" Папа ,мама.я творческая семья"
статья (старшая группа)

Ойношева Аня Ивановна

Становление и развитие ребенка начинается в семье. В семье приобретаются навыки общения и повседневного поведения, формируются представления о жизненных целях и ценностях; дети приобщаются к нормам и эталонам культуры. Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия детей в творческой деятельности. Важен поиск творческих приемов, формирование и совершенствование базовых знаний, умений и навыков, Создание общей атмосферы творчества и радости, совершенствование механизмов психики, лежащих в основе творческого развития.

Созданию творческой семьи способствуют проведение совместного досуга, именно творчество помогает родителям, всем участникам семьи проявить свои способности и фантазию.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проект «Мама, папа, я — творческая семья»

Автор проекта: Ойношева Аня Ивановна, музыкальный руководитель вкк

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Основные формы реализации проекта: общение, мастер – класс, праздники, развлечения.

Актуальность проекта.

Семья – первый коллектив ребёнка. Он подрастает и поступает в детский сад. Проблемы взаимодействия родителей и педагогов остаются актуальными и в современное время. Воспитатель ограничивается в отношениях с родителями только минимумом административно-хозяйственных сообщений. Это не может расположить родителей к диалогу и сотрудничеству, и тем самым лишает ДОУ родительской поддержки.

Отсутствует сплочённость в родительском коллективе. Сотрудники ДОУ берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, организации праздников и развлечений, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности необходимо для развития их собственного ребёнка.

Анализ состояния данной проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и определили актуальность проекта.

Цель проекта: Формирование положительного отношения к мероприятиям ДОУ.

Задачи:

Привлечь родителей к активному участию в проведении детских праздников.

Способствовать эмоционально-насыщенному общению родителей, детей и педагогов.

Объединение родительского коллектива через включённость в работу детского сада.

Целевые ориентиры:

- активизация включённости родителей в интересы и потребности ребёнка;

- формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и семьёй;

- формирование положительного имиджа ДОУ;

- осознание родителями, что атмосфера общности интересов детей, педагогов и родителей способствуют нравственному развитию ребёнка.

Новизна проекта.

Реализация проекта осуществляется в тесном контакте с родителями воспитанников через их непосредственное участие не как наблюдателей, а активных участников, выполняющих определённую роль в театрализованной и сценической деятельности.

Реализация проекта.

1. Организационный этап.

- Разработать план и постановку цели и задач по работе.

- Определение основного содержания работы на год, подбор репертуара для родителей.

2. Основной этап.

Мероприятия

- Праздник «День Матери»

Создать условия для осознания детьми и родителями своего отношения к самому дорогому человеку- матери. (Ноябрь)

- Мастер класс «Новогоднее украшение»

- Праздник «Новогоднее представление»

Участие родителей в оформлении группы к празднику.

Участие в празднике. (Декабрь)

- Праздник «Кырлык-колыбель моя»

Воспитание патриотических чувств детей и родителей. (Февраль)

- Праздник «Дети разных стран поздравляют мам»

Эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей, детей, педагогов. (Март)

- Праздник «Jылгайак» (алтайский национальный праздник, посвященный к весне)

Привить уважение к традициям своего алтайского народа. (Апрель)

- Праздник «Выпускной бал»

Создание совместно атмосферу праздничного настроения. (Май)

3. заключительный этап

- Проведение родительского собрания «По итогам года».

- Вручение грамот активным родителям.

Литература

  1. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ).
  2. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т. Ц. Сфера, 2005.
  3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М.: Т. У. Сфера, 2004.
  4. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: ЛинкаПресс, 2007.
  5. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
  6. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
  7. Тобоева Е.Н, «Ойнот, урет баланы», 2006г.Методическое пособие по программе «Росточек» для детских садов.
  8. Тобоева Е.Н «Радость» 2008г.Программа и методическое пособие для воспитателей по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение дошкольное образовательное учреждение «Кырлыкский детский сад»

ПРОЕКТ

                           «Мама, папа, я — творческая семья»

Автор проекта:

Ойношева Аня Ивановна,

музыкальный руководитель вкк

С.Кырлык, 2020 г

Ведущая: Мальчишки и девчонки, а так же их родители
На весёлый стадион спортивный, скорее поспешите вы
Здесь будут состязания детишек, пап и мам,
Кто будет победителем, потом расскажем вам.

