Мастер- класс для родителей «Игровые приемы при постановке звуков у дошкольников с нарушениями речи»
консультация

- Знакомство родителей с игровыми приемами постановки и автоматизации звуков у детей с нарушением звукопроизношения.

- Выработка правильной артикуляционной позы для постановки звуков [Л] и [Р].

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие дыхания и голоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс для родителей

«Игровые приемы при постановке звуков у дошкольников с нарушениями речи»

ЦЕЛИ:

- Знакомство родителей с игровыми приемами постановки и автоматизации звуков у детей с нарушением звукопроизношения.

- Выработка правильной артикуляционной позы для постановки звуков [Л] и [Р].

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие дыхания и голоса.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные

- учить слушать, слышать, понимать инструкцию;

- развивать подвижность органов артикуляции;

- упражнять в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Коррекционно-развивающие:

- развивать навык слуховой, моторной памяти;

- формировать мотивацию к учебной и игровой деятельности;

- развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий, осуществлять самоконтроль за поведением и речью;

- упражнять в умении работать в коллективе;

- развивать двигательную активность, координацию движений, чувство ритма.

Воспитательные:

- воспитывать активность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.  

НЕОБХОДИМОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Колпачки для снеговиков, музыкальное сопровождение, зеркала (по количеству детей), трикотажная перчатка «веселый язычок» (по количеству детей), игрушки для поощрения.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Лексическая тема «Новый год»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пархомчук Г.С., Домашний логопед: исправляем звукопроизношение, читаем и пишем правильно. – С-Пб.: Вектор, 2008. – 206 с.

2. Мухина А.Я., Речедвигательная ритмика. - М.: Астрель, 2010. - 125 с.

ХОД МАСТЕР- КЛАССА:

1. Организационный момент.

2.Развитие артикуляционной моторики.

3. Постановка звуков.

4. Развитие дыхания и голоса.
5. Упражнения для кончика языка.

6. Подведение итогов занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, к какому празднику мы все готовимся? (К встрече нового года).

Да, перед Новым годом у всех полно хлопот, а больше всего их у Деда Мороза. Как много подарков он должен приготовить и привезти детям и взрослым. В одиночку Дед Мороз не справился бы с этим. У него есть хорошие помощники – веселые снеговики. Они живут на дальнем севере и сейчас очень заняты, поэтому сегодня мы с вами станем веселыми снеговиками. Вы готовы? Начинаем.

Раз, два, три, четыре, пять

 – Начинаем превращать

Всех ребяток – шалунов

В маленьких снеговиков.

(Надеть детям колпачки или шапочки снеговиков)

А теперь пора начинать работу – подготовку к Новому году. Веселые снеговики перед работой делают гимнастику. А для чего нужна гимнастика? (Чтобы стать сильными и ловкими)

Идем на спортплощадку для снеговиков перекрестным шагом (подойти к столам, на которых стоят зеркала – отдельное на каждого ребенка).

2.        Развитие артикуляционной моторики.

Сейчас мы сделаем артикуляционную гимнастику. Для этого сядем за столы и подвинем к себе зеркала. Помогут нам ловкие язычки (надеть на руку каждого ребенка язычок из трикотажа)

Дети под музыку выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая их определенными движениями руки - элементами биоэнергопластики:

1). «Улыбочка – трубочка»

2). «Качели»

3). «Часики»

4). «Вкусное варенье»

5). «Парус»

6). «Покрасим потолок»

7). «Лошадка»

Язычки славно потрудились, а теперь пусть отдохнут.

3. Постановка звуков.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]

Для того, чтобы доставить новогодние подарки детям даже в самые отдаленные уголки, нужен разный транспорт: сани с оленями, машины, пароходы и, конечно, самолеты.

«Самолеты»

Для того, чтобы самолеты летали хорошо, им необходимы ремонт и техобслуживание. Сейчас мы разделимся на пилотов и техников.

«Пилоты» - дети, у которых автоматизируем звук Л и ставим Р, а «техники» – те, у кого автоматизируем только Р)

Текст

Движения руками

Звукоподражания

Самолеты загудели.

Вращать руки, сжатые в кулаки и согнутые в локтях.

Выполняют «техники»:

Д-ррр, д-ррр, дрррр…

Самолеты полетели.

Расставить в стороны выпрямленные руки – «крылья самолетов»

Выполняют «летчики»:

«ЛЛЛ.., ЛЛЛ…, ЛЛЛ…»

Все летели и летели.

Расставить в стороны выпрямленные руки – «крылья самолетов»

Самолеты летят и гудят:

«Л-а, л-ы, л-э…»

И на землю тихо сели.

Присесть на корточки.

«Л-Л-Л…»

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Самолеты проверили, они исправны. Подарки будут доставлены вовремя. А теперь пора и о новогодней елочке позаботиться, давайте вместе ее нарядим!

Пальчиковая гимнастика «Новый год» 

Текст

Движения руками

Движения языком

(Стучать кончиком языка в альвеолы за верхними зубами)

Наступает Новый год!

Хлопаем в ладоши

Да – да – да, Да – да – да

Дети водят хоровод.

Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Та – та – та, Та – та – та.

