вопрос, компьютер-это ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-163394-1357276507.jpg)
Консультация для родителей "Ребёнок и музыка"
Когда же записать ребёнка в музыкальную школу? Этот вопрос волнует многих родителей. Ответ на него Вы найдёте в этой консультации........