Консультация для родителей "Гончарные промыслы Нижегородского края"
консультация (подготовительная группа)

Соловьева Наталья Валерьевна

Представлена консультация для родителей по ознакомлению с гончарным промыслом нижегородского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pro_goncharnyy_promysel.docx905.94 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарные промыслы Нижегородчины

http://nnovgorodcrafts.ucoz.net/_si/0/s41765346.jpg  http://nnovgorodcrafts.ucoz.net/_si/0/s42346908.jpg http://nnovgorodcrafts.ucoz.net/_si/0/s97252825.jpg

 Гончарное ремесло – одно из самых распространенных ремесел. Оно существовало как в условиях натурального хозяйства, так и во время расцвета рыночных отношений и фабричного производства. Производство гончарных изделий было широко распространено в большинстве губерний дореволюционной России. По данным статистики, в конце XIX века гончарным ремеслом занимались примерно в 190 уездах России.

   В Нижегородском крае существовало несколько центров гончарного производства. Они появлялись в тех местностях, где имелись в наличии исходные материалы, то есть пригодная для работы глина и  дешевое топливо, а также рынки сбыта и возможность доставки на них произведенного товара. Еще одной причиной было недостаточное количество пахотных земель или их неплодородие, а, следовательно, необходимость искать занятия, обеспечивающие семью.

Как отмечали современники, гончарный промысел занимал видное место в Нижегородской губернии, но, встречаясь во всех уездах, он составлял занятие одного, двух, трех, много четырех селений в уезде. Так, в Горбатовском уезде приготовлением глиняной посуды была занята часть сел Богородского уезда, В Васильском уезде – села Елховка, Юрино, отчасти Воротынец и Турбанка; в Макарьевском – с. Левиха, в Арзамасском – Веняево и Котовка, в Сергачском – Казариново, и лишь в Балахнинском – целый ряд селений Катунской, Павелковской, Смольковской, Большепесошнинской и Митрофановской волостей, из которых особенно выдаются с.Василево Катунской волости и деревни Беседы, Мишнево и Соболево Павелковской волости.

http://nnovgorodcrafts.ucoz.net/_si/0/15399459.jpg

 Спрос на изделия гончаров имелся повсюду, однако только в тех местах, где были лучшие глины и удобные пути сообщения, преимущественно водные, они приобрели наибольшую известность. Самым крупным из таких центров в Нижегородской губернии считалось село Богородское (ныне г.Богородск) и соседние с ним Дуденево и Хабарское. Изделия отсюда водным путем по Оке и Волге доставлялись в летнее время до Симбирска и Астрахани, славились по всему Поволжью. Среди других, не столь известных, центров гончарного производства в Нижегородской губернии -  современный Городецкий, Арзамасский, Ардатовский, Больше-Болдинский, Воскресенский, Спасский, Гагинский, Ковернинский районы, Василёвская слобода (ныне г.Чкаловск), Балахна, Семенов, Урень. Они занимались в основном производством кирпича и глиняной посуды на потребу местного рынка в скромных размерах его спроса.

https://mamataki.ru/wa-data/public/shop/products/86/04/486/images/4772/4772.1280.jpg

    Изделия этих центров иногда значительно отличались друг от друга по форме, размерам, технике изготовления, цвету, декору.  «Так, василевские лощеные квасники сразу можно отличить от кувшинов, сделанных в деревне Репино, а строгий геометрический орнамент на темно-серых горшках болдинских гончаров очень далек от расписных растительных узоров керамики Городца».(Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX – XX век.  М.: Искусство, 1965.   С. 85)

В губернии встречается в  довольно значительных размерах кирпичное производство (Лукояновский, Макарьевский уезды). В Горбатовском уезде выделкой сырцового и обожженного кирпича, по статистике 80-х годов 19 в., занималось 417 человек, в Ардатовском – 365, а по Нижегородской губернии в целом – 1527 человек. Работа была сезонной, с мая до середины сентября.

   В основном производством кирпича занимались 2-3 человека в небольших мастерских-сараях, где располагались формы и приспособления для формовки кирпича и примитивная печь для его обжига. Они удовлетворяли потребность в кирпиче для довольно значительной округи, поскольку в крестьянском обиходе кирпич использовался практически только для кладки печей. Например, в Б.Казариново кирпич для кладки печей и гончарных горнов поставлялся из соседнего села Кистенево. Лишь в более или менее крупных торговых селах из кирпича строили лабазы и склады.

   Однако в местностях, расположенных вблизи городов, особенно Нижнего Новгорода, кирпича производили много, поставляя его для городского строительства. Кирпич из сел Подлесова, Сарлея, Сохтанки и Лома Нижегородского уезда поставлялся на Нижегородскую ярмарку. Кирпичный промысел становится источником дохода для многих подгородных сел, поскольку его потребителями были оптовые покупатели из разных городов по Волге и Оке, куда он доставлялся водным путем. Изделия Богородска, Дуденева, Хабарского по Оке и Волге доставлялись до Симбирска и Астрахани.  Особенно Балахнинский уезд был известен выделкою кирпича и глиняной посуды. В 1678 году здесь было 112 кирпичников в 33-х дворах; данные о балахнинских ремесленниках XVII века показывают, что половину их составляли кирпичники, а  из 21 лавки, принадлежавшей ремесленникам, одиннадцатью владели кирпичники. Считают, что Нижний Новгород в XVII - XVIII веках на 50-60% строился из балахнинского кирпича. Развитое кирпичное производство стало благоприятным условием для возникновения здесь уникального изразцового промысла.

https://mamataki.ru/wa-data/public/shop/products/60/14/1460/images/8799/8799.1280.jpg

   Балахна являлась одним из крупных русских изразцовых центров как по масштабу деятельности, так и по уровню мастерства местных изделий. Балахнинские изразцы шли не только в Нижний Новгород, но и в другие города. В смете на строительство одного из гражданских зданий Гороховца указано: «Воеводский дом, в нем строения четыре светлицы, в оные светлицы пять печей балахонских», а в смете 1759 года – «Две каменные палаты, в которых две печи изращатые балахонские и с провозом от Балахны до Гороховца» (Немцова, Н.И. Балахнинские изразцы. //Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья: Материалы 2 региональной научной конференции «Проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья».  Н.Новгород, 1991.  С.173).

Балахнинские изразцы находили сбыт в Муроме, Вязниках, Владимире, Суздале, Лухе, Пучеже, Катунках, Юрьевце-Поволжском и множестве других городов, лежащих на торговых путях от Макарьевской ярмарки, на которой с XVII века продавали балахнинские изразцы. Они обладали яркими особенностями, отличавшими их от изделий других регионов: сравнительно большие размеры лицевых пластин, яркие чистые цвета, полив, так называемый эмалевый рельеф, отсутствие рамки. В рисунках преобладали реалистические изображения птиц, арабески, изображения птицы Сирин, грифонов, двуглавого орла и др., при этом балахнинские резчики деревянных штампов для нанесения орнамента на глиняные заготовки нередко создавали собственные орнаменты и композиции, в которых свободно проявлялась фантазия художников.

  Изготовление гончарной посуды было распространено гораздо шире. В 1901 году горшечным промыслом в Нижегородской губернии занималось 1145 человек, они изготовили посуды на 137 тысяч рублей. В 1915 году только в Арзамасском уезде имелось 45 гончарных заведений.