Висят на елке шарики,

Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Да – дэ – да, Да – дэ – да

Светятся фонарики.

Сжимать и разжимать пальцы на руках – вспыхивают и гаснут фонарики.

Та – тэ – та, Та – тэ – та

Вот сверкают льдинки,

Указывать в разные стороны указательным пальцем одной руки.

Дад – дад –дад, дад- дад – дад.

Кружатся снежинки.

Легко и плавно двигать кистями

Тат – та – тат, тат –тат – тат.

В гости дед Мороз идет,

Пальцами шагать по коленям.

Так – так – так, Так – так – так.

Всем подарки он несет.

Хлопать в ладоши

Да – да – да, Да – да – да

Чтоб подарки сосчитать,
Будем пальцы загибать:

Хлопать по коленям, одна рука — ладонью вверх, другая — ладонью вниз, а затем поменять руки.

Та – да, Та – ды, Та – дэ

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

По очереди массировать каждый палец колечками от су- джока.

Тад – да – да – да,

Тэд – дэ – дэ – дэ,

Тыд – ды – ды – ды

4.  Развитие дыхания и голоса.
А теперь посмотрим, вы то готовы к Новому году? Как мы встречаем Новый год? (
Ответы детей).

Да водим хоровод вокруг елочки и поем песни.

Чтобы звонко песню спеть,

Нужно многое уметь,

Нужно голос развивать,

И его тренировать.

Пение гласных звуков – речедвигательная ритмика.

1. Исходное положение для всех упражнений: встать прямо, ноги слегка расставить.

«А»: Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить А-А-А, «раскрывая» вытянутые прямые руки в стороны. Повторить 2-3 раза.

 «О»: Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить О-О-О, описывая руками большой овал снизу- вверх. Повторить 2-3 раза.

«У»: Подпрыгнув, выдвинуть на обеих руках указательные пальцы. Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить У-У-У, вытягивая руки вперед (кажется, что губы тянутся за пальцами). Повторить 2-3 раза.

«А – О – У»: Соединить вместе пение и показ жестами А – О – У. Переход от одного звука к другому осуществляется плавно. Все три звука произносятся на длинном выдохе. Повторить 2-3 раза.

«И»: Подпрыгнув, выдвинуть на обеих руках указательные пальцы. Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить И-И-И, вытягивая руки вверх и становясь на носочки. Повторить 2-3 раза.

«Э»: Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить Э-Э-Э, изображая руками жест силача (руки через стороны вверх и на плечи). Повторить 2-3 раза.

«Ы»: Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить Ы-Ы-Ы, слегка согнув ноги в коленях и развернув согнутые в локтях и сжатые в кулаки руки от себя. В области нижней челюсти ощущается напряжение. Повторить 2-3 раза.

«И-Э-Ы» Соединить вместе пение и показ жестами И – Э – Ы. Переход от одного звука к другому осуществляется плавно. Все три звука произносятся на длинном выдохе. Повторить 2-3 раза.

Пропеть А – У – О – И – Э – Ы, сопровождая соответствующими жестами. Переход от одного звука к другому осуществляется плавно. Все шесть звуков произносятся на длинном выдохе. Повторить 2-3 раза.

5. Упражнения для кончика языка.

Вот теперь вы готовы петь песенку «В лесу родилась елочка» на «языке барабанов».

Кончик языка стучит в альвеолы, песенку поем в полголоса.

Упражнение «Песня Барабанов» Мелодия песни «В лесу родилась елочка» хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам – бугоркам во рту за верхними зубами. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка.

Чтоб у елки не скучать, будем весело болтать.

«Болтушка».

Дети делают упражнение «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р].

И, конечно, Деду Морозу надо будет рассказать новогоднее стихотворение. Мы его тоже расскажем на ««языке барабанов».

Кончик языка стучит в альвеолы, рассказываем в полголоса.

«Стихи на языке барабанов»

Рассказывать знакомое детям стихотворение, вместо слов применяя сочетания звуков,

Наша елка велика,
Наша елка высока.
Выше папы, выше мамы —
Достает до потолка.

ТА, ТА, ТА, ТА…

ТО, ТО, ТО, ТО…

Как блестит ее наряд,
Как фонарики горят,
Наша Елка с Новым Годом
Поздравляет всех ребят.

ТУ, ТУ, ТУ, ТУ…

ТЫ, ТЫ, ТЫ, ТЫ…

Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!

ТА – ТЭ, ТА – ТЭ, ТА – ТЭ…

ТО – ТЫ, ТО – ТЫ, ТО – ТЫ…

6. Подведение итогов занятия.

Вы – молодцы, хорошо подготовились к встрече Нового года.

Пора обратно в детей превращаться.

Раз, два, три, четыре, пять

 – Начинаем превращать

Маленьких снеговиков.

В вас – ребяток-шалунов

(Снять колпачки).

А теперь – сюрприз от Деда Мороза – «волшебный мешочек». (Дети по очереди достают подарки из мешочка)

7. Ответы на вопросы гостей по ходу занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет Мастер-класс «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»

в буклете показаны игровые приемы работы со сказкой...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах нашей станицы»

повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города» 

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города» ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»...