Дети:
Оставили папы сегодня работу
И мамы забыли большие заботы
Обули кроссовки, и взяв малышей
Пришли на спортпраздник сегодня скорей!

Все хотят соревноваться,
Пошутить и посмеяться
Силу, ловкость показать,
И сноровку доказать!

Ведущая: Сегодня за победу в спортивных состязаниях будут бороться 3 команды. Это те, кому лень сидеть у телевизора, они не портят глаза перед компьютером. Они- вечный двигатель, им не сидится на месте. Солнце, воздух и вода – их верные друзья. Встречайте их дружными аплодисментами.

Выход и построение команд.
Построение команд и произнесение ими девизов и названий. 

Ведущая: А кто же будет оценивать наши соревнования! Представляю вам членов нашего жюри! (В составе жюри заведующая детского сада, девочка из старшей группы, мамы из групп).

Под весёлую музыку появляется Спортик. 

Спортик: Ребята, я – затейник, я Спортиком зовусь
И если будет скучно, всем разгоню я грусть
Мой папа – Спорт, а мама – Физкультура
Все виды спорта близкая родня
Ребята всюду ждут меня.
А что такое интересное у вас происходит?

Ведущая: У нас спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья».
Спортик: Ой, как интересно, а можно мне с вами?
Ведущая: Да, конечно! Спортик, скажи, пожалуйста, а с чего ты начинаешь своё утро?
Спортик: Конечно же с утренней зарядки!
Ведущая: Молодец, ты правильно начинаешь свой день. Вот и сейчас я предлагаю нашим командам начать наш праздник с разминки. Спортик, ты мне поможешь?
Спортик: С удовольствием!
Разминка для команд.
Ведущая: Ну а после утренней зарядки, что же ты делаешь следующим?
Спортик: Конечно же завтракаю, вкусной и полезной едой!
Ведущая: Я думаю, что наши семьи делают то же самое. Ну и конечно же мама и папа всегда стараются накормить наших малышей вкусной и полезной едой. А они капризничают и не хотят есть, а мамам и папам приходится их уговаривать. А сегодня мы попробуем поменять местами мам с дочками, а пап с сыновьями.

1 конкурс «Семейный завтрак». 
Папа прыгает через обручи, садится на стульчик в конце полосы. Мама прыгает через обручи надевает на папу нагрудник, возвращается обратно. Ребенок бежит, чистит банан и кормит им папу, затем папа с ребенком убегают обратно.
Ведущая: Молодцы, вот такие семейные завтраки проходят у наших семей. Спортик, скажи, пожалуйста, а в детский сад ходишь?
Спортик: Да, конечно же, я очень люблю ходить в детский сад.
Ведущая: Сейчас мы посмотрим как же наши семьи добираются до детского сада.

2 конкурс «Папамамамобиль».
Папа садит ребёнка на плечи, мама открывает зонтик и держит его над ними и таким образом они бегут до ориентира и обратно.

Музыкальная пауза.

Ведущая: Да, видно, слаженно работают наши родители. А когда папы уходят на работу, дети в детском саду, нашим мамам то же некогда скучать. Они принимаются за выполнение домашних дел. Сейчас объявляется конкурс для наших мам.

3 конкурс «Генеральная уборка».
Мама встаёт одной ногой в таз, в руку берет веник, перед веником кладётся мяч. В таком положении она должна двигаться до ориентира и обратно, подталкивая веником мячик. И обратно таким же образом.

Ведущая: Наши соревнования продолжаются. А что же умеют наши папы. Спортик, ты хочешь об этом узнать?
Спортик: Очень интерестно!
Ведущая: Наши папы лучше всех умеют ходить за покупками.

