Для родителей особых детей
консультация

  Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе. Этих детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Это дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визуальное расписание для ребенка с аутизмом

Существуют однозначные научные доказательства преимуществ использования визуальных расписаний при расстройствах аутистического спектра (РАС). Данная статья призвана описать обоснование для использования домашних визуальных расписаний людьми с РАС (как детьми, так и взрослыми) и те шаги, которые могут предпринять родители для создания визуального расписания.

Большинство из нас не следуют визуальному расписанию, когда находятся дома. Однако людям с РАС гораздо труднее справиться с неструктурированным временем, чем нейротипичным людям, и для них обычно полезно увеличение структуры в жизни.

Существуют следующие преимущества для применения визуальных расписаний с людьми с РАС.

1. Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом, а потому это коммуникация, которую им проще понять.

2. Метод позволяет человеку обучаться новым навыкам и расширять свои интересы.

3. Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.

4. Он может увеличить гибкость данного человека.

5. Он помогает человеку с аутизмом сохранять спокойствие и уменьшает неуместные виды поведения.

6. Он помогает человеку с аутизмом развивать самостоятельность, что повышает его самооценку.

Причины, по которым родители могут отказываться от визуального расписания

Несмотря на вышеперечисленные преимущества, создание индивидуального визуального расписания может показаться многим семьям трудоемкой и обременительной задачей. Однако помните, что вам необязательно делать идеальное расписание из цветных карточек, отпечатанных на цветном принтере и заламинированных, какие демонстрируют на семинарах. Ваш ребёнок может воспринимать простые рисунки, которые вы нарисуете на канцелярских стикерах, не хуже, чем отпечатанные изображения. Кроме того, время, которое вы потратите на разработку и создание визуального расписания, окупится сторицей, когда вы будете тратить меньше времени на поведенческие проблемы или персональную помощь ребёнку, который во всем от вас зависит.

Что делает визуальное расписание?

Визуальное расписание сообщает вашему сыну или дочери, что произойдет дальше и в каком порядке. Возможно, ваш ребёнок способен запомнить последовательность событий. Проблема в том, что в жизни (особенно по мере взросления ребенка) большинство событий не происходят в одном и том же порядке каждый день. Это может стать причиной поведенческих проблем в случае неожиданных изменений. Использование визуального расписания позволяет разработать положительную рутину, когда ребенок обращается к своему расписанию за информацией, что увеличивает его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в будущем.

Дополнительный плюс визуальных расписаний в том, что они могут увеличить независимость вашего ребенка. Благодаря им, ваш ребёнок может научиться переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его вербальные подсказки.

Шаги по созданию визуального расписания

1. Определите формат расписания.

Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма. Возможные типы расписаний включают:

А. Расписание из предметов. 

Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до перехода к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.

Примеры предметов для визуального расписания:

  1. Играть на улице - мяч.
  2. Ванная – подгузник.
  3. Обед – ложка.
  4.  Играть дома -  машинка.
  5. Занятия с педагогом  - пазл.

Пример предметов для визуального расписания взрослого человека, который работал, складывая полотенца в местном спортзале:

  1. Пойти на сенсорный перерыв - мячик-эспандер.
  2. Пойти в продуктовый магазин - пакет для продуктов.
  3. Пойти поплавать - плавки.
  4. Попить - чашка.
  5. Перекусить - тарелка.
  6. Обед - ложка.
  7. Туалет - рулон туалетной бумаги.
  8. Смотреть телевизор – пульт.
  9. Работа  - белая тряпичная салфетка.

Б. Расписания из рисунков или фотографий.

Ваш ребёнок будет готов к расписанию из фотографий, если он сможет правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки. Вы можете или нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете.

Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ваш ребёнок снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует. Если ваш ребенок сильно отвлекается и, скорее всего, растеряется на пути к занятию, то используйте парное расписание. Этот тип визуального расписания означает, что вы делаете пару изображений для каждого занятия, и одно из изображений вы размещаете в том месте, куда направляется ребенок (например, если он идет гулять, то соответствующая картинка вешается на входную дверь). Ребенок подходит и снимает картинку с расписания, после чего вешает ее на такую же картинку в нужном месте. Можете использовать клейкую ленту-липучку, чтобы прикреплять одну картинку к другой.

Если ребенок может сосредоточиться на том, что символизирует картинка, даже если ему нужно перейти в другое место или помещение для следующего занятия, то совмещение пар картинок вам не понадобится. В этом случае человек кладет изображение в специальный кармашек или просто переворачивает его, после чего приступает к данному занятию.

