Методическая разработка " Зрительная гимнастика для дошкольника как неотъемлемая часть общей культуры и здорового образа жизни."
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Коба Вера Геннадьевна

Методическая разработка  адресована родителям дошкольников, знакомит читателя с актуальностью темы и предлагает некоторые приемы и способы формирования у ребенка одной из привычек здорового образа жизни.

Использованная литература : Н.Г Коновалова Зрительная гимнастика с детьми дошкольного и младшего школьног возраста, Волгоград, "Учитель", 2019

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Воспитатели\Desktop\коба\для публикаций\Новая папка\607.jpgПроцесс обучения ( в том числе и подготовка к школе) как обогащение знаниями  в большей степени ориентировано именно на зрение. Существует тесная связь между состоянием зрения и головного мозга. Неправильная нагрузка на зрение влечет за собой переутомление и  сказывается на работе центральной нервной системы . И с другой стороныт , расслабление, восстановление тонуса и длины мышц, управляющими движением .глазного яблока , век,  улучшает состояние самих глаз и гармонизирует эмоциональное состояние ребенка.

Введение гимнастики для глаз в повседневную жизнь дошкольника позволяет улучшить состояние органа зрения и центральной нервной системы, снять психоэмоциональное напряжение, повысить работоспособность детей.

Современные дошкольники рано приобщаются к монитору компьютера и экрану телефона, что дает дополнительную нагрузку на глаза. поэтому особенно важно начать использовать гимнастику для глаз как можно раньше. Гимнастика в форме игры приучает детей не переутомлять свое зрение. Дети овладевают умениями организовывать и выполнять гимнастику для глаз , воспринимают ее как неотъемлемую часть общей культуры и здорового образа жизни.

В том числе, игровые упражнения направлены на развитие внимательности, концентрации и мышления. Гимнастика может помочь в профилактике косоглазия, укрепить глазные мышцы, а также гимнастика помогает снять усталость после работы за компьютером, чтения или письма.

Организуя игру для ребенка дошкольного возраста, важно помнить о некоторых простых правилах, чтобы игра оставалась действительно игрой, а не превращалась для ребенка в скучное мероприятие.

  • Придумывайте разные сюжеты для одних и тех же игровых действий, чтобы ребенок не успел привыкнуть и соскучиться. Например, если вы просто катаете друг другу мячик, пусть сначала это будет яйцо динозавра, которое нужно обязательно докатить до гнезда, а в другой раз ― колобок, которому во что бы то ни стало требуется добраться до домика его друга-ежика. Чем необычнее сюжет игры, тем выше интерес ребенка.
  • Не забывайте о том, что даже если ребенку очень интересно, его внимание быстро истощается просто потому, что его нервная система еще незрелая. Способность длительно сосредотачиваться на чем-либо формируется у детей не ранее 7 лет. Переключайте его внимание, меняйте игру, правила или сюжет, каждые 5 минут в возрасте 3-4 лет и каждые 10-15 минут в возрасте 5-6 лет.
  • Обязательно похвалите ребенка перед окончанием игры. Так с игрой не будет связано отрицательных эмоций.
  • Если у ребенка что-то не получается, не торопитесь исправить его ошибку и дать ему правильное решение. Всегда интереснее справиться со сложной задачей самостоятельно. Подбадривайте его, наводите на правильное решение, ошибайтесь сами и пусть он укажет на вашу ошибку. Все это добавит ребенку азарта и уверенности в себе.
  • при выполнение упражнений важно  обратить внимание на фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
  • поощряйте инициативу ребенка, его творчество, предложите ему выполнить вашу роль- роль взрослого , чтобы ребенок, играя , провел гимнастику для глаз для вас, может быть, для бабушки или гостей. Ситуация, в которой  ответственность возложена на ребенка, как правило, его организует, мотивирует к действию.
  • не всегда обязательно специально организовывать занятия. Элементы гимнастики для глаз можно использовать в разных, обычных для ребенка ситуациях. " Посмотри, видишь, собака стоит у светофора" помоги ей: перенеси ее глазами через дорогу. а теперь обратно", " Перед тобой тарелка со сливами, попробуй глазами перенести каждую сливу в пустую вазу, и обратно, как волшебник".  и так далее.

