Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и ответственности в младшем возрасте»
консультация (младшая группа)

Николаева Маргарита Леонидовна

Самостоятельность является ценным качеством человека, которое воспитывается с ранних лет. Так как дети сами по себе очень активны, такие качества как аккуратность, воля, упорство, уверенность в себе, стремление и желание добиться успеха легко развиваются в ребенке. Определенную роль в воспитании самостоятельности ребенка играет самообслуживание, которое способно резко поднять самооценку, тем самым являясь «большим шагом» к независимости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание самостоятельности и ответственности в младшем возрасте»

Самостоятельность является ценным качеством человека, которое воспитывается с ранних лет. Так как дети сами по себе очень активны, такие качества как аккуратность, воля, упорство, уверенность в себе, стремление и желание добиться успеха легко развиваются в ребенке. Определенную роль в воспитании самостоятельности ребенка играет самообслуживание, которое способно резко поднять самооценку, тем самым являясь «большим шагом» к независимости. Самостоятельность и самообслуживание напрямую зависят друг от друга. Ожидая от ребенка самостоятельности, необходимо прививать навыки самообслуживания и наоборот, ожидая проявления навыков самообслуживания необходимо поддерживать, развивать самостоятельность.

У детей младшего возраста необходимо сформировать те навыки, которые им посильны и доступны. Малыш учится самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно вешать на стульчик одежду, мыть руки с мылом, вытирать лицо и руки полотенцем, убирать игрушки после игры на место и т. д. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому взрослым необходимо проявить терпение в процессе воспитания самостоятельности у детей, уделить больше внимания и потратить много времени, чтобы добиться цели.

Трехлетние дошкольники еще недостаточно умелые, ловки, и многие матери стремятся избавить ребенка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать, или не хватает терпения. Поэтому они сами быстро натягивают ребенку колготки, зашнуровывают ботинки. Кажется, все хорошо: ребенок одет и играет. Но родители даже не осознают, что тем самым они отнимают у сына (или дочери) его дело, его работу. Упускается драгоценный момент, которого потом не вернешь. Младший дошкольник, как правило, охотно делает только то, что ему интересно, а в этом возрасте ему интересно все: ведь он только познает мир, и каждая вещь, ее качества и изменения для него новы. Вот коготки собраны «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Резинка маленькая, а потянешь - она вытягивается, становится длинной и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается - и вдруг пролезла в петлю. Ребенок чувствует себя победителем. Вот здесь-то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребенка — это интересный, занимательный труд.

Правила, которые помогут развивать самостоятельность ребёнка.

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7.В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста».

Культура поведения - это многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к самому себе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к природе....

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста"

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста"...

Консультация для родителей: " Воспитание самостоятельности у детей первой младшей группы"

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего возраста.  Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту акт...

Консультация для родителей: "Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей 2 младшей группы"

Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.Первые признаки самостоятельности...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?Какие ошибки допускают родители и как их избежать?Что такое самостоятельность?Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Рекомендации для родителей как воспитать самостоятельность у ребенка в разных ситуациях....