В. Письменные расписания. 

Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами. Вы можете сделать парные карточки со словами и использовать вышеописанный прием с парным расписанием. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил. Для наиболее продвинутых детей можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, компьютерные программы планирования задач или органайзеры.

Выбирая тип визуального расписания важно представить, что ваш ребенок будет использовать это расписание в свой самый плохой день. Мы все плохо функционируем, когда испытываем стресс, поэтому оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым, с которым ваш ребенок точно справиться в любом состоянии.

2. Определите длину расписания.

Длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

3. Решите, какие подсказки вы будете использовать, чтобы побудить вашего ребенка использовать расписание.

Вербальные инструкции и подсказки — это не самый эффективный способ обучения человека с аутизмом. Можно использовать визуальную поддержку, чтобы напомнить вашему ребенку, что пора свериться с его расписанием. Это особенно полезный инструмент в те периоды, когда ваш ребенок испытывает стресс, поскольку вербальные инструкции во время кризиса с большой вероятностью увеличат проблемное поведение. Если ваш ребёнок использует расписание из предметов, то вы сами являетесь визуальной подсказкой, когда даете ребенку предмет. Для расписания в картинках вы можете использовать изображение, символизирующее расписание, либо вы можете использовать фотографию самого расписания или ребенка.

При письменном расписании вы можете сделать карточку с надписью «проверь расписание» или, для людей с более развитыми способностями, вы можете просто дать карандаш. Картинку или письменную подсказку можно расположить наверху расписания после того, как вы дали их ребенку, чтобы напомнить о необходимости свериться с расписанием. Если ваш ребенок справляется с более сложными видами расписаний, например, с программой списка задач или органайзером, он может установить будильник в своих часах или в органайзере, чтобы не забыть, что нужно свериться с расписанием в определенное время.

4. Учите пользоваться расписанием.

Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием, как и любой другой новой концепции. Если человек плохо или мало понимает устную речь, то для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.  Людям с более развитыми вербальными навыками и взрослым можно (кратко) объяснить концепцию расписания. Для некоторых людей будет лучше, если вы дадите им прочитать это объяснение в письменном виде. Вы также можете показать им расписания или фотографии расписаний, которыми пользуются другие взрослые люди, чтобы повысить их мотивацию пользоваться расписанием.

5. Отслеживайте, что делает ваш ребенок.

Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребенок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.

6. Вносите изменения в расписание по необходимости.

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

7. Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное.

Особенность людей с РАС в том, что они очень быстро привыкают к рутине и плохо переносят перемены. Это может привести к проблемному поведению. Используя расписание, вы можете продемонстрировать, какие изменения в привычном распорядке предстоят. Так вы научите своего ребенка большей гибкости и принятию изменений, потому что они будут происходить в рамках знакомой рутины сверки с расписанием.

8. По мере того как ваш ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания.

Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

Заключение

Визуальные расписания имеют много преимуществ как для людей с РАС, так и для их семей. Визуальные расписания важнее использовать дома, чем в школе. Дело в том, что школьный день по природе своей рутинный, кроме того, когда дети возвращаются домой, они больше не состоянии прилагать такие же интенсивные усилия для успешного функционирования, как и в школе. Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.

Образцы расписаний (календарей)

  1. Предметное расписание

F:\DCIM\101MSDCF\DSC09914.JPGF:\DCIM\101MSDCF\DSC09911.JPG

  1. Предметно-картинное расписание


C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Календари\Изображение 109_resize.jpg

фото 005_изменить размер
C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Календари\DSC06067_resize.JPG

  1. Расписание с использованием фотографии ребёнка

фото 006_изменить размер
Изображение 140_изменить размер



Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

«Рассказ»

Цель: формирование умения преодолеть барьеры в общении (среди сверстников и одноклассников)

Ход игры: написать на листочке имя, фамилию детей и сложить в мешочек, затем, все перемешать и по очереди дети вытаскивают по одному листочку и пишут рассказ об этом человеке, имя которого написано. Затем ведущий зачитывает рассказ, а остальные угадывают, о ком он.

«Интервью»

Цель: снятие напряжения в общении

Ход игры: выходит один человек, садится, группа задает вопросы. Он может отвечать с любой степенью откровенности: полной, частичной, подмазкой. Упражнение проводится столько раз, сколько вы считаете нужным.

