Как подготовить руку ребенка к письму.
консультация

Чуенко Валентина Владимировна

Как подготовить руку ребенка к письму

 

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых — подготовить руку ребёнка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

В настоящее время родителям предлагается большое количество книг и тетрадей предназначенных для тренировки разнообразных навыков, обучающие занятия,  сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки.

Для большого эффекта желательно придерживаться следующих психолого-педагогических условий:

  • использовать прописи-чистовики для ребенка, имеющего трудности с мелкой моторикой;
  • оценивать усилия, а несоответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;
  • imageне торопиться переходить к написанию слов и фраз, можно
    сосредоточиться на рисовании отдельных букв и слов (печатными буквами);
  • ни в коем случае не заставлять ребенка переписывать набе­ло (будет получаться все хуже и хуже);
  • соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираться на игру, чередовать нагрузки с релаксацион­ными упражнениями;
  • упражнения должны доставлять ребенку удовольствие, не
    превышать 10—15 мин.

 Постановка руки. Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользо­ваться известным способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна — на ручке, другая — на подушечке указательного пальца, третья — на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

 

Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или другую несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы взрослый должен показать детям образец штриховки.

 

Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, ста­раясь работать как можно аккуратнее. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

 

Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопи­ровать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалы­вая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание. Это может быть работа с бельевой веревкой, со шнурка­ми. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают все более тонкую веревку.

 

Вырезание ножницами по контуру. Например, фигуру бумажной куклы, машины.

Изготовление мелких поделок из бумаги. Для этого вида работы потребуются соответствующая книга из детской библиотеки, ножницы, клей, ватман.

 

Работа с мелким конструктором, мозаикой. Важна также работа по образцу.

Желаю успеха!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovit_ruku_rebenka_k_pismu.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить руку ребенка к письму

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых — подготовить руку ребёнка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

В настоящее время родителям предлагается большое количество книг и тетрадей предназначенных для тренировки разнообразных навыков, обучающие занятия,  сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки.

Для большого эффекта желательно придерживаться следующих психолого-педагогических условий:

  • использовать прописи-чистовики для ребенка, имеющего трудности с мелкой моторикой;
  • оценивать усилия, а несоответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;
  • не торопиться переходить к написанию слов и фраз, можно
    сосредоточиться на рисовании отдельных букв и слов (печатными буквами);
  • ни в коем случае не заставлять ребенка переписывать набело (будет получаться все хуже и хуже);
  • соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираться на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;
  • упражнения должны доставлять ребенку удовольствие, не
    превышать 10—15 мин.

 Постановка руки. Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться известным способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна — на ручке, другая — на подушечке указательного пальца, третья — на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или другую несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы взрослый должен показать детям образец штриховки.

Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание. Это может быть работа с бельевой веревкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают все более тонкую веревку.

Вырезание ножницами по контуру. Например, фигуру бумажной куклы, машины.

Изготовление мелких поделок из бумаги. Для этого вида работы потребуются соответствующая книга из детской библиотеки, ножницы, клей, ватман.

Работа с мелким конструктором, мозаикой. Важна также работа по образцу.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить руку ребенка к письму

Консультация на тему "Как подготовить руку ребенка к письму" содержит материалы,которые помогут родителям при подготовке ребенка к школе....

Как подготовить руку ребенка к письму.

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?   ...

Как подготовить руку ребенка к письму без карандаша и бумаги.

В статье предлагаются не традиционные игры для подготовки руки к письму, некоторые упражнения использовались М. Мантесори. Для проведения этих игр не надоо использовать дорогостоящие материалы,необход...

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму.

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет,  которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму....

Как помочь родителям подготовить руку ребенка к письму

Воспитателям и родителям известно,насколько сложен и трудоемок процесс обучения дошкольника каллиграфически правильному письму.Советы,которые дадут возможность ребенку подготовить руку к напряженной и...

статья на тему: "Как подготовить руку ребенка к письму."

Занимательные игры для развития мелкой моторики....