Консультация для родителей " Скоро в школу"
консультация (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Анатольевна

 

       Когда ребенок идет в школу, как правило, он не меньше думает о новых играх и друзьях, о взаимоотношениях с учительницей, чем об уроках, заданиях и отметках – социальные и познавательные побуждения, дополняя друг друга, гармонизируют школьную жизнь ребенка. В самом деле: легко можно представить общительного двоечника, который имеет много друзей, однако, совсем не любопытен – и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного назначения – образовательного. Не редок и другой случай – сосредоточенный на учебе отличник является мишенью для насмешек своих товарищей, и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped.2.doc437.5 КБ

Предварительный просмотр:

(Поиграем в школу).

                          Уважаемые родители!   

       Когда ребенок идет в школу, как правило, он не меньше думает о новых играх и друзьях, о взаимоотношениях с учительницей, чем об уроках, заданиях и отметках – социальные и познавательные побуждения, дополняя друг друга, гармонизируют школьную жизнь ребенка. В самом деле: легко можно представить общительного двоечника, который имеет много друзей, однако, совсем не любопытен – и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного назначения – образовательного. Не редок и другой случай – сосредоточенный на учебе отличник является мишенью для насмешек своих товарищей, и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой.

          Источником горьких переживаний первоклассника может быть не только плохая отметка, но и конфликты с соучениками. Дело в том, что по отношению к учителю ребенок оказывается в положении зависимого, принимающего информацию и оценку. При этом ответить тем же ребенок не может - он выражает свое отношение к учителю только признательностью и готовностью сотрудничать. Что касается отношений  с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатиях и общих школьных интересах.

          Это различие способов общения в школе выражено гораздо сильнее, чем в детском саду или дворовой группе, и для хорошей школьной адаптации ребенок должен обладать богатым репертуаром приемов общения – принимать роли ученика и товарища, отличника и двоечника, выслушивать похвалу и переносить наказания, выражать и принимать агрессивность. Именно отсутствие умения гибко общаться нередко изменяет в худшую сторону отношение ребенка к школе, причем ключевой проблемой является агрессивное поведение.

          Ребенок учится отклоняться от конфликтов там, где встречается большое сопротивление, но при этом выражает агрессию в другой среде, где он не опасается слишком сильного наказания. Если же ребенок испытывает давление и семьи, и со стороны школы, это быстро приводит к истощению нервной системы и возникновению неврозов.

        Именно в семье ребенок приобретает первые образцы общения, в том числе и умение разрешать сложные ситуации. И поэтому, прежде чем перейти к ролевым играм и упражнениям, попытайтесь выяснить ответ на вопрос:

Правильно ли Вы воспитываете ребенка?

(тест для родителей) 

  1. Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребенок уже с детства был чистюлей?
  2. Умеете ли Вы спокойно и обстоятельно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношениями мужчин и женщин?
  3. Целуете и гладите ли Вы своего ребенка после того, как ему исполнилось 5 лет?
  4. Настаиваете ли Вы на том, чтобы ребенок сам убирал игрушки?
  5. Способны ли Вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?
  6. Уважаете ли Вы право ребенка на личную тайну?
  7. Есть ли у Вас привычка повторять: «А вот в мое время…» или «ребенок должен держать язык за зубами»?
  8. Делитесь ли Вы с ребенком радостями горестями?
  9. Бывает ли, что в качестве наказания Вы запрещаете ребенку смотреть телевизор?
  10. Знаете ли Вы точно, как Ваш ребенок проводит время без Вас?
  11. Если бы кто-нибудь придумал робота – воспитателя, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы Вы такую машину?
  12. Критикуете ли Вы детей в присутствии посторонних?

         Если Ваш ответ совпал с ниже приведенным, засчитайте 1 балл:

 1 – нет, 2 – да, 3 – да, 4 – нет, 5 – да, 6 – да, 7 – нет, 8 – да, 9 – нет, 10 – нет, 11 – нет, 12 – нет.

                       А теперь подсчитайте количество баллов:

1-2 балла – Вы слишком строги и педантичны, стоит быть немного терпимее;

3-4 балла – не мешало бы Вам предоставить ребенку немного больше свободы и самостоятельности;

5-6 баллов – Вы не имеете последовательного стиля воспитания, порой слишком требовательны, порой позволяете ребенку слишком много;

7-8 баллов – Вы не очень опытны, как педагог, но воспитываете ребенка с любовью и радостью;

9-10 баллов – Вы очень хороший родитель, способный передать ребенку верное отношение к жизненным проблемам;

11-12 баллов – Вы бы могли поделиться опытом воспитания с профессиональными педагогами.

                                               

                                               Мамы и папы!

 А вы задумывались?

          Какой же стиль воспитания влияет на особенности общения ребенка?

          Чрезмерное подавление ребенка приводит либо к его защитно-агрессивной реакции при отсутствии доверия к другим лицам, либо к чрезмерной пугливости, неспособности постоять за себя. С другой стороны, стиль попустительский тоже нарушает правильную оценку ребенком ситуации: он не знает, что можно, а что нельзя, и рискует попасть впросак в общении с другими людьми.

          Правильное воспитание построено на взаимном уважении и доверии в семье при сохранении статусных различий: ребенку не следует допускать панибратских отношений с родителями, которые, в свою очередь, не должны вести себя инфантильно, провоцируя неуважение со стороны ребенка.

          Что же делать, если Вы обеспокоены тем, как Ваш ребенок общается?

           Поиграйте с ним! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на Ваш взгляд, ему не хватает. Если Ваш ребенок излишне пуглив – дайте ему сыграть злого волка, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен – пусть сыграет тихого мудрого ослика Иа-Иа. В сценках из школьной жизни это могут быть: старшеклассник-хулиган, справедливый учитель, верный друг - одноклассник… Играя в школу, обратите внимание на распределение ролей в соответствии с характерами детей!