Игра «Пуговицы» 

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Сортировать можно по форме, цвету, размеру, количеству дырочек. Делайте это наперегонки и вместе с ребенком. Складывайте из пуговиц стопочки, у кого выше или у кого дольше продержится. Выкладывайте из пуговиц последовательность и просите ребенка повторить, а затем, с возрастом, сначала запомнить, а потом повторить. Такая игра развивает внимательность, мышление, мелкую моторику, позволяет изучить цвета, простой счет и т. д.

Очень большим успехом среди детей пользуются игры на бумаге, например: «Раскрась вторую половинку картинки», различные лабиринты, в которых надо найти правильный путь для героя, «Соедини точки по порядку», «Найди отличия на картинках». Все эти игры, помимо зрения, развивают также память, внимание и мелкую моторику.

"Найди букву"

Эта игра подойдет для детей, которые знают буквы. Нам понадобится текст, напечатанный достаточно крупным шрифтом. В зависимости от возраста ребенка, это может быть как специальный детский текст, так и просто ненужный журнал или газета. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести и т. д.) определенную букву или их сочетание. Затем обязательно проверьте и запишите результат. Когда эта задача станет для ребенка легкой, усложните ее, например, предложив вычеркнуть каждую вторую букву, «а», а каждую третью «р» обвести. Можно также соревноваться друг с другом, а потом проверять ошибки друг у друга.

Что поменялось?

Игра отлично развивает как зрительную память, так и мышление. Самый известный ее вариант такой. Разложите на столе несколько небольших предметов (начинайте с 5, потом количество предметов можно будет увеличить). Дайте ребенку 30 секунд на то, чтобы запомнить сами предметы и как они расположены. Затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, а вы в это время что-нибудь меняете: убираете или добавляете новый предмет, меняете предмет на другой такого же цвета, меняете предметы местами и т. д. После этого ребенок должен догадаться, что изменилось. В этой игре также интересно меняться ролями.

После любых развивающих занятий, зрительной нагрузки можно выполнять гимнастику для глаз. Как и все остальное, дошкольникам лучше предлагать эти упражнения в игровой форме. Гимнастика обычно не должна длиться более 5 минут, однако ее можно проводить не один раз в день, а два или три. 

Ниже приведены несколько групп упражнений. Для занятий с ребенком выберите из каждой группы одно или два упражнения, в следующий день поменяйте их.

Упражнения для глазодвигательных мышц

«Бег глазами». Можно взять карандаш с фигуркой на конце и попросить ребенка проследить глазами за его «путешествием». Каждый раз придумывайте своему герою новое приключение.

«Филин». Предложите ребенку закрыть глаза на 3-4 секунды, а затем широко открыть, смотреть прямо и не моргать в течение 5-6 секунд.

«Рисование носом». Нарисуйте крупно на листе бумаги букву или простую фигуру. Пусть ребенок запомнит ее, а затем закроет глаза и попытается нарисовать ее контуры своим носом.

«Далеко ― близко». Сядьте рядом с ребенком или посадите его к себе на колени. Называйте ему и просите его находить глазами и показывать вам предметы в комнате, расположенные в разных местах, на разном расстоянии от вас. Затем поменяйтесь с ребенком ролями. Для разнообразия можно усложнить игру, добавив фразу «Саймон говорит» или аналогичную.

Упражнения в стихах. Эти упражнения широко используются в специализированных детских садах для детей с нарушениями зрения. Все действия сопровождаются небольшими стихами.

«Маляры» 

Движения глаз вверх-вниз. Плавно 8–10 раз.

Нет забавнее игры:
Наши глазки
 маляры. (Садятся прямо и настраиваются.)
Мы заборы красим
Вверх
 вниз  раз,
Вверх
 вниз  два. (И так до 8 раз.)
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии.
(Легко моргают.)

