Консультирование родителей агрессивных детей
консультация

Надежда Скляр

Консультирование родителей агрессивных детей

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения. (Р. Бэрон и Д.Ричардсон).

Е.Е. Копченова отмечает, что при определении понятия агрессия основными моментами оказываются:

1) действие, за которым стоит намерение причинить вред;

2) объектом агрессии выступают другие люди или неживые существа;

3) результатом является причинение вреда физического или психологического характера.

В консультации родителей по проблемам агрессивности прежде всего необходимо прояснить, как именно проявляется агрессивное поведение у ребенка. Эта информация крайне важна для понимания стратегии помощи.

Психологу необходимо задать следующие вопросы родителю:

- в каких ситуациях проявляется агрессия? (в общении со взрослыми, ровесниками, когда ребенок чем-то недоволен или ему что-то запрещают, когда у него что-то не получается).

- как именно проявляется агрессия?

Для систематизации информации о проявлениях агрессии у ребенка можно воспользоваться классификацией, предложенной Г.Е. Бреславом. Он выделяет следующие виды агрессии:

1) по направленности на объект:  гетероагрессия (на других) и аутоагрессия (на себя);

2) по причине: реактивная (в ответ на внешнее воздействие) и спонтанная (без видимой причины);

3) по направлениям: прямая (непосредственно на объект, вызывающий негативные чувства) и косвенная (на более удобные объекты);

4) по форме: вербальная, экспрессивная, физическая.

- как изменялось агрессивное поведение ребенка: всегда ли оно было одинаковое, есть ли какие-то заметные изменения, что влияет на поведение ребенка?

- как на агрессивное поведение ребенка реагируют взрослые? (уговаривают, разъясняют, применяют ответную агрессию и пр.). при этом желательно получить максимально конкретные формулировки, для чего можно спросить: «Что именно вы говорите?».

Дальнейшая работа с родителями будет строиться в зависимости от того, какие особенности поведения и обстановки в семье могут способствовать стабилизации агрессивного поведения ребенка.  В значительной степени эта информация будет понят из предыдущей части беседы, но понимание психологом всего разнообразия возможных вариантов сделает работу более системной.

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ:

1) Излишнее внимание, уделяемое агрессивному поведению ребенка.

Родители и/или педагоги, стремясь повлиять на агрессивное поведение ребенка, активно реагируют на драки, тогда как социально приемлемое поведение ребенка остается без внимания. В этом случае мы можем столкнуться с феноменом, который А.Л. Венгер называет «негативное самопредъявление»: ребенок использует агрессию как способ заявить о себе и получить признание. О.В. Хухлаева говорит о демонстративной агрессивности: «Демонстративную агрессивность проявляют дети, привыкшие добиваться и получать преимущественно негативное внимание: они, как правило, имеют низкий уровень самоуважения».

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Наиболее диагностичной является информация о способах реагирования родителей на детскую агрессию: излишние уговоры, нотации, разъяснения, как правило указывают на то, что агрессия подкрепляется ненужным внимаем со стороны взрослых.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? Прежде всего, необходимо минимизировать внимание, которое получает агрессивное поведение ребенка. Никакие уговоры или пояснения не приведут к тому, что ребенок прекратит драться. Важно обсудить с родителями, что их реакция на агрессивное поведение ребенка должна быть максимально нейтральной. Вместе с тем нужно найти способы оказать внимание ребенку в тех ситуациях, когда он ведет себя мирно. Родитель может подчеркивать удачные моменты, например: «Я заметил, как ты сегодня спокойно договорился с Петей».

 

2) Проявление агрессии родителями.

Безусловно, прежде всего, влияние на детскую агрессивность оказывает прямая агрессия, направленная родителями на детей, направленная родителями на детей (физические наказания, негативные комментарии в грубой форме и т.д.). Однако, даже если ребенок не является непосредственно объектом агрессии, различные формы демонстрации агрессивного поведения родителей, направленные как друг на друга, так и на другие объекты (например, домашних животных), способствуют закреплению агрессивного поведения у детей. Достаточно вспомнить широко известные эксперименты Альберта Бандуры, который показал, что наблюдение – один из важнейших механизмов формирования агрессивного поведения.

