Консультация для родителей "Зачем ребёнку шахматы?"
консультация (старшая группа)

Солнышкова Екатерина Алексеевна

Данная консультация для тех родителей, кто думает, стоит ли ребенка обучать игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Зачем ребенку шахматы?»

https://xn--32-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/54f48badcf69e654e9b3d0b230f26d98_big.jpg

Подготовила: Солнышкова Е.А.

Уважаемые родители, в нашей беседе постараюсь ответить на два волнующих вас вопроса:

  1. Зачем ребенку шахматы?
  2. Как научить ребенка играть в шахматы?

На первый вопрос, отвечу, что шахматы развивают не только ум ребенка, но и все психические процессы. Замечено, что после нескольких обучающих игр, у детей произошли следующие изменения:

  • улучшилась память;
  • дети стали лучше оперировать математическими понятиями, то есть у них развились вычислительные навыки;
  • произошло совершенствование мыслительных операций;
  • дети стали проявлять чувство юмора и творческие способности в игре в шахматы;
  • дети, умеющие играть в шахматы, более легко овладевают навыками чтения, нежели дошкольники, которые не умеют играть в шахматы.

Итак, мы видим, что шахматы являются уникальным средством развития умственных и творческих способностей детей при условии грамотного руководства со стороны педагога или взрослого. Поэтому рекомендую, вам, уважаемые родители, подарить малышу на день рождения деревянную доску с деревянными шахматными фигурками. Почему именно деревянную, спросите вы? Дело в том, что само дерево – очень созвучно детской природе, оно приятно на ощупь, хорошо пахнет, проводит звук, обладает целым спектром возможностей для развития сенсорных способностей ребенка. Приобрести шахматы можно в спортивных магазинах, там они стоят дешевле, нежели чем в магазинах детских игрушек. Да и сам процесс собирания деревянных фигурок в деревянный ящичек доставит вашему ребенку массу удовольствия.

Теперь, уважаемые родители, я отвечу на второй вопрос, как же научить ребенка играть в шахматы.

Если вы представляете себе процесс обучения, как монотонную лекцию, где вы называете все фигуры и показываете, как они ходят, а затем требуете от малыша в один прием все воспроизвести, то эффекта от такого обучения не будет.

Я предлагаю для детей увлекательную игру. Начинается игра с занимательной коробки. «Ух, ты, что это за коробка? Кажется в ней что-то лежит». Далее ребенок строит предположение, трогает шахматную доску, затем открывает. Ребенок удивлен: деревянные фигурки. Достает их.

Здесь взрослый приходит ему на помощь, вместе с ребенком рассматривает фигурки, трогает их, подчеркивает их гладкость, красоту резьбы.

Когда фигурки рассмотрены, у малыша возникает вопрос: «А как с ними играть?».

Здесь взрослый приходит к нему на помощь и говорит: «У нас тут два королевства. Черное и белое. Ты какое выбираешь?». Ребенок делает выбор.

Далее родитель знакомит ребенка с королевой и королем, буквально озвучивая примерно такой диалог:

- Я черная королева, я живу в своем королевстве, у меня есть мой король. Король, ты где?

- Я здесь, ваше величество.

- Встань рядом со мной.

- Хочу, чтоб в моем королевстве были два слона (выставляются слоны). И еще хочу двоих прекрасных коней (ставятся кони).

Здесь родители могут импровизировать. Все зависит от вашей выдумки и фантазии. Фигурки могут разговаривать, вступать в спор. Вносите в игру немного юмора:

- Кажется, на наше королевство напали белые пешки, что делать?

- Вам, ваше величество, надо послать на войну коня.

- Но конь не знает, как надо скакать по клеточкам.

- Раз-два и вбок.

Так, в процессе игры ребенок овладевает схемами передвижения фигур. Не надо при первой игре знакомить ребенка со всеми названиями фигур. Больше занимательности.

Со временем ребенок овладеет всеми моделями передвижения фигур и сможет осуществлять игру самостоятельно. Игровых сюжетов станет меньше, а способностей планировать ход игр больше.

Далее необходимо сказать несколько слов о манере игры:

  • Давайте ребенку возможность думать, не торопите его с решением.
  • Давайте ребенку право на ошибку, не исправляйте его ходы, не говорите: «Если ты сюда, пойдешь, я съем твою пешку».
  • Если ребенок пошел неправильно, покажите ему правильный ход фигуры.
  • Дайте ребенку право на выигрыш. Не забывайте, что победа  стимулирует желание играть, а проигрыш заставляет  ребенка чувствовать себя неудачником. Дайте ребенку немного уверенности  в своих успехах. Но не поддавайтесь ребенку в каждой игре.
  • Наблюдайте за вашим ребенком в процессе игры, поддерживайте его интерес, подбадривайте его, хвалите, но не перехваливайте.
  • Если малыш устал, не стоит навязывать ему игру.
  • Иногда можно дать ребенку и поимпровизировать в игре: придумать свою игру, использовать часть фигур и т.д.
  • Игру всегда заканчивайте на позитиве, похвалите ребенка за удачный ход, за победу, за терпение, за то, что он запомнил все названия фигур и т.д.

Иногда у меня спрашивают, в каком возрасте необходимо начинать обучать детей играть в шахматы? Психологи советуют, что в четыре-пять лет дети готовы овладеть игрой в шахматы. На мой взгляд, каждый ребенок индивидуален. Можно предложить четырехлетнему малышу увлекательную сказку с использованием шахмат. Но если, вы увидите, что ребенок не проявил к игре особого интереса, отложите обучение на полгодика.

Что почитать родителям о том, как научить ребенка играть в шахматы?

В этих книгах интересные сказки и рассказы о шахматах, приведены примеры игр, обучающих заданий.

Помните, что игра в шахматы прекрасное времяпрепровождение, когда появляется возможность пообщаться с вашим ребенком. Поэтому пусть игра несет для вас радость, удовольствие, хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Ребёнка лучше похвалить..."

    Из этих двух методов – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого...

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...

Консультация "Как научить ребёнка считать"

Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая ...

консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"

Вашему вниманию представлена консультация для родителей, которая проводится за круглым столом. Здесь родители и педагоги обмениваются мнениями, вместе пытаются ответить на вопрос,  компьютер-это ...

Консультация для родителей "Ребёнок и музыка"

Когда же записать ребёнка в музыкальную школу? Этот вопрос волнует многих родителей. Ответ на него Вы найдёте в этой консультации........