4 конкурс «Поход в супермаркет».
Под каждой рукой у пап по мячу, третий мяч зажат между коленями. Таким образом необходимо дойти до ориентира и обратно.

Ведущая: Вот какие папы молодцы, спортсмены, удальцы. А теперь мы посмотрим как наши ребята помогают по дому своим родителям. Спортик, а ты всегда помогаешь своим родителям по дому.
Спортик: Конечно, а самое главное я всегда убираю за собой игрушки.
Ведущая: Вот наши ребята сейчас нам покажут как они убирают свои игрушки на места.

5 конкурс «Собери свои игрушки».
На спортивной площадке разбрасываются кубики. Детям раздаются корзинки. Под музыку детям необходимо собрать кубики в корзинки. После чего подсчитывается количество собранных кубиков.

Ведущая: Спортик, как ты думаешь, что ещё совместно могут делать наши семьи?
Спортик: Наверно выращивать полезные для организма овощи?
Ведущая: Правильно! И сейчас мы посмотрим как они это делают!

Музыкальная пауза.

Ведущая: Так же наши семьи часто вместе ходят в гости. И мы сейчас посмотрим как у них происходит процедура сбора.

7 конкурс «Собираемся на день рождения».
Папа бежит до стула, берёт надевает на себя галстук, возвращается обратно. Мама бежит надевает на себя бусы, берёт сумочку и бежит обратно. Ребёнок бежитнадевает кепку и бежит обратно. Затем все вместе взявшись за руки бегут вокруг ориентира и обратно.

Ведущая: А кто же в наших семьях является хранителем семейного очага. Как ты думаешь Спортик?
Спортик: Ну наверно же мама!
Ведущая: Совершенно верно. И мы сейчас в этом убедимся.

8 конкурс «Хранительница семейного очага».
По сигналу папа бежит до ориентира, берёт свечу и бежит обратно, передаёт свечу ребёнку. Ребёнок с ней бежит до ориентира и обратно, передаёт её маме. Затем бежит мама до ориентира, там зажигает свечу и несёт её аккуратно до старта. Становиться первой с горящей свечой.

Музыкальная пауза.

Слово жюри. Подведение итогов конкурсов. Награждение команд.
«Самая сплочённая семья»
«Самая ловкая семья»
«Самая весёлая семья»

Прощание со Спортиком.

Ведущая: Вот спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья, 
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим мы: «До свиданья
До счастливых новых встреч!» 

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Опубликовано 25.09.2013 - 19:30 - Белошенко Инна Викторовна

 Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.  

Скачать:

Файл из опыта работы

45.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                         

                                           «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

                                           создание детского театра с детского возраста?

                                             Ведь инстинкт игры с перевоплощением

                                              есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться

                                                             у многих детей звучит ярко, талантливо,

                                                             вызывает подчас недоумение у нас,

                                                             профессиональных артистов».

                                                                                             К.С.Станиславский

      Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки,  знакомит  детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

 Актуальность  моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

  Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой ,интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия. 

В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: - дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,

 «вжиться в роль», инициаторами игр выступали  одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты  не в достаточной степени.    Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Семья не готова была на тот момент осуществлять помощь, поддержку, участие так как для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Для достижения своей цели, исходя из выявленных проблем и результатов мониторинга, мною было принято решение изучить методическую литературу по этой теме,  поставив для себя следующие задачи:

             1.Разработать систему работы по формированию у детей художественно-  

                образных исполнительских умений.

             2. Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития
               творческой активности детей в театрализованной деятельности   

                   (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и                    

                раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации  

                средствами мимики, выразительных движений и интонации, используя  

                разные виды театра, костюмы, атрибуты и т.д.);

        3.Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,      

                театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

             4.Обеспечивать        взаимосвязь театрализованной  с  другими   видами    

                деятельности в едином педагогическом процессе;

            5.Создавать условия  для  совместной театрализованной деятельности детей и
               взрослых.