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Довольно информативным может оказаться вопрос, как родители наказывают ребенка или как реагируют на его нежелательное поведение. В силу влияния фактора социальной желательности родители не всегда расскажут о реальных проявлениях агрессии, принятых в семье. Поэтому имеет смысл обратить внимание на косвенные признаки, которые могут проявиться в результатах диагностики ребенка, например в методике «Рисунок семьи»: скажем изображение папы с ремнем. Подчеркнем, что при трактовке подобных материалов нужно проявлять крайнюю осторожность, ни в коем случае не делать поспешных выводов и по возможности обсудить ситуацию в семье с классным руководителем.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? К сожалению до сих пор можно встретить ситуации, когда педагоги или другие родители советуют маме агрессивного ребенка применить к нему физическое наказание: «Вы его отшлепайте за то, что он дерется». В данном случае работа психолога предполагает два момента.

Во-первых, необходимо детально разъяснить родителю негативное влияние агрессии на ребенка. При этом важно не отмахиваться от комментариев типа «Меня так воспитывали, и я вырос хорошим человеком», а объяснить, что на одни и те же воспитательные методы разные дети реагируют по-разному. Во-вторых, помочь родителю найти иные способы реагирования на проступки ребенка. При этом можно воспользоваться описанием санкций и наказаний о которых говорится в статье «Мифы и рифы демократического воспитания». («Школьный психолог», 12/2013).

 

3) Эмоциональное отвержение ребенка родителями.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис пишут: « В основе эмоционального отвержения осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним». Н.В. Пилипко и И.В. Диянкова отмечают, что эмоциональное отвержение «проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он «какой-то не такой»… Иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться от «обузы».

Дети реагируют на эмоциональное отвержение различными способами, одним из которых может являться агрессивное поведение.

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Напрямую выявить этот фактор очень сложно, но можно понаблюдать за взаимодействием ребенка и родителя. Как правило, можно увидеть, что родитель тяготится ребенком, не вступает с ним в тактильный контакт, легко раздражается или испытывает эмоциональное напряжение при контакте с ребенком.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? Конечно, для самих родителей связь между детско-родительскими отношениями в семье и агрессией со стороны ребенка будет неочевидной. Поэтому важно помочь родителю понять, что в данном случае ребенок нуждается во внимании и теплом отношении, а не в разъяснениях и наказаниях. Работа психолога может заключаться в том, чтобы помочь родителю увидеть положительные стороны в ребенке и найти какие-то совместные дела, которые будут приносить им обоим удовольствие.

4) Недостаточность ограничений в семье.

Во многих случаях агрессивность у детей сопровождается низким уровнем произвольности, которая в свою очередь, тесно связана со стратегией воспитания в семье. Отсутствие четких и прозрачных правил, недостаточность и размытость ограничений, злоупотребление вербальными способами воздействия приводят к тому, что ребенок не может научиться контролировать собственное поведение.

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Довольно информативной может стать диагностика с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, в которой есть шкалы  С-, Т- и З-, отражающие соответственно низкий уровень санкций, требований и запретов. Также полезно понаблюдать за взаимодействием родителя и ребенка: как правило, непоследовательность и недостаточность ограничений заметить довольно просто.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? Начинать работу так же следует с того, чтобы прояснить позицию родителю по поводу ограничений и их значимости для развития умения ребенка контролировать свое поведение. Важно подробно разъяснить развивающую роль правил и их необходимость для преодоления агрессивного поведения ребенка. Когда родителю эта идея будет понятна, можно перейти к обсуждению конкретных правил и конкретных ограничений в семье и совместно поискать способы их оптимизации.

 

5) Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции (авторитарное воспитание).