  Гончарный промысел в Арзамасском уезде в селах Казакове, Забелине и деревне Бритово известен с начала XIX века. Торг изделиями гончаров производился в Арзамасе у стен Спасского монастыря, на ярмарке в торговом селе Измайлове. Ассортимент изделий разнообразный: обливные кашники, кринки, сковородки, долгушки – жаровни, блюда, кружки, чашки, масленки, солонки, большие опарницы для теста, корчаги для масла и круп, а так же «гончарки» - колена для дымовых труб. Изготовляли также игрушки –свистульки в виде дудочек и птичек, барашков, петушков лошадок. Промысел был сезонным – с октября до весны. В Казакове, где глины были желто-красные, коричневые и белые, посуда чаще получалась беловатая или синеватая. Для получения нужного цвета в горшок на 6 часов засыпали навоз или землю. Часть посуды делали муравленой, то есть с зеленым поливом. Промыслом занималось до 150 человек. В Бритове готовили посуду в 30 домах. Глина тут лучше казаковской, поэтому и изделия были крепче. Гончары из Забелина покупали слывшую очень хорошей глину в соседнем Абрамовском уезде, а также в селе Богородском, где глина считалась лучшей в губернии. Забелинская посуда отличалась и крепостью, и красотой, имела нежно-золотистый цвет.

https://www.filepicker.io/api/file/yizm2GJtQ9OkK4sEyWFbhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=885f40a202b26f9be4120284654512e9&ref=rim&n=33&w=192&h=150

  Глиняная посуда из Казакова и Забелина в огромном количестве поставлялась на Нижегородскую ярмарку, экспонировалась на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

  Признанную славу селу Богородскому принесли гончарный и кожевенный промыслы. Гончарные изделия богородских мастеров успешно конкурировали с другими на нижегородских ярмарках.

  В Ардатовском уезде «глиняная различного рода посуда есть принадлежность всякого крестьянского хозяйства. Из глины делают различной величины горшки, миски, кувшины, умывальники, молочные кувшины и проч. Сюда же отнесем муравленую посуду тех же видов. Боле всех мест этими изделиями замечательна Котовская волость». (Пестов, М.П. Ардатовский уезд Нижегородской губернии // Нижегородский сборник / под ред. А.С.Гациского.  Н.Новгород, 1869.   Т.2.   С.150). Промыслом занимались 43 человека.

  В Макарьевском уезде гончарный промысел был менее развит, здесь преобладала обработка древесины. Во  второй половине XIX века гончарством занимались около  40 человек.

  Гончарный промысел в селе Большое Казариново Большеболдинского района существует, как говорят здесь, «извека». Расцвет промысла относится к XIX веку. Этому способствовали сложившиеся здесь экономические условия: недостаточный земельный надел, наличие поблизости «дарового» материала – глины, наличие рынков сбыта и отсутствие конкуренции.

  Изготовлением посуды, по данным на 1890 год, занимались в 107 дворах (из 120) 159 мужчин и 72 подростка, иногда им помогали женщины. В основном здесь изготовляли так называемую чернолощеную посуду, отличавшуюся от изделий других местностей цветом, отделкой и формой.

  Учились «лепить посуду» обычно с 12-13 лет, определенного уровня мастерства достигали только через 3-4 года. Изготовляли посуду в свободное от полевых работ время – осенью и зимой, до начала весны. За сезон каждая семья изготовляла не менее 3000 штук посуды, сбывая ее примерно на 90 рублей, а все село – 321000 штук на 9630 рублей,  этой суммы казариновцам хватало и на уплату налогов, и на собственные нужды, поэтому, несмотря на малое количество пахотной земли и пастбищ для скота, село жило небедно.

  Номенклатура казариновской посуды бала весьма разнообразна. Отсюда на рынки поставлялись кринки, кувшины, квасники – кринки с ушками-ручками вверху горловины, корчаги обычные или с крышкой и носиком-дудочкой в верхней части, глиняные формы для выпечки хлеба, дойники, горшки разного объема, кашники с крышкой и ручкой, горшки-ушаны, жаровни, миски, плошки, блюда разных размеров, печные трубы и прочее.

https://cs2.livemaster.ru/storage/ac/6e/7b0fed5a663415045e9ef3c7759j--posuda-para-keramicheskih-misok-poloski.jpg

  Для изготовления посуды казариновские мастера пользовались архаичным ручным кругом, ножной круг появился только в 30-х годах XX века. Отдельного помещения мастера не имели, посуду лепили в жилых избах, перебираясь в сени только летом. По стенам избы тянулись полки («брусья») для сушки посуды. Печь делали больше обычной, а избы не имели никакой вентиляции, поскольку сушка требовала тепла. Устройство такого помещения в конце XIX века обходилось крестьянину примерно в 200 рублей. Работали в избе от трех до пяти человек, не считая проживавших здесь же домочадцев.