          Предлагаю Вам несколько игр, в которые можно играть вдвоем, а в некоторых случаях привлечь друзей или родственников.

Сокол и лиса.

          Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности.

Выбираются сокол и соколята, а также лиса. Сокол «учит» своих соколят летать: он бегает в разных направлениях, одновременно делая разные движения руками (вверх, в стороны или какие-то замысловатые). Соколята повторяют движения сокола. Когда появляется лиса, соколята должны присесть. Лиса ловит тех, кто не присел. Пойманный соколенок на время выбывает из игры.

Сосед, подними руку.

          Игра воспитывает произвольность, выдержку, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам – одноклассникам.

          Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга. Останавливаясь напротив одного из игроков, он произносит: «Сосед». Водящий должен останавливаться точно напротив ребенка, оба его соседа должны поднять вверх руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую. Если кто-то из соседей ошибся, то он меняется с водящим местами.

Школа наоборот.

          Используется для проигрывания конфликтных ситуаций.

Ребенок играет учителя, взрослый - нерадивого ученика. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению:

Учитель: - А теперь нарисуем солнце…

Ученик: - Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит.

               - Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?

               - Зеленое!

               - Молодец! Круглое или квадратное?

               - Продолговатое!

               - Правильно! Наша Маша (Вася, Петя…) молодец, вместо солнца – огурец! Ты, как всегда отличница, заслужила хорошую отметку – двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме!

          Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое значение диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания в школе – при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.

    Лесная школа.                                                                                                   

          Игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, развивает произвольность поведения. 

           Лучше собрать группу из 2-4 человек. Водящий – мудрая Сова, остальные – ученики – животные. Первый раз учителем становится старший игрок. После звонка в класс влетает Сова: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Сова – Большая голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня – очень обижаюсь. А как вас зовут?» Ученики отвечают хором. Сова: «Какие интересные совята, какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так – кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут детка?» «Му-му, я – теленок».  «Какие вы разные! А теперь давайте договоримся о самом главном слове, оно должно быть понятно всем, это слово «мир». Если кто-то из вас будет обижать другого, давайте произнесем это волшебное слово».

          Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание.

Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белки: «Мы спим 5 часов». Медведь: « А я сплю 4 месяца…». Сова: «Вот и неправильно! Ночью не спят. В это время приятно летать и охотиться! Какие странные совята!» На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции своей зверюшки, но понимать, что правильным является только ответ с позиции Совы. В спорах дети могут обращаться к товарищам или апеллировать мнением родителей: «А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!» Вместо отметок используются мелкие предметы (желуди, шишки). Дети должны понимать, какие отметки хорошие, а какие – плохие.

         

Кто где живет?

          Игра для развития произвольности  и школьных навыков.

          Игроки (различные животные) садятся в круг, сначала выясняется, кто из них, где обитает в природе (в поле, в лесу, на реке,..) Ведущий обращается к играющим: «Я, кажется, заблудился, кто сможет в этом дубовом лесу показать мне дорогу к полю? Но здесь, видно, никто не живет?»  Кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» И ведет его к зверьку, живущему в поле, например, к мышке и тд.

        Первоклассник.

          В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность.

           Игра может проводиться с одним ребенком или с небольшой группой (как соревнование).

           Игра заключается в том, что ребенок должен суметь быстро и аккуратно собрать нужные вещи в портфель (кроме нужных вещей там должны быть и «лишние» предметы: расчески, игрушки, ложки и тд.).

   

       В заключение, для того, чтобы проверить, насколько Ваш ребенок информирован о школьной жизни, предложите ему ответить на следующие вопросы:

Что я знаю о школе?

        (тест для детей)        

  1. Как обращаются к учительнице?
  2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  4. Что такое урок?
  5. Как узнают, что пора начинать урок?
  6. Что такое перемена?
  7. Для чего нужна перемена?
  8. Как в школе называется стол, за которым пишут?
  9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  10. Что такое отметка?
  11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  12. Что такое школьный дневник?
  13. В классе учатся дети одного возраста или нет?
  14. Что такое каникулы?

   

          Если ребенок ответил правильно на

11-14 вопросов – в школьных правилах для него не будет неожиданностей;

7-10 вопросов – неплохо, но можно еще поговорить или почитать о школе;

4-6 вопросов – необходимо поподробнее поговорить о школьных правилах и вернуться к игре «Лесная школа»;

1-3 вопроса – а ходили ли Вы сами в школу?

Непременно поиграйте!

 

Удачи ВАМ и терпения!

Учитель – логопед Харитонова Ольга Анатольевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Скоро в школу. Заниматься ли до школы?"

Ребенок идет в школу. Как он будет учиться? Понравится ли ему в школе? У родителей возникает вопрос: Заниматься ли до школы? Да, конечно. Но обучение дошкольников требует специальных занятий. Поэтому,...

Консультация для родителей "Скоро в школу". Для родителей подготовительной группы

МБДОУ «Лямбирский детский сад «РОДНИЧОК»Консультация для родителейПодготовили:Воспитатели  -  Воронина С.Н....

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"...

Консультация для родителей "Скоро в школу" в подготовительной к школе группе

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.         Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться&raq...

Консультация для родителей СКОРО В ШКОЛУ Подготовка к школе

Консультация для родителей  СКОРО В ШКОЛУ  Подготовка к школе...

Консультации для родителей: "Скоро в школу", "Активные дети", "Плохое поведение", "Ребенок берет чужие вещи","Страх перед школой"

Часто в дошкольном возрасте родители сталкиваются с такими вопросами, почему дети боятся темноты и одиночества, из-за чего появляется детская тревога, почему будущий первоклассник боится школы, зачем ...