            6.Определить систему мониторинга, для отслеживания результативности  

               проводимой работы.

    Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

    Получится ли у ребенка играть в театре? Теперь я с уверенностью могу сказать - обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю, что  только в театре человек может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.

К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. В группе, поставленные в ряд стулья у нас превращаются в салон автобуса или самолета, любое платье в уголке ряжанья — в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выступая перед детьми других групп, ребята как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. Таким образом, передо мной стояла сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре, при выступлении  перед зрителями.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. С ребятами уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также  использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы  сочиняли маленькие истории,  придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

 В танцевальном творчестве, внимание я уделяла воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа использовала игры на внимание, фантазию.

       Мои  воспитанники научились исполнять мини-монологи и диалоги  между   персонажами,   разыгрывать   действия   с   применением  разнообразных   движений, умеют  согласовывать  свои  действия   с действиями  партнеров,  не  заслоняя   их. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.  

     На занятиях я использую театральные  этюды. Театральные   игры-этюды   развивают   у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В   процессе   игр  у детей   вырабатываются  навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт  характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»).   Такие   игры   рассчитаны   на   активное   участие   в   них   ребенка,   который  становится   не   пассивным   исполнителем   моих указаний   ,   а   соучастником  педагогического   процесса.   .

    Любимый   литературный   жанр  детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь   музыка  «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

 Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое  настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик.  Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в них  больше   детей.   Часто   сама   сочиняю   небольшие   песенки и сказки.   Подбирая сказки, шла от простого к сложному. При распределении ролей я учитывала   пожелания детей быть тем или  иным   персонажем,   одобряла   выбор.   Иногда,   тактично   направляла   ребёнка   на  изменение   роли,   стараясь   не   обидеть   его   и   убедить      в   том,   что   он   неправ,  выражая   уверенность , что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он  трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»). Очень  часто   я   использовала   в   своей   работе   прием,   который   мастерски   применял   С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти  выразительные   слова   очень   точно   характеризуют   каждое   движение   кошки.   Для  лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют  почти во  всех   сказках,   я   применяла   двигательные   импровизации,   которые   проводила   без  предварительной   подготовки.     Эти   двигательные  импровизации на практике оказались очень эффективными:

     -  Кошки  умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;  прячутся от  хозяйки,   которая   их   хочет   наказать;   просят   у   своих   хозяев   чего-нибудь  вкусненького.

    -   Гуси  идут к водоёму для купания;   плавают и ныряют; выходят на берег и  отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою  хозяйку,   чтобы   она   их  накормила.

      - Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на  жердочке.

       Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над  выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя   роль,   ребенок   может   не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.                       Работу   маленьких   актёров     над   ролью   организовывала   следующим   образом:

  1. Вначале они знакомились с  инсценировкой (О чём она? Какие   события   в   ней главные?).
  2. Затем я представляла  детям  героев инсценировки  (Где они  живут? Как  выглядит  их  дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их  взаимоотношения  друг  с другом и т.п.).
  3. Далее распределялись роли и шла работа  над   ролью:   составлялся   словесный   портрет   героя,   описывалось   его   жилище,  любимые блюда, игры.

Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей,  дети пересказывали отдельные фрагменты сказки.

 Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.  Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной  на музыкальном  занятии.

В жизни ребенка - дошкольника очень много эмоций и впечатлений, которыми порой сложно управлять. Работая с детьми уже более 20 лет, я научилась находить подход к любому ребенку, помочь выразить эмоции в движении, словами, мимикой. Раскрыться перед большой аудиторией и получить удовольствие от своей игры, насладиться своим успехом.

Мои занятия театрализованной деятельностью основываются на следующих принципах:

- Отношения "на равных";

- Свобода действий и слова;

- Приоритет "каждый ребенок - личность";

- Принцип неожиданности;

- Принцип включенности ребенка в процесс режиссуры.

Формы проведения занятий различны. Мною предусмотрены как теоретические, так и практические.  Для качественного усвоения материала использую следующие методы и приемы обучения:

            методы:                                                  приемы:

-рассказывание сказок                                                -выбор детьми ролей по желанию

-просмотр мультф. и диафильмов                             -назначение на глав. роли робких, застенчивых

-пересказ сказок, рассказов                                       -распред. ролей по карточкам (схем. персонаж)

-слушание сказок(тех.средств)                                          -проигрывание ролей в парах

-чтение худож. литературы

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

- знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.

-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировки

-упражнение по формированию выразительности исполнений

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного        

  кукловождения;

 -упражнения по социально-эмоциональному  развитию детей

 -игры-превращения    («учись   владеть    своим   телом»),    образные упражнения;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-игры-драматизации

-ролевые диалоги по иллюстрациям

-музыкальные игры

-эмоционально-экспрессивные игры

-народно-хороводные игры

Все методы и приемы использую в комплексе, чередуя и дополняя друг друга, что позволяет дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.

Используя такой подход, я получаю уникальную возможность попробовать себя и дать возможность детям( они не просто слушатели и исполнители моих указаний, а полноправные участники постановки) в роли сценариста, режиссера, музыкального редактора и звукооператора, а также художника –костюмера и декоратора. Дети учатся двигаться, говорить, петь. Они учатся быть личностью и одновременно чувствовать плечо друг друга, т.к. поддержка коллектива очень важна.

Мной используются театрализованные игры, элементы актерского мастерства, психогимнастика <Приложение 1>

За период работы в данном направлении в моей методической копилке собралось огромное количество сказок (<Приложение 2>,).

Помимо вышеназванных элементов своей работы, на занятиях в качестве средства формирования познавательного интереса я использую компьютерные презентации(<Приложение 6>)., с помощью которых провожу тематические занятия.

Важную роль в развитии ребенка играет предметно-развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама атмосфера театра: сцена, занавес, кулисы, декорации, костюмы актеров, куклы и т.д., то в соответствии с намеченными планами мною, совместно с родителями, был усовершенствован театральный уголок «В гостях у сказки», где дети в свободное время самостоятельно играют в «артистов». В уголке собран весь необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров, шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды, декорации к сказкам.

Особое внимание уделяла родителям, использовала чаще всего нетрадиционные формы работы (см. прилож № ), через которую повышала педагогическую культуру родителей, расширяла их педагогический кругозор, давала возможность родителям (анкетирование) оценить работу нашего  группового театра, через совместные праздники и развлечения развивала интерес к театрализованной деятельности. Проводила родительские собрания :« Нужна ли взрослым сказка», «В гостях у «Колобка» и «Репки»», « Театральный КВН» и т.д. А в творческой мастерской родители не только помогали в подготовке к спектаклям, но и изготавливали самые  различные виды театров: театр «дисков», игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты, театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр»,театр «мочалки» и  магнитиков ,забавных настольных актёров вязали крючком и на спицах.

Такая работа помогла мне повысить активность родителей, и по традиции стала продолжаться в школе.

Для успешной реализации использую следующие средства:

  • музыкальный зал; группа.
  • музыкальное сопровождение ( магнитофон, фортепиано, телевизор, DVD-проигрыватель, шумовые инструменты)
  • наличие необходимого инвентаря (декорация, атрибуты и т.д.)  

   В своей работе я стремлюсь:

 – воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;

 – развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают               возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;

– обогащать   впечатления   детей,   знакомя   их   с   разнообразными   сказками   и  средствами их выразительной сценической трактовки;

 – пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;

 – развивать     артистические     способности     детей     и     взрослых     через  театрализованную деятельность;

 – прививать навыки вежливого поведения;

 – совершенствовать двигательные способности  детей, вырабатывать гибкость  и выносливость.    

   Разработанное перспективное планирование   работы позволило   мне  рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство  работой.

       Счастливые улыбки  и радостные  лица детей после театрализованного представления говорят  о том, что этот вид деятельности им очень нравится.      

       Для   того   чтобы   научиться   понимать   прекрасное   в   искусстве   и   в   жизни, научиться творить,  необходимо     пройти     длинный     путь     накопления     эстетических     впечатлений,  зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного  развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе  и при помощи театрализованной деятельности.

Вывод: В течение всего периода мной  велась  систематическая работа по формированию у детей художественно-образных исполнительских умений в театральной деятельности согласно программе. Для определения эффективности своей работы  я  ориентировалась на требования программы , а также на результаты мониторинга.

  Итоговая диагностика показала:

 1.У детей сформированность  исполнительных умений   оказалась на более высоком уровне  ;

2.Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

3.Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);

4. Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась  ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их  с соответствующими актерскими проявлениями;

       С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой  работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.

  В будущем планирую:

1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.

2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

3. Совершенствовать  артистические  навыки  детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Закончить свое выступление хочу словами:

                                                                Введите в мир театра малыша,

                                                                  И он узнает, как сказка хороша!

                                                                  Проникнется  и мудростью, и  

                                                                  добротой,

                                                                  И с чувством сказочным пойдет              

                                                                  он

                                                                  Жизненной тропой!

                                                                                             Г. Попова  



Предварительный просмотр:

МБОУ « Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»

Структурное подразделение «Кырлыкский детский сад»

«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»


подготовила

Ойношева А.И

воспитатель вкк

С.Кырлык, 2016 г

«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания  детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.  

Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Существует реальное противоречие между установками традиционной системы обучения дошкольников и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития творческого потенциала личности в условиях воспитательной системы дошкольного учреждения.    

В  Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:

- между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;

- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.

 В настоящее время реализация содержания образовательных областей социально-коммуникативное развитие  является важнейшим звеном в процессе творческого, познавательного и речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя  театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Необходим пересмотр стратегии педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного учреждения, с тенденцией повышения уровня развития творческих способностей. В связи с этим, возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально - ритмических упражнений, игровых технологий, леготехнологий и традиционных подходов к развитию речи и общения дошкольников, в основе которой лежит воспитательная система теории развития творческой личности. После введения ФГОС появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников. Осуществление синтеза как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям является главным принципом построения содержания образования в условиях многонациональности России и способствует достижению познавательного результата – формированию целостной картины мира. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо.  И это качество необходимо развивать. Поэтому целью моей  педагогической деятельности  стало развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Исходя  из  поставленной  цели,  определила  следующие  задачи:

  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  • обогащать и активизировать словарь;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать гуманные чувства у детей.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Работа по театрально-игровой деятельности  ведётся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:                в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, существует театральная зона «Золотой ключик», где имеются куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.  

        Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Медведь и все-все-все», «Новый год», «Почемучка» и «Наши добрые соседи», «Два жадных медвежонка». Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в самостоятельной деятельности детей.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют техникой кукловождения; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

      Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПАПА, МАМА, Я – ТВОРЧЕСКАЯ СЕМЬЯ» Тема: «Семья вместе, душа на месте».

Программное содержание: 1.                Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством (песенки, пословицы, ...

Проект " Папа, мама,я-творческая семья!"

Проект предназначен для педагогов ДОУ, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования....

Сценарий творческого конкурса "Папа, мама, я -творческая семья"

Этот сценарий будет интересен музыкальным руководителям. Цель: повышение социальной и творческой активности семей через возрождение традиций совместного семейного творчества в различных видах искусств...

Сценарий творческого конкурса «Папа, мама, я – творческая семья»

Цель: повышение социальной и творческой активности семей через возрождение традиций совместного семейного творчества в различных видах искусства....

Положение конкурса семейного творчества "Папа, мама, я - творческая семья"

Цель конкурса: сплочение семьи по средством коллективного семейного творчества....

Мастер-класс с родителями «Папа, мама, я – творческая семья»

Мастер-класс с родителями «Папа, мама, я – творческая семья»...

Мастер-класс с родителями «Папа, мама, я – творческая семья»

Мастер-класс с родителями «Папа, мама, я – творческая семья»...