Эйдемиллер и Юстицкис так характеризуют данный тип воспитания: «Ребенок… в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в тоже время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты». Пилипко и Диянкова подчеркивают, что при данном стиле воспитания родительское отношение характеризуется сочетанием обостренного внимания и заботы о ребенке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

При наблюдении за свободным взаимодействием родителя и ребенка бросается в глаза обилие требований, указаний, наставлений. Родитель часто вмешивается в деятельность ребенка, ограничивая инициативу: «Перестань! Ты делаешь неправильно! Надо вот так!». В совместной работе родитель обычно берет инициативу на себя, мнением ребенка часто не интересуется и не прислушивается к нему, если оно высказывается; стремиться задействовать ребенка как исполнителя.

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Для оценки стиля воспитания можно воспользоваться психодиагностическими методиками (например, методика АСВ), дополнив их наблюдениями за взаимодействием родителя и ребенка.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? Понятно, что общие рекомендации типа «будьте помягче» и «не давите на ребенка»  в этом случае бессмысленны: если бы родитель мог это сделать, он бы так уже поступил. Поэтому очень важно поставить конкретные задачи, обозначить конкретные навыки, которым родитель сможет научиться. Так, родителю, реализующему стиль воспитания по типу доминирующей гиперопеки, можно рекомендовать дать ребенку возможность выбирать и поддерживать его выбор, а так же выражать ребенку принятие и поддержку.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Агрессия часто связана с переживанием гнева и отсутствием у ребенка конструктивных способов его выражения. Поэтому важный аспект работы с агрессивными детьми – формирование этих социально приемлемых способов. Роль родителей в этом процессе очень велика. Прежде всего, психолог может помочь родителям развести чувства и поведение ребенка. Все ограничения могут накладываться на поведение, тогда как чувства ребенка могут быть любыми. Этот принцип можно сформулировать так: «Можно сердиться, но нельзя драться».

Затем важно легализовать проявление агрессии у ребенка, разрешить ему сердиться, признать его право на это переживание. Тотальный запрет на агрессию может дать прямо противоположный результат: ее бурное проявление  у ребенка. Очень важно не обсуждать и не комментировать правомочность гнева у ребенка. Даже если взрослым кажется, что ситуация никоим образом не может рассердить ребенка и его чувство ничем необоснованно, высказывать свои соображения не стоит.

В ситуациях повседневного взаимодействия родители могут помочь ребенку обозначить его состояние, обговаривая его (например, «Ты рассердился»). Умение ребенка отслеживать свои эмоциональные  переживания – важный шаг на пути формирования конструктивных способов их выражения, поэтому такая помощь со стороны родителей крайне важна.

Наконец, родители вместе с ребенком могут выработать конструктивный способ выражения агрессии («Драться нельзя, но можно… кидать мяч, рвать бумагу, бить подушку»). Важно, что бы эти способы были приемлемы для самих родителей. Например, в одной семье заведут специальную боксерскую грушу, а в другой – разрешать громко кричать и топать. Можно написать список таких способов и разместить его где-нибудь на видном месте.

Необходимо понимать, что одного разговора недостаточно: для того чтобы ребенок освоил эти приемы, потребуется определенное время. Поэтому, когда ребенок привычно проявляет свой гнев в агрессивной форме, родители могут спросить его: « Как еще ты можешь показать, что ты сердишься?».

Часто в консультативной практике мы сталкиваемся с тем, что некоторые родители, особенно отцы, считают допустимым для детей, как правило, для мальчиков, проявление физической агрессии.  «Он должен уметь постоять за себя», «Все мальчишки дерутся – это нормально», говорят они педагогам и психологам., обеспокоенным агрессивным поведением ребенка. В этом случае следует сделать акцент на том,  что драка не должна являться для ребенка единственным способом реагирования. Ребенку важно иметь своего рода арсенал различных поведенческих моделей, которые он может использовать в различных ситуациях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultirovanie_roditeley_agressivnyh_detey.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультирование родителей агрессивных детей

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения. (Р. Бэрон и Д.Ричардсон).

Е.Е. Копченова отмечает, что при определении понятия агрессия основными моментами оказываются:

1) действие, за которым стоит намерение причинить вред;

2) объектом агрессии выступают другие люди или неживые существа;

3) результатом является причинение вреда физического или психологического характера.

В консультации родителей по проблемам агрессивности прежде всего необходимо прояснить, как именно проявляется агрессивное поведение у ребенка. Эта информация крайне важна для понимания стратегии помощи.

Психологу необходимо задать следующие вопросы родителю:

- в каких ситуациях проявляется агрессия? (в общении со взрослыми, ровесниками, когда ребенок чем-то недоволен или ему что-то запрещают, когда у него что-то не получается).

- как именно проявляется агрессия?

Для систематизации информации о проявлениях агрессии у ребенка можно воспользоваться классификацией, предложенной Г.Е. Бреславом. Он выделяет следующие виды агрессии:

1) по направленности на объект:  гетероагрессия (на других) и аутоагрессия (на себя);

2) по причине: реактивная (в ответ на внешнее воздействие) и спонтанная (без видимой причины);

3) по направлениям: прямая (непосредственно на объект, вызывающий негативные чувства) и косвенная (на более удобные объекты);

4) по форме: вербальная, экспрессивная, физическая.

- как изменялось агрессивное поведение ребенка: всегда ли оно было одинаковое, есть ли какие-то заметные изменения, что влияет на поведение ребенка?

- как на агрессивное поведение ребенка реагируют взрослые? (уговаривают, разъясняют, применяют ответную агрессию и пр.). при этом желательно получить максимально конкретные формулировки, для чего можно спросить: «Что именно вы говорите?».

Дальнейшая работа с родителями будет строиться в зависимости от того, какие особенности поведения и обстановки в семье могут способствовать стабилизации агрессивного поведения ребенка.  В значительной степени эта информация будет понят из предыдущей части беседы, но понимание психологом всего разнообразия возможных вариантов сделает работу более системной.

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ:

1) Излишнее внимание, уделяемое агрессивному поведению ребенка.

Родители и/или педагоги, стремясь повлиять на агрессивное поведение ребенка, активно реагируют на драки, тогда как социально приемлемое поведение ребенка остается без внимания. В этом случае мы можем столкнуться с феноменом, который А.Л. Венгер называет «негативное самопредъявление»: ребенок использует агрессию как способ заявить о себе и получить признание. О.В. Хухлаева говорит о демонстративной агрессивности: «Демонстративную агрессивность проявляют дети, привыкшие добиваться и получать преимущественно негативное внимание: они, как правило, имеют низкий уровень самоуважения».

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Наиболее диагностичной является информация о способах реагирования родителей на детскую агрессию: излишние уговоры, нотации, разъяснения, как правило указывают на то, что агрессия подкрепляется ненужным внимаем со стороны взрослых.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? Прежде всего, необходимо минимизировать внимание, которое получает агрессивное поведение ребенка. Никакие уговоры или пояснения не приведут к тому, что ребенок прекратит драться. Важно обсудить с родителями, что их реакция на агрессивное поведение ребенка должна быть максимально нейтральной. Вместе с тем нужно найти способы оказать внимание ребенку в тех ситуациях, когда он ведет себя мирно. Родитель может подчеркивать удачные моменты, например: «Я заметил, как ты сегодня спокойно договорился с Петей».

2) Проявление агрессии родителями.

Безусловно, прежде всего, влияние на детскую агрессивность оказывает прямая агрессия, направленная родителями на детей, направленная родителями на детей (физические наказания, негативные комментарии в грубой форме и т.д.). Однако, даже если ребенок не является непосредственно объектом агрессии, различные формы демонстрации агрессивного поведения родителей, направленные как друг на друга, так и на другие объекты (например, домашних животных), способствуют закреплению агрессивного поведения у детей. Достаточно вспомнить широко известные эксперименты Альберта Бандуры, который показал, что наблюдение – один из важнейших механизмов формирования агрессивного поведения.

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Довольно информативным может оказаться вопрос, как родители наказывают ребенка или как реагируют на его нежелательное поведение. В силу влияния фактора социальной желательности родители не всегда расскажут о реальных проявлениях агрессии, принятых в семье. Поэтому имеет смысл обратить внимание на косвенные признаки, которые могут проявиться в результатах диагностики ребенка, например в методике «Рисунок семьи»: скажем изображение папы с ремнем. Подчеркнем, что при трактовке подобных материалов нужно проявлять крайнюю осторожность, ни в коем случае не делать поспешных выводов и по возможности обсудить ситуацию в семье с классным руководителем.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? К сожалению до сих пор можно встретить ситуации, когда педагоги или другие родители советуют маме агрессивного ребенка применить к нему физическое наказание: «Вы его отшлепайте за то, что он дерется». В данном случае работа психолога предполагает два момента.

Во-первых, необходимо детально разъяснить родителю негативное влияние агрессии на ребенка. При этом важно не отмахиваться от комментариев типа «Меня так воспитывали, и я вырос хорошим человеком», а объяснить, что на одни и те же воспитательные методы разные дети реагируют по-разному. Во-вторых, помочь родителю найти иные способы реагирования на проступки ребенка. При этом можно воспользоваться описанием санкций и наказаний о которых говорится в статье «Мифы и рифы демократического воспитания». («Школьный психолог», 12/2013).

3) Эмоциональное отвержение ребенка родителями.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис пишут: « В основе эмоционального отвержения осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним». Н.В. Пилипко и И.В. Диянкова отмечают, что эмоциональное отвержение «проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он «какой-то не такой»… Иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться от «обузы».

Дети реагируют на эмоциональное отвержение различными способами, одним из которых может являться агрессивное поведение.

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Напрямую выявить этот фактор очень сложно, но можно понаблюдать за взаимодействием ребенка и родителя. Как правило, можно увидеть, что родитель тяготится ребенком, не вступает с ним в тактильный контакт, легко раздражается или испытывает эмоциональное напряжение при контакте с ребенком.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? Конечно, для самих родителей связь между детско-родительскими отношениями в семье и агрессией со стороны ребенка будет неочевидной. Поэтому важно помочь родителю понять, что в данном случае ребенок нуждается во внимании и теплом отношении, а не в разъяснениях и наказаниях. Работа психолога может заключаться в том, чтобы помочь родителю увидеть положительные стороны в ребенке и найти какие-то совместные дела, которые будут приносить им обоим удовольствие.

4) Недостаточность ограничений в семье.

Во многих случаях агрессивность у детей сопровождается низким уровнем произвольности, которая в свою очередь, тесно связана со стратегией воспитания в семье. Отсутствие четких и прозрачных правил, недостаточность и размытость ограничений, злоупотребление вербальными способами воздействия приводят к тому, что ребенок не может научиться контролировать собственное поведение.

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Довольно информативной может стать диагностика с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, в которой есть шкалы  С-, Т- и З-, отражающие соответственно низкий уровень санкций, требований и запретов. Также полезно понаблюдать за взаимодействием родителя и ребенка: как правило, непоследовательность и недостаточность ограничений заметить довольно просто.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? Начинать работу так же следует с того, чтобы прояснить позицию родителю по поводу ограничений и их значимости для развития умения ребенка контролировать свое поведение. Важно подробно разъяснить развивающую роль правил и их необходимость для преодоления агрессивного поведения ребенка. Когда родителю эта идея будет понятна, можно перейти к обсуждению конкретных правил и конкретных ограничений в семье и совместно поискать способы их оптимизации.

5) Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции (авторитарное воспитание).

Эйдемиллер и Юстицкис так характеризуют данный тип воспитания: «Ребенок… в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в тоже время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты». Пилипко и Диянкова подчеркивают, что при данном стиле воспитания родительское отношение характеризуется сочетанием обостренного внимания и заботы о ребенке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

При наблюдении за свободным взаимодействием родителя и ребенка бросается в глаза обилие требований, указаний, наставлений. Родитель часто вмешивается в деятельность ребенка, ограничивая инициативу: «Перестань! Ты делаешь неправильно! Надо вот так!». В совместной работе родитель обычно берет инициативу на себя, мнением ребенка часто не интересуется и не прислушивается к нему, если оно высказывается; стремиться задействовать ребенка как исполнителя.

Как понять, существует ли этот фактор в семье? Для оценки стиля воспитания можно воспользоваться психодиагностическими методиками (например, методика АСВ), дополнив их наблюдениями за взаимодействием родителя и ребенка.