  Сырьем для производства служила особая «синяя» глина, которую брали в единственном, определенном месте, на берегу реки Азанки. Она отличалась особой вязкостью и очень темным, синевато-серым цветом.

  Готовую посуду ставили на полку под потолком на 4-6 дней для просушки, затем специальным камешком ее «лощили», полировали поверхность, одновременно нанося несложный рисунок.

  Для обжига посуды использовался горн, отличавшийся простотой и дешевизной. Его выкладывали на огороде из местного кирпича, пользовались горном 4-10 семей по очереди.

   Обжиг производился при температуре около 600 градусов, в сильно коптящем пламени, по завершении обжига горн вместе с топкой заваливали землей, препятствуя доступу воздуха к посуде, и оставляли так на 6-8 часов, обычно на ночь. Такой вид обжига называется томлением. В результате обжига глина приобретала тёмно-серый, почти черный цвет, полоски, проведенные лощилкой, блестели и принимали более темный оттенок.

   Посуду сбывали на базарах в Б.Болдине по средам и воскресеньям, в Адашеве – по пятницам, в Гагино – по четвергам, в Б.Маресьеве – по субботам, в Талызино – по вторникам. Кроме того, вывозили посуду и на ежегодные ярмарки: 28 июня в с. Ветошкине, 8 июня – в Субботине. Часть посуды, чаще всего зимой, продавалась «в развозку» по окрестным селам по принципу натурального обмена: посуда на хлеб, семенное зерно и пр. Торговля шла довольно бойко, предложение редко превышало спрос.  Посуда отличалась особой крепостью, малой толщиной стенок, изяществом рисунка, хорошим обжигом. Цены во все времена года стояли без изменений.

   В Урене производство глиняной посуды было известно с давних пор. В Красноярском ските (нач.XIX в.), расположенном в 13 километрах от Уреня на берегу реки Усты, имелась гончарная мастерская, где монахи занимались изготовлением посуды больших и малых форм. Горшки, кринки, плошки, корчаги и другие сосуды изготовлялись в д. Климово, где все население от мала до велика было вовлечено в промысел, его секреты передавались по наследству. Глиняным товаром климовцы снабжали всю округу и ставились мастерством далеко за пределами здешних мест, свои изделия возили в Семенов и Нижний Новгород, на климовскую глиняную посуду всегда был спрос.

Личное фото, мастер-класс по керамике

  Изготовление глиняной игрушки в Нижегородской губернии известно в Ветлужском, Ардатовском, Большеболдинском, Городецком, Уренском районах. Чаще всего мастера изготавливали свистульки, которые вывозились на продажу на ближайшие базары или ярмарки вместе с гончарной посудой. Излюбленные сюжеты свистулек – бараны, козлы, коровы, олени, кони со всадниками. В д. Виняево лепили барана о трех головах, в других регионах этот сюжет не зафиксирован. Некоторые виды игрушки, как, например, кукол и солдатиков, делали «для себя», а не на продажу. В Ветлужском и Ардатовском районах бытовала обливная игрушка, иногда встречалось стеклянное глазурование. В других районах, где бытовала расписная игрушка, чаще использовалась масляная краска.

   С начала XIX века в Арзамасском уезде изготовляли игрушки–свистульки в виде дудочек и птичек, барашков, петушков лошадок, что по ассортименту соответствует древнейшим видам игрушек, зафиксированных на Нижегородской земле.