Методические рекомендации: добиться успеха – значит добиться полной откровенности, возможно после этого у ребенка будут уменьшаться паузы в речи.

«Вопросы и ответы по кругу»

Цель: развитие реакции общения

Ход игры: встать в круг, взять в мячик, передавать его тому, кто стоит рядом, задавая вопрос. Тот должен быстро ответить на вопрос и передать мячик следующему.

Методические рекомендации: ребенок приобретает навыки быстрой реакции в разговоре.

«Змея»

Цель: развитие навыков группового взаимодействия.

Описание: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок – «голова змеи», последний – «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения учащихся.

Описание: каждый из учеников представляет себе, что он – животное, птица, рыба. Учитель дает 2 – 3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Найди меня»

Цель: развитие навыков общения.

Описание: для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которой всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

«У нас новоселье!»

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения и творческих способностей, адекватной самооценки у застенчивых детей.

Описание: на доске нарисован большой дом, окна которого пусты. Ученикам выдаются листы бумаги, размер которых соответствует окнам. Дети рисуют свои портреты и помещают их в пустые окошки. Лучше всего, чтобы первыми в пустой дом «заселились» самые робкие участники игры, иначе активные дети займут самые хорошие места, а это, несомненно, отразится на настроении более скромных «жильцов». Затем дети вместе раскрашивают дом цветными мелками.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ НЕСПОСОБНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

  1. «Понимаете ли вы жесты мимики?»

Цель: развитие эмоций

Ход игры: дети делятся на пары, изображают различные эмоциональные состояния (безразличие, враждебность, веселье, радость, печаль, плохое самочувствие). Затем обсудить, возникали ли какие-либо затруднения при определении?

Ребята, пытаясь определить эмоциональные состояния, примеряют их на себя. Могут увидеть разнообразие эмоций, их мимику.

  1. «Таинственный незнакомец»

Цель: научить узнавать личностные качества человека.

Ход игры: ведущий загадывает одного из учащихся и дает подсказки об этом участнике. Задача остальных - отгадать, кого из присутствующих загадал ведущий.

  1. «Цвет»

Цель: научиться узнавать и определять чувства.

Ход игры: разделить детей на пары, предложить им попытаться понять настроение друг друга и изобразить его в цвете.

Возникает желание все больше приобретать навыки узнавания эмоций.

  1. «Вырази себя»

Цель: научить детей выражать свои чувства и эмоции.

Ход игры: ребята должны продемонстрировать известные эмоции: гнев, раздражение, обида, изумление.

Формируются навыки выражать свои чувства.

 «Круглый ушастик»

Цель: формирование умения снятия негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Описание: учитель наклеивает на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто – то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом снимается негативное состояние.

«Ласковые ладошки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

«Лимон»

Цель: формирование умения управления состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

«Майские жуки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети – майские жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.

На полянке, у реки,

Летают майские жуки.

Падают, устали!

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают.

Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке.

«Месим тесто»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети мнут тесто в руках, месят его, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.

«Мишки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети изображают медведей, выполняют различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мишки погулять.

Раз, два, три!

Ну – ка! Порычи!

После слов ведущего медведи дружно рычат, так, как им этого хочется.

«Мороженое»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Учитель: «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

«Интонация»

Цель: развитие темпа речи

Ход упражнения: предложить детям медленно произнести скороговорки, затем постепенно наращивать темп произношения. Произнести фразы удивленно, грустно, гневно, весело.

Методические рекомендации: ребята развивают темп речи, эмоционально окрашенную речь.

  1. «Вопросы и ответы по кругу»

Цель: развить реакцию общения.

Ход игры: встать в круг, взять мячик, передавать его тому, кто стоит рядом, задавая вопрос. Тот должен быстро ответить на вопрос и передать мячик следующему.

Ребенок приобретает навыки быстрой реакции в разговоре.

  1. «Интонация»

Цель: развить темп речи.

Ход игры: предложить детям медленно произнести скороговорки, затем постепенно наращивать темп произношения. Произнести фразы удивленно, грустно, гневно, весело.

Ребята развивают темп речи, эмоционально окрашенную речь.

  1. «Интервью»

Цель: снятие напряжения в общении.

Ход игры: выходит один человек, садится, а группа задает вопросы. Он может отвечать с любой степенью откровенностью: полной, частичной, под маской. Упражнение проводится столько раз, сколько вы считаете нужным.