«Ходики» 

Движения глаз вправо-влево. Плавно 8–10 раз.

Тик-так! Ходики 

Работают исправно. (Дети садятся прямо и настраиваются.)

Влево  вправо  раз, 

Влево  вправо  два. (И так до 8 раз.)

Полезно и забавно! (Легко моргают.)

2.  Упражнения для тренировки аккомодации ( способности глаза фокусироваться на предметах, находящихся от него  на разном расстоянии )

Упражнение «Метка (или марка) на стекле» 

Это классическое упражнение, известное всем, кто когда-либо в своей жизни выполнял гимнастику для глаз. Но даже это скучное упражнение можно превратить в интересную игру.

Наклейте на оконное стекло, чуть ниже уровня глаз, небольшую веселую картинку размером 3×3 см. Расстояние от глаз до картинки должно быть около 20–25 см. За окном вдали выберите предмет с расплывчатыми очертаниями. В течение 3–5 секунд ребенку необходимо рассматривать рисунок на картинке, а затем на такое же время перевести взгляд на объект за окном. Затем снова перевести взгляд на картинку. В зависимости от вида за вашим окном можно придумать приключение для картинки на окне. Например, сегодня это черепашка и она сначала оказалась на крыше красной машины, затем

перепрыгнула на человека, прогуливающегося с собакой, затем ― на ветку дальнего дерева, прямо в воронье гнездо и т. д. Время выполнения упражнения около 2-3 минут. 

3. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз 

«Пальминг». Это расслабляющее упражнение, заключающееся в накрывании глаз ладонями. Обычно оно выполняется в течение 1-2 минут.

Необходимо сесть и поставить на стол локти. Шея на одной линии с позвоночником. Согрейте ладони, потерев их друг о друга, закройте глаза. Центр ладони должен находиться напротив центра глазного яблока. Сложите ладони ложечкой. Пальцы плотно соединены, скрещены на лбу, а основания мизинцев соединены в одной точке, размещающейся строго на переносице. Мышцы глаз и тела расслаблены. Так необходимо сидеть какое-то время. После этого убираем ладони, но глаза еще закрыты. Открывайте глаза потихоньку, постепенно, обязательно похвалите себя.

Ребенку также можно читать стихи во время выполнения этого упражнения.

Разотрем свои ладошки, 

Разогреем их немножко. (Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем, 

Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)

Ладошки  это лодочки у нас: 

Одной закроем левый глаз, 

Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз. 

Глаза закрыты, ладоней не касаются, 

Сейчас с них напряжение снимается. (Думают о хорошем.)

Тихонько уберем ладони, 

Медленно глаза откроем. 

То, что стало четче видно, 

Мы от вас, друзья, не скроем. 

«Мотылек». Частое моргание. Ребенок легко моргает, представляя, что его веки ― это крылья мотылька.

Раскрой глаза спокойно, широко. 

Моргать начинай свободно, легко. 

«Жмурки». Зажмуривание глаз. Зажмуривать глаза надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.

Сейчас мы в жмурки поиграем: 

Веки сильно мы сжимаем, 

Держим, держим, напрягаем 

И спокойно расслабляем. 

Сидел со мной рядом за партой сосед. 

Зажмурился я  и соседа уж нет! 

Используя эти несложные игры и  упражнения зрительной гимнастики, проявляя терпение, дружелюбный настрой , закрепив эти занятия со своим ребенком как ежедневный приятный ритуал, вы сможете сформировать хорошую привычку в своей семье, заложить и укрепить установку на здоровый образ жизни с детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей не...

Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей не...

Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства

Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства...

Семья и детский сад – как неотъемлемая часть воспитания в формировании здорового образа жизни и развития ребёнка.

       Проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста является особенно актуальной в настоящее время. Не секрет, что благоприятные...

Консультация:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»

К.Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».Чувство п...