 К началу XX века игрушечный промысел практически исчез. Наиболее стойким и живучим он оказался в деревнях  Жбанниково, Рыжухино, Проскурино, Роймино, Язвицы Городецкого района. Под названием «жбанниковская свистулька» он существует и поныне. Очень лаконичны в своей несложной пластике и привлекательны выразительным четким силуэтом небольшие глиняные свистульки в виде коня, уточки, барашка, которые лепят здешние мастера. Роспись эмалевыми красками обнаруживает тесные взаимосвязи с росписями по дереву. Сначала вся игрушка с помощью кистей покрывается краской одного цвета, затем по подсохшей поверхности наносится грибом-дождевиком - «тычкой» - другая, как будто свистулька «припудривается» (в современной технологии гриб-дождевик заменяется губкой, что несколько огрубляет наносимый слой). Рога, уши, мордочка, лапки и хвост свистульки покрывают алюминиевой краской – «серебрят», ею же нередко обозначают ошейник. Края отверстий для извлечения звука окаймляются узкой полоской красной краски. Встречаются варианты росписи, подобной хохломской – красные цветы и ягоды с зелеными листьями и желтыми оживками. Некоторые мастера глазуруют свои изделия зелёной поливой, что, вероятно, и было характерно для традиционной игрушки. Считается, что появление в народной глиняной пластике эмалевой росписи было связано с дефицитом материалов для глазурования.

  Некоторые мастера лепят фигурки животных с четырьмя точками опоры на ноги, а также фигурки солдатиков с гармошками. Возможно, это остаточные явления старой традиции, хотя не исключено заимствование из других регионов игрушечных промыслов. Особое место среди жбанниковских игрушек занимает лепная мелочь – фигурки птичек размером не более спичечной коробки, которые изготовляют в Городецком районе сотнями и после обжига окрашивают яркими красками без росписи, только с «тычкой».

  Глину для своих игрушек мастера используют местную, с берегов Узолы. Обжиг раньше производился в русской печи, теперь используются муфельные печи. Время обжига – около шести часов, вынимаются готовые изделия почти остывшими.

 *          *          *          *          *

  Первая половина XX века была для гончаров Нижегородской области довольно благополучной: промысел хотя и не процветал, но все-таки сохранялся во многих местностях, особенно удаленных от крупных промышленных центров. Иногда его организация приобретала характер артелей, колхозных цехов по изготовлению кирпича, гончарной посуды или глиняной игрушки, но главным оставалось  сохранение традиционного способа производства, использование местных материалов и ориентация на потребности населения ближайшей округи; к тому же нередко рабочие, занятые на таких производствах, продолжали заниматься промыслом в нерабочее время, сохраняя тем самым важнейшие его приемы, способы обработки материала, технологии и традиции.

  Однако процессы, происходившие в нашей стране на рубеже XXI века, привели к почти полному упадку все народные промыслы, не исключая и гончарный. Молодежь стала больше тяготеть к жизни в городе, а на селе – к более престижным и доходным занятиям, нежели гончарство. Традиция гончарного ремесленного производства, по существу, оказалась прерванной. В большинстве мест в настоящее время промысел практически угас.

   Но в  некоторых районах области – Богородском, Городецком, Больше-Болдинском, ряде других - сохранились традиции гончарных промыслов. В Богородске при Доме ремесел создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии. В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом – здесь старинным способом делают кухонную посуду. В селе Жбанниково с давних времён делают игрушки-свистульки. Особая окраска, символизировавшая кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связаны с древними магическими ритуалами.

Личное фото

«Гончарный промысел Нижегородского  края»

Личное фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Народные промыслы Нижегородского края»

Цель проекта: Познакомить детей с народными промыслами родного края Задачи проекта: Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Позн...

Проект "Народные промыслы Нижегородского края"

Развитие художественных способностей детей через  приобщение их к родной культуре....

Презентация "Народные промыслы Нижегородского края"

Презентация "Народные промыслы Нижегородского края"...

Презентация "Народные промыслы Нижегородского края"

Нижегородская область уже давно славится своими промыслами. Именно здесь зародились и развивались более 20 народных промыслов и ремесел. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Гор...

Презентация : "Народные промыслы Нижегородского края"

Презентация : "Народные промыслы Нижегородского края"...

Презентация "Народные промыслы Нижегородского края" презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Презентация "Народные промыслы Нижегородского края"презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)...