Сказка кладезь мудрости.
статья

Цапина Элина Андреевна!

В своём детстве я очень любила, когда мама читала мне перед сном, особенно сказки зарубежных народов мира. Сейчас это самые тёплые воспоминая. Сказка разнообразна как сама жизнь, все, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение народа. Африканские сказка непохоже на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских. Через сказки разных народов ребёнок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Сказка других народов замечательное средство для того, чтобы ребёнок смог постигнуть внутренний мир и образ мыслей человека из другой страны. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды, до жизненно важного – как жить дальше. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребёнок, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребёнка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Например, сказка «Колобок» 3-5 летний ребёнок, для которого важно делать многое самому без помощи родителей (самому есть, идти по улице без руки родителя и т.д.), и который считает себя достаточно взрослым, для такого ребёнка может быть важно проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений. Когда ребёнок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребёнку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок во многом формирует для себя картину Мира и в зависимости от этого ребёнок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для этого, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе. Сказка как живой организм – в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка. Слушая сказку, ребёнок «вживается» в повествование. При этом развивается способность ребёнка вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и своё Единство с ним. Итак, сказка так же многогранна, как жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

В своей работе с детьми я использую психокоррекционные сказки они создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего. Алгоритм психокоррекционной сказки: 1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребёнку по полу, возрасту, характеру. 2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребёнок нашёл сходство со своей жизнью. 3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожею на реальную ситуацию ребёнка и приписываем герою все переживания ребёнка. 4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. 5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Сказка «Былинка и Солнце». Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то Былинку. Да и хороша пара – Былинка и Солнце!!! Но Былинка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тянулась, и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация. Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку? Вот что делают с нами надежда и высокие чувства.

Сказка «Заноза». - Нам, кажется, по пути. – сказала Заноза, впиваясь в ногу. – Вот и хорошо: все-таки веселее в компании. Почувствовал боль, мальчик запрыгал на одной ноге. И Заноза заметила с удовольствием: - Ну вот, я же говорила, что в компании веселее.

Сказка «Злаки». - Жизни нет от этого Бурьяна! – возмущался Колос. – Чтоб его град побил, чтоб его молния испепелила! - Что ты говоришь! – вразумляет Колос его товарищ. – Случится пожар, то мы сгорим, никого не останется, все сгорим! - Зато на нашем месте вырастут новые колосья, - не унимался Колос. - А если вырастет Бурьян?

Научные исследования подтверждают, что чтение вслух детям дошкольного возраста учит конкретно мыслить, повышает словарный запас, который делает речь более образной и живой, а самое главное строит мощную связь между родителями и ребёнком. Передавая семейные традиции собираясь вечером все вместе за чтением сказок, вы оставляете самые теплые воспоминания в душе вашего ребёнка. 

http://www.shkola93.ru/index/0-198

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".

Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...

Деловая игра для воспитателей «Фольклор — кладезь мудрости»

Деловая игра, чтобы пополнить профессиональные знания, умения воспитателей по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с устным народным творчеством"....

Деловая игра для воспитателей «Фольклор — кладезь мудрости»

Деловая игра, чтобы пополнить профессиональные знания, умения воспитателей по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с устным народным творчеством"....

Сценарий педсовета по формированию народной культуры. Деловая игра «Фольклор-кладезь мудрости»

Цель: выявление профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции воспитателей по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с устным народным творчеством"....

"Фольклор-кладезь, народной мудрости

буклет для родителей и педагогов...

Беседа «Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец – русский богатырь».

Цель:Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси.Продолжать формировать представления о некот...

Беседа "Былины - кладезь народной мудрости".

Беседа "Былины - кладезь народной мудрости"....