Добиться успеха - значит добиться полной откровенности, возможно после этого у ребенка будут уменьшаться паузы в речи.

«Взаимное цитирование»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Описание: играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Ведущий говорит:

- Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого – нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого – нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете.

Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.

«Изобрази состояние»

Цель: формирование умения интонационно рассказывать о различных состояниях человека

Ход упражнения: Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Методические рекомендации: предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.

«Магнитофон»

Цель: овладеть темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи

Описание: Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). 

 «Я и моя семья»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Описание: Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи.

В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе.

Формирование звуко – произношения у детей с расстройством аутистического спектра.

  1. Методика Железновых «Ква – ква».  Пропевание по 3 – 5 сюжетов одновременно, с постепенным  увеличением.  Следим за качеством выполняемых движений. Данная методика способствует запуску речи и развитию переключаемости психических процессов.
  2. Вокализация  гласных по методике «Новикова – Иванцова».
  3. Образец фразовой речи.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Обращение к ребенку всех членов семьи по имени, формирования указательного жеста и местоимения «Я».
  7. Мотивация ребенка к общению (давать посильные речевые инструкции с опорой на наглядность: «дай чашку», «поставь на стол» и т.п.)

  Развитие сукцессивных функций и пространственно – временных представлений и детей с расстройством аутистического спектра.

Упражнения и задания.

  1. Определение расположения предметов на изображениях, схемах, таблицах (определить след руки  - ноги, определить левый – правый карман, определить левый – правый рукав, определить права – лево у стоящего напротив, определить какой рукой машет девочка из окна)
  2. Ориентировка в пространственном расположении букв, цифр, знаков относительно пространства и друг друга ( в цифровом ряде назвать первое число слева, первое число с права и т.п.,   показать число и его соседей, «вернуть» число на место», показ направления рукой, а ребенок показывает  соответствующую карточку со стрелкой и т.п)
  3. Ориентировка в пространственном расположении элементов букв, цифр, знаков

( определить в какую сторону смотрит буква, назвать из каких элементов состоит буква, как эти элементы расположены относительно друг друга и т.д)

 



Предварительный просмотр:

Как организовать детскую комнату (пространство) аутичного ребенка?

Предложения специалистов:

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость.

Детская комната

http://lib.rus.ec/i/10/203910/i_001.png

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует выполнения ряда необходимых условий:

Первое условие – безопасность

Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иначе мы можем спровоцировать ситуацию, в которой ребенок примется подбрасывать вверх молоток или разбивать электрические лампочки о кафельный пол на кухне. Аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия и запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь.

Второе условие – обеспечение комфорта и уюта

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

Третье условие – наличие необходимого оборудования

Поскольку детская комната – это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения.

Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.

Ребенку нужны игрушки:

http://lib.rus.ec/i/10/203910/i_002.png

– деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;

– разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;

– звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов;

– игры для развития мелкой моторики – мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками;

– развивающие настольно-печатные игры – разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;

– игрушки для сюжетно-ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т. д.

Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае – на начальном этапе). Если ребенку особенно нравится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.

Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т. д.

Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.

Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно. Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить действия взрослого. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т. д. Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится (если ребенок начинает бросать и т. п., такие действия нельзя считать адекватными, они ничему не учат, ничего не развивают). Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт с взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.

Ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды. Необходимо вновь и вновь пытаться организовывать взаимодействие с ребенком уже на основе усвоенных им навыков действия с предметами.

Четвертое условие – поддержание порядка

В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.

Вещи в платяном шкафу лучше раскладывать на те же места – так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие жизни. Но избегайте раз и навсегда установленной завершенности. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали – развесьте на стене его рисунки, выберите вместе с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение!"

В вашей семье есть самые главные люди – это ваши дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, ...

Памятка для родителей "Особые дети - особенное общение"

Данный материал представляет собой некоторые рекомендации при общении с детьми в стуациях, когда дети начинают проявлять некоторые , не понятные для родителей, действия....

Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"

Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"...

Консультация для родителей "Особые дети: левша в мире праворуких"

        Леворукость не определяется, как патология  и для беспокойства нет причин.Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его уп...

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Рекомендации, которые помогут взрослым членам семьи установить ровные доброжелательные отношения с ребенком; снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые часто возникают в семье....

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...

Буклет для родителей "Особые дети - особое общение"

Цель: предложить родителям, имеющим детей с особенностями здоровья, некоторые методы общения, для их успешного развития....