Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками»
консультация (старшая группа)

Сосницкая Людмила Анатольевна

 

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками»

        Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

        В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием ребенка в целом:

Первый период длится «от двух до пяти»

Второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, второй период длится всю жизнь.

        До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по-своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений. За период от двух до пяти ребенок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознает себя как индивида (узнает в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребенок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его.

        С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребенок начинает воспринимать как отражения «другого мира», созданное другим человеком, обладающими другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен отделить жизнь от искусства и искусство становится для него ценным.

        Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять все, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой – он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет их от реальных людей.

        Фантазии ребенка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себе в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему –  это возможность развить свой творческий потенциал.

        Можно отметить следующие возрастные особенности восприятия литературных произведений в младшем периоде дошкольного детства:

        Зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка. Ребенку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной жизни.

        Может оказать влияние предыдущий литературный опыт ребенка: например, читая сказку, они определенным образом воспринимают ее персонажей, дают им свои оценки зачастую ошибочно переносят эти оценки на другие сказки.  Так, в сказке «Снегурушка и лиса» они не сразу понимают то, что лиса совсем не хитрая.  

       Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом. Такое построение характерно для большинства русских сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Но, как правило, вызывают затруднения сказки, в сюжете которых существуют несколько историй («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). Дети в этом случае могут создать какую-либо одну из частей сказки, не воспринимая остальные.

       Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Детей интересует внешний вид, действия и поступки персонажа, мотив поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются в иллюстрации.

      По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно так объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.

      Исследователи детской речи (А.И. Ходькова, О.С. Ушакова, О.М. Сомкова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму малых жанров фольклора, даже могут вспомнить образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра( при пении колыбельных песен: «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки»; при сочинении сказок: например, «жили-были», «тут и сказки конец»; постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка»…….       Придавать данному рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику.

        Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, исследователи (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:

  • Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
  • Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
  • Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;
  • Учитывать при отборе книг тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
  • Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
  • Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
  • Помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"

Консультация для родителей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"...

консультация для родителей Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Возрастные особенностивосприятия литературных произведений дошкольникамии задачи ознакомления детей с книгой...

Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольников и задачи ознакомления детей с книгой»

Родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кро...

Консультация для родителей. «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелле...