Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Количество детей с ОВЗ, имеющих различные нарушения, в последние годы увеличилось, но зачастую отсутствуют необходимые условия в учреждениях общеобразовательного вида для реализации образовательных потребностей данной категории обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

   В последние годы мы можем чаще наблюдать внимание со стороны государства к такой острой проблеме как инклюзивное образование. Меняется представление государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида. 

  Следует отметить, что количество детей с ОВЗ, имеющих различные нарушения, в последние годы увеличилось, но зачастую отсутствуют необходимые условия в учреждениях общеобразовательного вида для реализации образовательных потребностей данной категории обучающихся.

  Современные родители нацелены на получение образования их детьми именно в условиях таких учреждений, в которых ребенок с ОВЗ мог бы развиваться и социализироваться также, как и остальные дети. В связи с этим актуальным становится вопрос об особенностях реализации инклюзивного образования.

  Ю.Л. Загуменов характеризует инклюзивное образование как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья доступное обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его потребностей.

  Одним из необходимых условий реализации инклюзивного образования является сенсорное развитие ребенка младшего возраста. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет формирование личности и то каким будет познание окружающего мира в детстве, такую личность мы и получим в будущем. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенькой которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий его мир. Здесь необходима помощь в развитии его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, то есть о их форме, цвете, величине, положении в пространстве и др.

  Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

  В психолого-педагогической литературе рассматриваются такие виды

восприятия, как:

– восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в

младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы, прежде всего, по

форме;

– восприятие цвета;

– восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку

каждый раз эталоном является другой предмет;

– восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение

тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются

пространственные понятия);

– восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через

действия, эмоциональные переживания происходящий жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра);

– восприятие движений тела – складывается из ощущений позы тела,

конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;

– восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений

от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;

– восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая

осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия.

Джин Айрес в своей книге «Кирпичики детского развития» выделила три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

Речь идет о следующих системах:

- вестибулярная система = система поддержания равновесия;

- тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;

- проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения

   Стоит отметить важность сенсорных воздействий и на развитие речи детей.

Нормальное развитие речи и вместе с ним умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, так как именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание: все другие формы познания –запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и   являются результатом их обработки.

  Очень важно иметь возможность оборудовать помещения с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком. Уникальная sensory среда воздействует на все воспринимающие системы организма (обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную и др.). Это стимулирование «информационных входов»

организма очень полезно для детей. Именно такие свойства этих средств и

восстанавливают психическое и физическое здоровье ребенка. Специальное оборудование, оказывает оптимальное комплексное воздействие на нервную систему и все органы чувств человека, ребенок пребывает в обстановке, наполненной различными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста познает окружающий его мир.

      Поэтому, мы должны научиться понимать сигналы ребенка и отвечать на них, установив тем самым тесный круг общения, обеспечивающий возможность для дальнейшего развития. Это можно назвать диалогом, но только в том случае, если ребенок и его окружение способны развиваться во взаимосвязи друг с другом.

 



Предварительный просмотр:


Рисование в подготовительной к школе группе  по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:   1. Учить изображать несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через цвет, форму.

        2. Отрабатывать умения располагать «сюжет» на всём листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение.

        3. Развивать у детей фантазию, воображение, эмоциональное отношение к изображаемому.

        4. Закреплять умения использовать разные художественные материалы: цв.карандаши, цв.мелки.

        5. Воспитывать интерес и любовь к ИЗО-деятельности, вызвать желание помочь малышам.

Материал: листы А4, цв.карандаши, простой графитный карандаш, восковые мелки, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «Сказка о царе Салтане» в аудиозаписи, портрет А.С.Пушкина.

Предварительная работа: чтение «Сказки о царе Салтане», рассматривание иллюстраций к сказке, рисование фигуры человека в движении, животных, дворцов.

Ход занятия

Дети сидят полукругом. Восп-ль показывает книгу без картинок.

- Ребята, кто из вас любит сказки, поднимите руки? (Ответы детей). А книги вы любите? (Да) вот и я так подумала, что все дети любят книги, и решила купить её в подарок к Новому году малышам с соседней группы. Как называется эта книга? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») Кто написал её? (А.С.Пушкин, портрет висит на доске). Эта хорошая сказка, мы её с вами не так давно прочитали, но мне не нравится тем, что в ней очень мало иллюстраций. Обратите внимание, на доске находятся несколько картинок к этой сказке, нарисованных различными художниками.  Вот и мы с вами сейчас станем художниками-иллюстраторами и попробуем украсить эту книгу своими рисунками-иллюстрациями. Давайте вспомним некоторые эпизоды из этой сказки.

- Посмотрите на иллюстрацию1, и расскажите несколько строчек из эпизода, который вам напомнила эта картина.

(Три девицы под окном…)

(Аналогично вспоминаются строчки к иллюстрации 2 и 3 – Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт, Словно горькая вдовица….; Белка песенки поёт…)

А что изображено на последней 4-ой картине? (как лебедь обернулась царевной) Что особенного в ней было? (Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит).

- Теперь продумайте, какой эпизод вы бы хотели изобразить. (Выслушать ответы детей. Подсказать ещё несколько эпизодов и способы их изображения. « Глядь, поверх текучих вод Лебедь белая плывёт…», «Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет…») Рисовать вы будете при помощи цв.карандашей и восковых мелков, правильно подбирая цвета.

         

Физминутка

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Вос-ль:  Молодцы, возвращаемся на свои места. Если вы обдумали свой рисунок, то можно рассаживаться за столы. Там уже для вас приготовлен необходимый художественный материал. (дети рисуют под аудиозапись «Сказки о царе Салтане», воспитатель проходит, подсказывает варианты рисования сюжетов, отмечает понравившиеся)

Итог занятия

У вас получились замечательные рисунки, но у нас есть ещё одно занятие, чтобы закончить ваши работы и подарить их вместе с книгой малышам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов «СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

       Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способа...

Консультация для воспитателей по теме «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми ОВЗ, является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализато...

02.06.2020 Консультация для педагогов "Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"

Консультация для педагогов"Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"...

Консультация для педагогов «Игра – основа развития ребенка»

Данная консультация может помочь педагогам организовать сюжетно-ролевые игры в группе, обогащать их и понимать их ценность....

консультация для педагогов Познавательно - речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и твор...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОН И ПРОБУЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка являет­ся дневной сон. Он способствует восстановлению физиологического равновесия организма, помогает провести остаток дня в хорошем ...