Что можно порекомендовать родителям в данном случае? Понятно, что общие рекомендации типа «будьте помягче» и «не давите на ребенка»  в этом случае бессмысленны: если бы родитель мог это сделать, он бы так уже поступил. Поэтому очень важно поставить конкретные задачи, обозначить конкретные навыки, которым родитель сможет научиться. Так, родителю, реализующему стиль воспитания по типу доминирующей гиперопеки, можно рекомендовать дать ребенку возможность выбирать и поддерживать его выбор, а так же выражать ребенку принятие и поддержку.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Агрессия часто связана с переживанием гнева и отсутствием у ребенка конструктивных способов его выражения. Поэтому важный аспект работы с агрессивными детьми – формирование этих социально приемлемых способов. Роль родителей в этом процессе очень велика. Прежде всего, психолог может помочь родителям развести чувства и поведение ребенка. Все ограничения могут накладываться на поведение, тогда как чувства ребенка могут быть любыми. Этот принцип можно сформулировать так: «Можно сердиться, но нельзя драться».

Затем важно легализовать проявление агрессии у ребенка, разрешить ему сердиться, признать его право на это переживание. Тотальный запрет на агрессию может дать прямо противоположный результат: ее бурное проявление  у ребенка. Очень важно не обсуждать и не комментировать правомочность гнева у ребенка. Даже если взрослым кажется, что ситуация никоим образом не может рассердить ребенка и его чувство ничем необоснованно, высказывать свои соображения не стоит.

В ситуациях повседневного взаимодействия родители могут помочь ребенку обозначить его состояние, обговаривая его (например, «Ты рассердился»). Умение ребенка отслеживать свои эмоциональные  переживания – важный шаг на пути формирования конструктивных способов их выражения, поэтому такая помощь со стороны родителей крайне важна.

Наконец, родители вместе с ребенком могут выработать конструктивный способ выражения агрессии («Драться нельзя, но можно… кидать мяч, рвать бумагу, бить подушку»). Важно, что бы эти способы были приемлемы для самих родителей. Например, в одной семье заведут специальную боксерскую грушу, а в другой – разрешать громко кричать и топать. Можно написать список таких способов и разместить его где-нибудь на видном месте.

Необходимо понимать, что одного разговора недостаточно: для того чтобы ребенок освоил эти приемы, потребуется определенное время. Поэтому, когда ребенок привычно проявляет свой гнев в агрессивной форме, родители могут спросить его: « Как еще ты можешь показать, что ты сердишься?».

Часто в консультативной практике мы сталкиваемся с тем, что некоторые родители, особенно отцы, считают допустимым для детей, как правило, для мальчиков, проявление физической агрессии.  «Он должен уметь постоять за себя», «Все мальчишки дерутся – это нормально», говорят они педагогам и психологам., обеспокоенным агрессивным поведением ребенка. В этом случае следует сделать акцент на том,  что драка не должна являться для ребенка единственным способом реагирования. Ребенку важно иметь своего рода арсенал различных поведенческих моделей, которые он может использовать в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "агрессивные дети"

За последние годы нашей педагогической работы повышенная агрессивность детей стала одной из наиболее острых проблем. Число детей с таким поведением стремительно растет. Тема детской агрессивности долг...

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Работа педагога – психолога с родителями агрессивных детей в ходе консультирования.

В ходе консультирования родитель начинает понимать, что корни агрессии чаще всего скрываются в семье, а точнее - в нарушении родительской привязанности. Мы вместе с родителями разбираемся в том, какой...

Консультирование родителей агрессивных детей

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения. (Р. Бэрон и Д.Ричардсон)....

Консультация для родителей: «Агрессивные дети» Что нужно знать о причинах агрессии, чтобы предупредить её формирование у детей

    Каждый, кто хоть раз общался с детьми, наверное, имел дело с проявлениями детской агрессии. Для взрослых такое детское поведение представляет довольно серьезную проблему: как вест...

Дистанционное консультирование родителей, имеющих детей дошкольного возраста

Дистанционное консультирование родителей, имеющих детей дошкольного возраста...